Определение влияния стиля взаимодействия с родителями на агрессивное поведение учащихся 7-ых классов ГУО "Порозовская СШ"

курсовая работа

1.2 Характеристика стилей взаимодействия между детьми и родителями в семье

В своем развитии семья минует один закономерный этап за другим. Причем у каждого этапа свои специфические задачи, особенности и трудности. В этих условиях динамика роста и взаимоотношения детерминируется такими факторами, как семейные ценности и стили воспитания.

Дети в семье - дополнение, обогащение двух людей, связавших себя узами брака. Ребенку нужны оба родителя - любящие отец и мать. Отношения между мужем и женой играют огромную роль в становлении личности ребенка. Конфликтная, напряженная обстановка - делает ребенка нервным, непослушным, капризным, агрессивным. Трения между супругами, как правило, травмирующе влияют на ребенка. Подобно тому, как неповторима личность каждого человека, так индивидуальны отношения между супругами. Столь же сложны и отношения родителей к своему ребенку, неоднозначны стили семейного воспитания. Для начала, необходимо понять, что же такое семейное воспитание.

Н.И. Синягина предлагает нам следующее определение: семейное воспитание - это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников [кн. 12с.23].

Под стилем семейного воспитания понимается совокупность родительских стереотипов, воздействующих на ребёнка. А. Болдуин выделил два стиля родительского воспитания -- демократический и контролирующий. Под стилем воспитания понимается не только определенная стратегия воспитания, а и включенность детей в обсуждение семейных проблем, и успешность ребенка при готовности родителей всегда прийти на помощь, стремление к снижению субъективности в видении ребенка.

Контролирующий предполагает существенные ограничения поведения ребенка при отсутствии разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер, четкое понимание ребенком смысла ограничений. Требования родителей могут быть достаточно жесткими, но они предъявляются ребенку постоянно и последовательно и признаются ребенком как справедливые и обоснованные.

Демократический опирается на потребности ребёнка в положительных эмоциях и притязании на признание, при доброжелательности и любви к ребёнку родители используют внушение и убеждение. Данный стиль воздействия наиболее эффективный для воспитания малыша.

Авторы подчёркивают, что нарушение системы семейного воспитания является основным патогенетическим фактором, обусловливающим возникновение агрессии и тревожности у детей. Так, например, А.Е. Личко и Э.Г. Эйдемиллер выделили шесть типов семейного воспитания детей с акцентуированными чертами характера:

1) гипопротекция (гипоопека) характеризуется отсутствием необходимой заботы о ребенке («руки не доходят до ребенка»). При таком типе отношений ребенок практически предоставлен самому себе, чувствуя себя брошенным;

2) доминирующая гиперпротекция предполагает окружение ребенка излишней, навязчивой заботой, полностью блокирующей его самостоятельность и инициативу. Гиперпротекция может проявляться в виде доминирования родителя над ребенком, проявляющемся в игнорировании его реальных потребностей и жестком контроле над поведением ребенка. Одним из вариантов гиперпротекции является потворствующая гиперпротекция, которая проявляется в желании родителей удовлетворять все потребности и капризы ребенка, определив ему роль кумира семьи;

3) эмоциональное отвержение проявляется в неприятии ребенка во всех его проявлениях. Отвержение может проявляться явно, например, ребенок часто слышит от родителей грубые фразы, типа: «Ты мне надоел, уйди, не лезь ко мне») и скрыто -- в виде издевок, иронии, высмеивания;

4) жестокие взаимоотношения могут проявляться явно: в виде побоев -- или скрыто: в виде эмоциональной враждебности и холодности.

5) «Семья -- санаторий». Мелочная опека, жесткий контроль и чрезмерная защита от мнимых опасностей. В результате -- чрезмерные перегрузки нервной системы ребенка, при которых возникают нервные срывы, формируются эмоциональные особенности по типу повышенной чувствительности, раздражительности. При повышенном контроле и опеке у детей усиливаются реакции протеста, повышается агрессивность и появляется желание решительного изменения ситуации [кн. 6с.38].

При недоброжелательном отношении к себе ребенок ищет любые признания, понимания. Не находя этого, он проявляет агрессию. При чрезмерных требованиях, предъявляемых ребенку, он ищет возможность делать запретное «исподтишка», а при проявлении сверх заботы осознает, что не может самоутвердиться. И при чрезмерно высоких требованиях, и при чрезмерной любви окружающих ребенка не покидает не только чувство тревожности, страха, но и чувство вины.

