Общая характеристика психологии как науки: предмет, объект и методы

курсовая работа

2 Предмет, объект и методы психологии. Структура современной психологии

психология научный закономерность общество

Все вышесказанное позволяет нам с достаточной долей уверенности предположить, что предметом психологии является изучение строения и закономерностей возникновения, развития и функционирования психики в различных ее формах, в том числе сознания как высшей формы психического отражения.

Учитывая, что "психология находится в особом положении потому, что в ней как бы сливаются объект и субъект познания", а также представляя, в каком соотношении находятся обычно объект и предмет научного познания, под объектом психологии мы в дальнейшем будем понимать единство трех элементов:

часть материального мира, которая непосредственно и опосредованно влияет на психику;

те изменения в материальном мире, которые непосредственно и опосредованно являются следствием психической активности;

собственно психические явления, объясняемые сначала как следствие, а затем как причина фиксируемых материальных индикаторов, показателей, критериев оценки психики.

Такое понимание объекта психологии, вообще, раскрывает большие возможности перед исследователями в формулировании и уточнении объектов различных отраслей психологии.

Но един ли и монолитен класс явлений, которые по традиции подлежат психологическому изучению?

Ответ лежит на поверхности: такого единства нет. Его нет, даже если мы будем опираться только на феноменологию. Одно дело, когда мы ведем речь о субъективной реальности, данной только самому субъекту и никому более (об ощущении красного цвета, о вкусе ухи или переживании мыслей о смерти и бессмертии). Другое дело, когда речь идет о фиксации и изучении причин внешнего поведения других людей: мы лишь условно можем считать, что это поведение объясняется особенностями их "субъективной реальности", сходной и отличной от субъективной реальности исследователя. После открытий французских психиатров конца XIX в., которые теоретически осмыслил Уильям Джемс (1842-1910), мы не вправе считать, что осознаваемая субъективная реальность исчерпывает собой всю психику, поскольку существуют области подсознательного и бессознательного. Для объяснения происходящих там процессов можно применить систему традиционных для психологии сознания понятий (образ, эмоция, влечение и т.д.).

После работ Эрнста Кречмера (1888-1964) и особенно Уильяма Герберта Шелдона (1898) стало ясно, что существует единая детерминация характерологических и физиологических особенностей индивида, которая определяется индивидуальной конституцией. Понятие "конституциональные особенности психики" не нуждается в представлении о субъективной реальности исследуемого индивида (так же как и вся Чертографическая парадигма исследования личности). Таким образом, можно выделить, по крайней мере, несколько областей реальности, взаимосвязанных друг с другом, но различных по своей природе: осознаваемая субъективная реальность, бессознательные процессы, структура индивидуальных психических свойств, внешнее наблюдаемое поведение, которые в той или иной мере важны для психологов в качестве предметов изучения.

Юлия Борисовна Гиппенрейтер под психической реальностью предлагает понимать два ряда явлений: психические явления как таковые и психологические факты.

Под психическими явлениями понимаются субъективные переживания или элементы внутреннего опыта субъекта.

Под психологическими фактами понимается гораздо более широкий круг проявлений психики, в том числе их объективные формы (в виде актов поведения, телесных процессов, продуктов деятельности людей, социально-культурных явлений), которые используются психологией для изучения психики - ее свойств, функций, закономерностей.

Психология, как и любая другая наука, основывается на нескольких основных принципах.

