Определение влияния стиля взаимодействия с родителями на агрессивное поведение учащихся 7-ых классов ГУО "Порозовская СШ"

курсовая работа

1.1 Особенности развития личности в подростковом возрасте и характеристика агрессивного поведения

За свою жизнь человек проходит через ряд стадий своего развития - младенчество, детство, отрочество, переходный возраст, взросление, зрелость, пожилой возраст и, наконец, старость и угасание. На каждом этапе возникают свои задачи и приоритеты, жизненные проблемы и связанные с ними переживания. Одним из самых трудных и сложных этапов является подростковый возраст. Будучи по своему содержанию, переходным и критическим, знаменует собой переход к взрослой жизни и особенности его протекания, несомненно, откладывают отпечаток на всю последующую жизнь.

Э. Шпрангер в процессе исследования подросткового возраста описал три возможных типа развития личности подростка. Подростковый возраст - стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11-12 до 16-17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь. Для первого типа развития характерно резкое, бурное и кризисное течение, переживаемое подростком как второе рождение, итогом которого является становление нового «Я». Развитие ребенка по второму типу предполагает главные, медленные и постепенные изменения подростка, без глубоких потрясений и сдвигов в собственной личности. Третий тип развития предполагает активный и сознательный процесс самовоспитания, путь самостоятельного преодоления внутренних тревог и кризисов, что возможно за счет развитых у подростка самоконтроля и самодисциплины. [кн. 4с.65]

Итак, подростковый период требует особого внимания родителей к тем переменам, которые происходят с растущим ребенком, особой гибкости их педагогической тактики, огромного терпения, взвешенности, умения видеть позитивное и негативное в вызывающем поведении подростка. Родитель должен учитывать сложность подросткового возраста и для самого подростка, характерные для этого этапа гормональные перестройки организма, неустойчивость настроения, физического состояния и самочувствия, ранимость, неадекватность реакций.

Теоретически признать новые потребности и новые способности взрослеющих детей родителям легко, но гораздо сложнее отказаться от «детских» форм контроля, подобрать взаимоприемлемые способы повзросления подростка. Передача ответственности и свободы действий ребенку - важная задача «раздвигания рамок» разрешенного поведения на основе общности моральных ценностей. В связи с этим велико значение родительского примера как модели построения жизни (к примеру, «сначала карьера, потом семья»), избираемых стратегий преодоления трудностей (избегание, компромисс, сотрудничество). Образцы взрослого мужчины, любящего супруга, разумного отца не безразличны для подростка, хотя влияние может быть не только прямым - в виде подражания, но и по принципу «отрицательного подражания», т.е. следование противоположной модели поведения. От родителей требуется готовность по достоинству оценить ростки нового понимающего отношения к взрослому - появление эмпатии, стремление разделить переживания взрослых, помочь, поддержать. Открытости во взаимоотношениях с подростком в семье нельзя добиться силой, ее можно только заслужить. Необходимо способствовать формированию нового уровня самосознания, к способности познания себя как личности и становлению избирательности интересов. Выделению стержневых, постоянных личностных интересов, которые характеризуются «не насыщаемостью» [кн.15 с.94]

Необходимо упомянуть аспекты развития в переходной возраст, которые должны помнить родители:

- Неравномерность физического и физиологического развития подростков и возможность болезненных переживаний из-за задержки или чересчур стремительного изменения пропорций тела;

- Повышенная чувствительность подростка в отношении изменений собственной внешности, физического облика, которая требует корректности и осторожности в высказываниях по этому поводу;

- Ярко выраженная потребность подростка «быть значимым» в глазах сверстников, утвердиться среди них;

- Частое возникновение отклонений самооценки уровня притязаний в сторону чрезмерного завышения или занижения;

- Склонность к немотивированному риску, к неадекватному реагированию (вплоть до попыток суицида) по, казалось бы, незначительным поводам, неумение предвидеть последствия своих поступков;

- Повышенная вероятность обострения или возникновения патологических реакций, психических заболеваний.