В связи с тем, что не всегда родители принимают правильные меры по их воспитанию, А.С. Спиваковская выделила несколько типов неблагополучных семей, использующих необдуманные воспитательные воздействия:

«Семья - крепость». Родители стараются поступать подчеркнуто правильно, излишне принципиально. Это ведет к повышенной неуверенности ребенка в себе, безынициативности. Во многих случаях фиксируется концентрация внимания ребенка на собственных внутренних переживаниях, что приводит к его психологической изоляции, вызывает трудности общения со сверстниками.

«Семья - крепость» обычно приводит ребенка к постоянному внутри личностному конфликту, следовательно, к перенапряжению нервной системы и повышенному риску невротических заболеваний.

«Семья - третий лишний». В такой семье эмоционально преувеличенными значимыми являются супружеские отношения, а ребенку родители склонны внушать чувство неполноценности, фиксируя внимание на недостатках и несовершенствах, что опять же порождает у ребенка чувство неуверенности в себе, безынициативность, мучительные переживания собственной неполноценности при усиленной зависимости, подчинённости родителям. У таких детей часто возникают опасения за жизнь и здоровье родителей, они с трудом переносят разлуку с ними и с трудом находят контакт с окружающими [кн. 12с.45].

Необходимо сказать, что существуют разные типы семейного воспитания:

- положительные взаимоотношения - характеризуются устойчивым эмоциональным контактом между детьми и родителями, почти полным отсутствием конфликтов;

- амбивалентный тип взаимоотношений отличается противоречивостью, непоследовательностью. Чередованием близких контактов с отчужденностью и конфликтами;

- отрицательные взаимоотношения связаны с частыми и острыми конфликтами, приводящими к полному разрушению эмоционального контакта между родителями и детьми.

Характер взаимоотношений между детьми подросткового возраста и их родителями, зависит от следующих воздействующих факторов:

- от особенностей личности родителя (экстравертивные - интровертивные, уверенные - неуверенные, тревожные и др.) и форм его поведения (эмоциональное включение или отвержение ребенка, адекватное или неадекватное отражение ситуации и др.);

- от особенностей личности ребенка (тревожность, неуверенность. Коммуникативные трудности и др.) и форм его поведения (адекватное - неадекватное отражение ситуации и др.);

- от психолого-педагогической компетентности и уровня образования родителей;

-от нравственно - эмоциональной атмосферы в семье;

- от применяемых родителями и другими взрослыми средств воспитательного воздействия;

- от степени включенности ребенка в жизнедеятельность и проблемы семьи;

- от учета актуальных потребностей ребенка и степени их удовлетворения в семье и др. [кн. 7с.13].

Итак, все это позволяет выделить группы семей по стилю взаимодействия в между ребенком и родителями: «благоприятные» и «неблагоприятные», и составить их характеристики.

Благоприятные стили взаимодействия в семье включают в себя подгруппы:

1) Понимающие - родители хорошо знают своего ребенка, реально оценивают его и его поступки, адекватно и гибко реагируют на различные ситуации, способны встать на позицию ребенка, принять его точку зрения, диалогичны, принимают и понимают ребенка таким, какой он есть. Сензитивны, часто говорят о ребенке, переживают вместе с ним, способны защитить его в различных ситуациях.

2) Покровительствующие - родители хорошо знают своего ребенка, реально оценивают его и его поступки, адекватно реагируют на них. Однако, в общении с ребенком занимают позицию старшего, не принимают диалог, считают свою точку зрения единственно правильной.

3) Безразличные - родители мало знают своего ребенка и не стремятся узнать больше, чаще заботятся о внешних результатах и фактах, нежели о причинах и переживаниях. Эмоциональное отношение к ребенку у них выражено слабо, часто такие родители заняты решением своих проблем. Однако их дети хорошо одеты, ухожены и научены поведению, требуемому в обществе.

К неблагоприятным стилям взаимодействия в семье относятся следующие подгруппы:

1) Подавляющие - родители отличаются наибольшей степенью эмоционального отвержения ребенка, большим количество запретов, приказов. Родители уверены, что хорошо знают ребенка, но обычно не могут предсказать его поведение в различных ситуациях. Отношения отличаются напряженностью и носят синусоидальный характер.

2) Тревожные - родители этой подгруппы отличаются повышенной тревожностью, неуверенностью. В реальности они неплохо знают своих детей, сензитивны по отношению к ним, но не уверены в правильности своего поведения и поэтому порой жестоки к ребенку. Отношения характеризуются неустойчивостью, амбивалентностью.

3) Отстраненные - родительская позиция крайне ригидная, полное отсутствие диалогичности в отношениях с ребенком, повышенные ожидания и требования на фоне значительной ориентации на ребенка и привязанности к нему.

4) Отвергающие - родители этой группы отстранены от ребенка, не желают вникать в его проблемы, уделять ему внимание, замечать изсенения. Эмоциональное отношение выражено не ярко, преобладает элемент отвержения. