Общая характеристика профессиональной деятельности и личностных качеств психолога

курсовая работа

2.2 Умение общаться с клиентом - стержневая черта психолога

Рассматривая вопрос о профессионально необходимые качества практикующего психолога, важно исходить из успешности его профессиональной деятельности. Именно они будут определять цели, содержание, продолжительность, форму его профессиональной подготовки.

Ядром деятельности практикующего психолога является общение, которое разворачивается в виде коммуникации, интеракции и перцепции.

Эффективность психоконсультирования, психотерапии и психокоррекции в значительной степени определяется умением общаться с клиентом, предусматривает искренний интерес к людям, их образу жизни, эмоциям, мыслям, умение подбирать правильные слова и тон, которые обеспечивают установку необходимого контакта, умение слушать, терпение.

Итак, талант общения является самым необходимым разрешением для профессиональной реализации психолога-практика. В его структуре выделяют следующие составляющие:

- умение полно и правильно воспринимать человека (наблюдательность);

- умение понимать внутренние свойства и особенности человека (интуиция);

- умение сопереживать (эмпатия);

- умение анализировать собственное поведение (рефлексия);

- умение управлять собой и процессом общения.

В процессе общения психолог определяет как изменения в поведении человека, так и воздействия психолога на это поведение, осуществляет социальную фасилитацию или поддержку, помощь клиенту. Последнее особенно важно для психолога-практика. Люди, которые имеют высокие показатели в социальной фасилитации, склонны и имеют способности к работе в сфере практической психологии.

В процессе общения с клиентом психолог, по мнению А.Ф. Бондаренко, должен проявлять такие качества:

1. Способность к эмпатии, сопереживанию, сочувствию. Под этой способностью понимают умение глубоко проникать во внутренний мир другого человека - клиента, понимать его, видеть то, что происходит, с его позиции, воспринимать мир его глазами, признавать его точку зрения правомерной и допустимой. Главным в эмпатии является готовность, желание и способность человека психологически чувствовать и понимать другого человека. Именно благодаря этому качеству психолог способен лучше и глубже понимать клиента и помогать ему.

2. Открытость. Как свойство личности открытость имеет несколько проявлений. Во-первых, это готовность психолога быть открытым как личность для клиента (правда не настолько, чтобы позиции клиента и психолога поменялись). Степень открытости должна определяться чувствами клиента: если он считает психолога открытым человеком и не боится раскрываться перед ним, то это свидетельствует о желательном уровне открытости психолога. Во-вторых, открытость - это стремление психолога в личном общении с клиентом оставаться самим собой, проявляя при этом свои преимущества и недостатки. Демонстрация клиенту своих недостатков психологом происходит для того, чтобы продемонстрировать, что сам консультант - это обычный живой человек, которому, как и всем людям, присущи недостатки. В-третьих, открытость проявляется в том, что психолог показывает клиенту готовность обсуждать с ним любые вопросы.

3. Эмпатия сопутствует открытости, одно без другого существовать практически не может. Вместе они позволяют создать атмосферу партнерства между психологом и клиентом.

4. Проявление личной заботы о клиенте посредством сострадания к нему, а также мимики, пантомимики, жестов, то есть такого внешнего поведения психолога, которое демонстрирует искреннюю заинтересованность, заботу психолога о клиенте. Такая забота однако не должна быть чрезмерной. Психологу не рекомендуется в общении с клиентом быть слишком эмоциональным.

5. Доброжелательность. Эмоционально положительное отношение к клиенту, личная заинтересованность и участие в решении его проблем. Хотя это личностное качество коррелирует практически со всеми вышеперечисленными качествами личности, но оно имеет и свои индивидуальные проявления. К ним, в частности, относится умение в любых ситуациях, при любой поведения клиента сохранять ровный, доброжелательный стиль общения.

6. Особое место в практике психологической помощи занимает доверие к клиенту, вера в его способности и возможности самостоятельно преодолеть проблемы. Доверие проявляется также и в том, что психолог готов разделить мнение клиента и принять его, отказавшись от своего собственной, если оно оказывается необъективным.

7. Умение выбирать и сохранять оптимальную психологическую дистанцию в общении с клиентом. То есть психолог должен уметь так общаться с клиентом, чтобы сохранять открытость и доверие. Вместе с тем отношения психолога и клиента не должны быть излишне близкими, интимными. При этом у клиента не должно возникать ощущение, что консультант психологически то удаляется, то приближается.

Делись добром ;)