Принципы психологии - это исходные положения, определяющие понимание сути и истоков психики людей, особенности ее формирования, развития, механизмы функционирования и формы проявлений, способы подхода к ее изучению и изменению. Принципы аккумулируют в себе основные закономерности и законы, действующие в сфере психического. Выявление и формулирование принципов - результат длительных исследований специалистами психического, духовного. В этом смысле разнообразие подходов к пониманию психического объясняется многообразием психологических школ, своеобразием философских позиций, пристрастий психолога-исследователя. Большой вклад в разработку принципов психологии внесли философские науки, а также физиология, педагогика, социология, экономика, политология, этика, эстетика. Все эти науки изучают относительно самостоятельные сферы жизни и деятельности людей, оказывающие влияние на формирование и развитие их психики. Важно понимать, что законы, действующие в этих сферах, обладают относительной самостоятельностью, хотя и испытывают взаимовлияние на особенности своего проявления. Так, по поводу взаимодействия законов социальной жизни и биологии человека А. Н. Леонтьев заметил: то, какая пища попадает в желудок человека, обусловлено социальными обстоятельствами, но процесс пищеварения происходит по законам физиологии. Опираясь на философские, естественнонаучные и другие научные основы, отечественная психология сформулировала ведущие методологические принципы, определяющие ее позиции в понимании психического.

Рассмотрим общие принципы психологии (Приложение А).

Принцип отражения. Раскрывает понимание сущности психического и его основных функций, уровней в развитии психики человека. Своеобразие психики человека - особой формы отражения, обусловлено многими обстоятельствами: особенности самой объективной реальности, воспринимаемой как органами чувств, так и с помощь речи; состояние головного мозга; физического и психического здоровья человека; содержание и состояние его психики.

Принцип детерминизма. Объясняет причины развития психики, ее истока. Психика человека обусловлена и выступает результатом взаимодействия факторов биологического, природного, социального характеров. Вместе с тем психика не просто продукт, а результат взаимодействия и воздействия на человека социальных, биологических и природных факторов. Таким образом, психика способна изменяться и развиваться.

Принцип активности. Ориентирует исследователя при изучении психических явлений учитывать, что внешние и другие обстоятельства отражаются в сознании человека сознательно, целенаправленно, а не только зеркально.

Принцип развития. Раскрывает истоки человеческой психики, как динамического феномена. Психика может быть правильно понята, если рассматривается как результат социального взаимодействия, взаимодействия человека с социальной и природной средой как результат его деятельности и общения с другими людьми, результат его обучения и воспитания.

Принцип взаимосвязи, единства. Выделение двух граней проявления психического: субъективное (что и как мыслит, переживает, оценивает человек) и объективное (реальное поведение, действия и поступки человека, материализованные и объективированные результаты его деяний) дает основание утверждать, что наиболее адекватное понимание психического возможно на основе систем его субъективных и объективных проявлений.

Принцип целостного, системного подхода. Предполагает понимание и изучение взаимосвязанных и взаимообусловленных психических феноменов, ориентируя специалиста на осознание психики как целостного интегрального явления.

Принцип относительной самостоятельности. Не противоречит предыдущему принципу, а указывает на то, что всякое психическое явление имеет своеобразие, как своих физиологических основ, так и свои закономерности формирования, функционирования и развития.

Принцип личностного подхода, учета групповых, общественных интересов, ценностей. Изучение психики адекватно лишь при учете в совокупности личностных и групповых особенностей людей: их потребностей, интересов, жизненного и профессионального опыта, способностей, учета психотипических и индивидуально-психологических особенностей людей.

Принцип единства. Ориентирует специалистов на содержательный, аксиологический анализ психики людей с учетом конкретных исторических условий их жизни и деятельности.

В психологии, как и в других науках для получения фактов, их обработки и объяснения используется определенная совокупность методов исследования.

Все применяемые в психологическом исследовании методы можно разделить на четыре группы (Приложение Б): 1) организационные методы; 2) эмпирические способы добывания научных знаний; 3) приемы обработки данных; 4) интерпретационные методы.

К организационным относятся действующие на протяжении всего исследования сравнительный, лонгитюдный и комплексный методы; к эмпирическим способам добывания научных знаний - обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение), экспериментальные методы (лабораторный, естественный, формирующий или психолого-педагогический эксперименты), психодиагностические методы (тесты стандартизированные и проективные тесты, анкеты, социометрия, интервью, беседа), праксиометрические, т. е. приемы анализа процессов и продуктов деятельности (хронометрия, циклография, профессиографические описания, оценка изделий и выполнение работ), биографические методы (анализ фактов, дат и событий жизненного пути человека, документаций и т. п.); к приемам обработки данных относятся количественный (математико-статистический) и качественный анализ, в том числе и составление психологической казуистики, т. е. описание случаев, как наиболее полно выражающих типы и варианты, так и являющиеся исключениями или нарушениями общих правил; к интерпретационным методам - различные варианты генетического (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т. п.) и структурного (установление структурных связей между всеми характеристики психики) методов. Рассмотрим ряд организационных и эмпирических способов добывания научных знаний.

