Общая характеристика психологии как науки: предмет, объект и методы

курсовая работа

Заключение

Итак, научная психология является системой теоретических (понятийных), методических и экспериментальных средств познания и исследования психических явлений (донаучных), она представляет собой переход от неограниченного и разнородного описания этих явлений и их точному предметному определению, к возможности методической регистрации, экспериментального установления причинных связей и закономерностей, обеспечения преемственности своих результатов. "Психология и очень старая, и совсем еще молодая наука, - пишет один из основателей отечественной психологии С.Л. Рубинштейн (1889-1960) - она имеет за собой 1000-летнее прошлое, и, тем не менее, она вся еще в будущем. Ее существование как самостоятельной научной дисциплины исчисляется лишь десятилетиями, но ее основная проблематика занимает ее философскую мысль с тех пор, пока существует философия. Годам экспериментального исследования предшествовали столетия философских размышлений, с одной стороны, и тысячелетия практического познания людей - с другой". Вслед за Рубинштейном, становление и развитие психологической науки можно представить в виде пирамиды - символа поступательного, прогрессивного движения: тысячелетия практического опыта, столетия философских размышлений, десятилетия экспериментальной науки.

Научная психология в целом - это попытка осознать, регулярно осмыслить, воспроизвести и усовершенствовать существующий и постоянно развивающий опыт психической жизни современного человека.

В настоящее время психология представляет собой весьма разветвленную систему наук. В ней выделяется множество отраслей, представляющих собой относительно самостоятельно развивающиеся направления научных исследований. Их в свою очередь можно разделить на фундаментальные и прикладные, общие и специальные.

Изменение предмета психологии, и ее связей с другими науками привело к бесплодным по существу вопросам о том, естественная она наука или гуманитарная, что должно являться ее методологией - биология или философия.

Анализ исторического пути развития психологии показывает, что ее уникальность и ценность как науки, заключаются именно в ее межпредметном характере, в том, что она строится и как естественная наука (объективная и экспериментальная), и в то же время как гуманитарная наука, так как в ее проблематику входят вопросы нравственного развития, становления мировоззрения, ценностных ориентаций человека. Можно сказать, что экспериментальную основу, подход к материалу и его обработке психология заимствует у естествознания, в то время как подход к интерпретации полученного материала, методологические принципы - у философии.

Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

1

Анкетирование

Получение необходимой информации путём анализа ответов на заранее составленные вопросы.

2

Беседа

метод, предусматривающий прямое или косвенное получение психологической информации путем речевого общения.

3

Интервью

метод социальной психологии, заключающийся в сборе информации, полученной в виде ответов на поставленные, как правило, заранее вопросы.

4

Психология

область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития психических процессов, психических состояний и психических свойств человека, то есть психики, как особой формы жизнедеятельности, а также психику животных.

5

Психология труда

область психологии, изучающая закономерности формирования различных психологических механизмов в труде.

6

Социометрия

метод психологического исследования межличностных отношений в группе с целью определения структуры взаимоотношений и психологической совместимости.

7

Сравнительный метод

Метод, который заключается в сопоставлении различных групп людей по возрастам, образованию, деятельности и общению.

8

Тест

система заданий, позволяющих измерить уровень развития определенного качества (свойства) личности.

9

Формирующий эксперимент

метод исследования и формирования психического процесса, состояния или качества личности.

10

Эксперимент

проводимый в специальных условиях опыт для получения новых научных знаний посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого.

Список использованных источников

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. / СПб: Питер - 2001 - с. 162.

2. Биологическое и социальное в развитии человека / Под общ. ред. Б.Ф. Ломова. / М.: Бином - 1997 - с. 243.

3. Дружинин В. Н. Психолоия. Учебник для вузов./ СПб.: Юристъ - 2000 - с. 313.

4. Изард К. Психология эмоций. / М.: Просвещение - 1999 - с. 76.

5. Ительсон Л.Б. Лекции по общей психологии: Учеб. пособие. / Мн.; М.: Текст - 2000 - с. 78.

6. Лурия А. Р. Эволюционное введение в психологию. / М.: МГУ - 1995 - с. 145.

7. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология / Учебник - М.: - София -2004 - с. 223.

8. Общая психология/ Под редакцией Маклакова. / СПб.: Питер - 2001- с. 354.

9. Психологический словарь./ Под общ. ред. А.В.Петровского и М.Г.Ярошевского. М.: ВЛАДОС - 1990 - с. 500.

10. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. / СПб.: Питер - 1999 - с. 314.

11. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. / М.: Бином - 1995 - с. 442.

Делись добром ;)