Не всегда родители и дети понимают друг друга, выбирают правильные модели поведения. Очень часто возникают ситуации, когда взрослые не понимают внутренний мир ребенка, не видят его личных проблем и переживаний, игнорируют явные признаки того, что ему необходима поддержка. Вместо того, чтобы помочь в сложный период, взрослые пытаются подавить все стремления ребенка к самостоятельности, контролируют все действия и жестоко наказывают за малейшее непослушание [кн.8 с.15-16]

Родители озабочены удовлетворением материальных потребностей, и совсем не обращают внимания на то, что ребенок нуждается в общении, любви и ласке. А ребенок, пытаясь привлечь внимание родителей, ведет себя агрессивно, вызывающе и враждебно. М. Раттер среди обстоятельств, способствующих появлению агрессии у детей, отмечает семейные травмы, конфликты в семье, недостаток любви родителей, жестокость или просто непоследовательность в воспитании, усваивание не только положительных, но и отрицательных образцов поведения родителей. Для того, чтобы более точно понять причины возникновения агрессии в подростковом возрасте необходимо понять этимологию этого слова и рассмотреть различные подходы к изучению этой проблемы.

Понятие aggredi (агрессивный) происходит от слова adgradi, которое в буквальном смысле означает gradus - шаг, ad - на, то есть получается что-то вроде «двигаться на», «наступать». В первоначальном смысле быть агрессивным означало нечто вроде «двигаться в направлении цели без промедления, без страха и сомнения». В современной науке понятие «агрессия человека» имеет несколько значений. Различают агрессию как следствие фрустрации; инструментальную агрессию - способ достижения значимой цели; ситуативную агрессию - человек, бросившийся защищать девушку от хулиганов, иногда вынужден действовать агрессивно; агрессивность как свойство личности, предрасположенность человека совершать акты физической или вербальной агрессии, направленной против других людей. [кн.3 с.56]

З. Фрейд выделял следующие виды агрессии: импульсивная жестокость, садизм, деструктивность. Импульсивная жестокость возникает независимо от сексуальности и базируется на инстинктах самосохранения. Их цель - осознавать реальные опасности и защищаться от их поползновений. Такая агрессия направлена на защиту того, что необходимо для выживания или защиту от угрозы жизненно важным интересам. [кн. 17с.81]

Бэрон Р. и Ричардсон Д. в своей монографии «Агрессия» (1997), говорили о том, что агрессия - это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим (Buss A.H., 1961). Для определения действия как агрессивного, оно должно включать в себе намерения обиды или оскорбления, а не просто приводить к таким последствиям (Berkowitz L., 1981; Feshbach S., 1970). Zillmann (1979) ограничивает употребление термина агрессия попыткой нанесения другим телесных или физических повреждений. Чешский исследователь V. Student (1983, 1984) рассматривает агрессию как «самостоятельный инстинкт». Особенно интересным является вводимое этим автором понятие «психопатической агрессии», варьирующей от типа личности.

Tadeschi J.T. и соавторы (1974) рассматривают агрессию настолько широко, что оно сливается у них с понятием власти. Авторы пишут, что «действие может быть отнесено к категории агрессивных при следующих условиях: 1) действие включает в себя ограничение возможностей другого путем принуждения и наказания»; 2) наблюдатель воспринимает действие как преднамеренное нанесение ущерба интересам; иными словами, как злонамеренное или эгоистическое; 3) действие представляется наблюдателю как противоречащее нормам и антизаконное. Конечно, по форме можно признать и согласиться с автором по поводу подобной интерпретации агрессии, хотя следует не забывать, что мотивационные цели «власти» и «агрессии» совершенно разные [кн.13 с.14].

Э. Фромм подразделял агрессию на «злокачественную» - «страсть к абсолютному господству над другим живым существом и желание разрушать» и «доброкачественную » - «поведение, связанное с самообороной и с ответной реакцией на угрозу» [кн.18 с.57].

В результате анализа литературы пришли к выводу, что агрессия - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинения вреда другим людям. Агрессия по отношению к другим проявляется в поведении, то есть возникает агрессивное поведение индивида к окружающим его людям.

Итак, агрессивное поведение - это взаимодействие, в ходе которого одним человеком (агрессором) умышленно наносится вред другому (жертве). Это одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психологическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и т.п. состояния. Такое поведение выступает одним из основных способов решения проблем, связанных с сохранением индивидуальности и тождественности, с защитой и ростом чувства собственной ценности, самооценки, уровня притязаний, а также сохранением и усилением контроля над существенным для субъекта окружением [кн.14 с.82]. Агрессивные поведение выступает в качестве:

1. Средства достижения какой-либо значимой цели.

2. Способа психологической разрядки.

3. Способа удовлетворения потребностей в самореализации и самоутверждении [кн.14 с.86].