Организационные методы:

1)Сравнительный метод - (метод «поперечного среза») заключается в сопоставлении различных групп людей по возрастам, образованию, деятельности и общению. Например, две большие группы людей, одинаковых по возрасту и полу (студенты и рабочие), исследуются одними и теми же эмпирическими способами добывания научных данных, и полученные данные сопоставляются между собой.

2)Лонгитюдный метод (метод «продольного среза») состоит в многократных обследованиях одних и тех же лиц на протяжении длительного времени. К примеру, многократное обследование студентов на протяжении всего срока обучения в вузе.

3)Комплексный метод - способ изучения, при котором в исследовании участвуют представители различных наук, что позволяет устанавливать связи и зависимости между явлениями разного рода, например, физиологическим, психическим и социальным развитием личности.

Эмпирические методы. Обсервационные методы:

1)Наблюдение (внешнее) -- метод, состоящий в преднамеренном, систематическом, целенаправленном и фиксируемом восприятии внешних проявлений психики.

2)Самонаблюдение (интроспекция) -- наблюдение человека за собственными психическими явлениями.

Экспериментальные методы:

1) Эксперимент отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование некоторыми факторами и регистрацию соответствующих изменений в состоянии и поведения изучаемого.

2) Лабораторный эксперимент осуществляется в искусственных условиях, как правило, с применением специальной аппаратуры, со строгим контролем всех влияющих факторов.

3) Естественный эксперимент - психологический эксперимент, включенный в деятельность или общение незаметно для испытуемого.

4) Формирующий (обучающий) эксперимент - метод исследования и формирования психического процесса, состояния или качества личности.

Психодиагностические методы:

1) Тест - система заданий, позволяющих измерить уровень развития определенного качества (свойства) личности.

Тесты достижений - одна из методик психодиагностики, позволяющая выявить степень владения испытуемым конкретными знаниями, умениями, навыками.

Тесты интеллекта -- методика психодиагностики для выявления умственного потенциала индивида.

Тесты креативности - совокупность методик изучения и оценки творческих способностей.

Тесты личностные - методика психодиагностики для измерения различных сторон личности индивида.

Тесты проективные (прожективные) - совокупность методик для целостного изучения личности, основанного на психологической интерпретации, т. е. осознанном или неосознанном перенесении субъектом собственных свойств и состояний на внешние объекты под влиянием доминирующих потребностей, смыслов и ценностей.

2) Анкета -- методическое средство для получения первичной социально-психологической информации на основе вербальной (словесной) коммуникации, представляющее опросный лист для получения ответов на заранее составленную систему вопросов.

3) Социометрия - метод психологического исследования межличностных отношений в группе с целью определения структуры взаимоотношений и психологической совместимости.

4) Интервью-- метод социальной психологии, заключающийся в сборе информации, полученной в виде ответов на поставленные, как правило, заранее вопросы.

5) Беседа - метод, предусматривающий прямое или косвенное получение психологической информации путем речевого общения.

Эффективное применение эмпирического метода зависит от того, насколько он валиден (соответствует тому, для получения и оценки чего он изначально предназначался) и надежен (позволяет получать одни и те же результаты при повторном и многократном использовании).

Современная психология представляет собой многоразветвленную структуру. Основой этой структуры является общая психология. Термин «общая психология» ввел в науку С.А. Рубинштейн. Задачей общей психологии является разработка теорий, объясняющих эмпирические факты, понятийного аппарата науки, разработка методологии познания предмета, теории и методов исследования общих закономерностей возникновения и развития психических явлений и т.д.

Результаты исследований в общей психологии являются фундаментальной основой всех прикладных психологических дисциплин.

Прикладные отрасли психологии объединяют в классы, на основе критериев «конкретная деятельность», «развитие», «отношение к обществу».

В класс прикладных дисциплин, изучающих психические проблемы людей, занятых в конкретных видах деятельности. К ним относятся психология труда, исследующая профессиональные особенности человека, закономерности развития трудовых навыков, влияние на человека аппаратуры, условий труда и т.д.

Разделами психологии труда являются: инженерная психология, авиационная, космическая и т.п.

Педагогическая психология, изучающая закономерности обучения и воспитания. Разделами педагогической психологии являются психология обучения, психология воспитания, психология учителя.

Медицинская психология изучает психологические аспекты деятельности врача и поведения больного. В нее включены разделы: нейропсихология, изучающая соотношение психических явлений с физиологическими мозговыми структурами; психофармакологию, изучающую влияние лекарственных препаратов (веществ) на психическую деятельность человека; патопсихологию, изучающую закономерности распада психической деятельности и свойства личности при болезни.

Юридическая психология рассматривает психологические вопросы, связанные с реализацией системы права. Она разделяется на судебную психологию, изучающую психологические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетеля и свидетельских показаний, особенности поведения обвиняемого, психологические требования к допросу); криминальная психология, занимающаяся психологическими проблемами поведения и формирования личности преступника, мотивами преступления; пенитенциарную психологию, изучающую психику заключенного в ИПК, психологические проблемы воспитания методами убеждения и принуждения.

В группу по критерию развития входят: возрастная психология, которая изучает онтогенез различных психических процессов и психологических качеств личности развивающегося человека. В нее входят такие разделы, как детская психология, психология младшего школьника, психология подростка, психология старшего школьника и т.д.

Возрастная психология изучает возрастные особенности психических процессов, факторы развития личности.

Психология аномального развития исследует психику людей с отклонениями от нормы. В нее входят разделы: психология олигофренов, изучающая психологию психического развития, связанную с врожденными дефектами мозга; сурдопсихологию, изучающую формирование ребенка при дефектах слуха, вплоть до полной глухоты; тифлопсихологию, изучающую психологию развития слепых.

Третью группу входят отрасли психологии, объединенные по критерию «отношение к обществу». Это социальная психология, которая изучает особенности психики детей, формирующиеся в процессе их взаимодействия в различных общественных группах. Она изучает психологию малых групп, проблемы массовой коммуникации, межличностные отношения в группе, социально-психологические проявления психики.

Изучение прикладных дисциплин способствует развитию теоретической психологии и развивает психологическую практику.

Вопросы психологической практики включены в практическую психологию. Она представлена специфическими формами деятельности. Разделами практической психологии является психодиагностика, предназначенная для постановки диагноза психического развития с использованием психологических методов и методик.

Психологическое консультирование связано с организацией психологической помощи человеку, при решением какой-либо психологической проблемы. Психологическое консультирование специализированно на школьное консультирование в рамках социальной защиты населения, медицинское консультирование и т.д.

Психологическая коррекция - это совокупность обоснованных воздействий психолога на психику человека с целью коррекции отклонений в психическом развитии на основе создания оптимальных возможностей и условий для развития психического потенциала.

Психотерапия выступает как система воздействий психологом с лечебной целью.

Сфера практического применения психологических знаний с каждым годом расширяется.

На предприятиях коммерческого типа психолог принимает участие в решении многих задач: рекруитменте и адаптации персонала, асессменте, в обучении, в мотивировании, в организации эффективного руководства, в анализе и оптимизации социальной структуры предприятия и т.д.

В образовательном учреждении психолог содействует оптимизации процессов обучения и воспитания. В задачи психолога входят определение готовности к школе, разработка и осуществление развивающих программ, оказание психологической помощи школьникам в сложные периоды их жизни; проведение диагностики и коррекции трудных детей, межличностных отношений в классе, консультирование учителей, родителей по психологическим проблемам, проведение профориентационной работы.

Делись добром ;)