Агрессивное поведение подростка складывается из трех компонентов: познавательного, эмоционального и волевого. Познавательный компонент заключает в себе понимание ситуации, выделение объекта и обоснование мотива для проявления агрессии. Эмоциональный компонент представляет собой легкое возникновение отрицательных эмоций: гнева, отвращения, презрения, злости. Наконец, волевой компонент -- это целеустремленность, настойчивость, решительность и инициативность (качества сами по себе вполне положительные). Степень выраженности компонентов в этой триаде может варьироваться. Все они связаны с физиологическими свойствами личности -- темпераментом, интроверсией и экстраверсией [кн.16 с.34].

Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение, обычно выделяют следующие:

* недостаточное развитие интеллекта;

*сниженная самооценка;

* низкий уровень самоконтроля;

* неразвитость коммуникативных навыков;

* повышенная возбудимость нервной системы вследствие различных причин (травмы, болезни и пр.).

Существуют различные формы агрессивных действий подростков. Сюда включаются шалости и игры, подростковые споры, драки и конфликты. Агрессию подразделяют на следующие виды:

· Физическая и вербальная Физическая агрессия -- использование физической силы против другого лица или объекта; вербальная -- выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятья, ругань);

· Прямая или косвенная Прямая агрессия непосредственно направленная на человека, косвенная -- действия, которые окольным путем направлены на другое лицо (злобные сплетни, шутки и т. п.), и действия, характеризующиеся не направленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топанье ногами, битье кулаками по столу и т. п.);

· Внешняя агрессия и аутоагрессия Внешняя агрессия направлена на окружающих, внутренняя - на себя: самообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до самоубийства;

· Защитная или провоцирующая Защитная -- агрессия в ответ на чьи-то агрессивные (или кажущиеся агрессивными) действия. Провоцирующая агрессия - первое проявление агрессии, "первая атака".

· Здоровая (обоснованная) и необоснованная (деструктивная) Границы агрессии (агрессивности) бывает трудно определить. Для кого-то агрессивностью представляется то, что другие назовут просто энергичностью. Если агрессия имеет основания, выглядит привлекательно и вызывает симпатии, она может получить название здоровой агрессивности.

· Враждебная и инструментальная Источником "враждебной" агрессии является гнев, и её конечная цель - причинить вред. Если же причинение вреда не самоцель, а лишь средство достижения какой-либо другой цели, то это "инструментальная" агрессия [кн. 4с.28].

Поэтому, как именно ребенок проявит свою агрессию, во многом зависит от личностных качеств. Также на становление агрессивного поведения влияют степень сплоченности семьи, близости между родителями и ребенком, характер взаимоотношений между братьями и сестрами, а также стиль семейного руководства. Дети, у которых в семье сильный разлад, чьи родители отчуждены и холодны, сравнительно более склонны к агрессивному поведению. Родители пример для агрессивности подростков. Родители, даже в момент взросления подростка, являются примером для подражания. Если родители "скандалисты", то более 90% что в будущей семье ребёнка будет так же, даже если родители стараются не выражать агрессию при подростке, он её всё равно хорошо чувствует. Возможно даже подросток в данных семьях очень тихий и забитый, но впоследствии он станет жестоким агрессивным тираном. Подростки получают сведения об агрессии также из общения со сверстниками. Они учатся вести себя агрессивно, наблюдая за поведением других детей (например, одноклассников). Однако те, кто очень агрессивен, скорее всего, окажутся отверженными большинством в классе.

· Агрессия в средствах массовой информации - то количество агрессии и аморального поведения, которое у нас очень активно тиражируется в СМИ, особенно на телевиденье, поражает своим количеством.

· Расслоение общества по социальным позициям. Подросток, видя социальную несправедливость, начинает с ней бороться, как умеет, а именно подростковой агрессией [кн.5 с.89].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что подростковый возраст является одним из самых сложных в жизни человека. Ребенок наиболее остро реагирует на окружающую действительность в этот период: переживает, беспокоится, проявляет агрессию. Основными факторами, определяющими формирование детской агрессии являются: семья, сверстники, та среда, в которой они находятся, средства массовой информации и пр. Дети учатся агрессивному поведению посредством прямых подкреплений так же, как и путем наблюдения агрессивных действий. Общество, больное агрессией и нетерпимостью, заражает и свое молодое поколение.

подросток агрессивный родитель поведение

Делись добром ;)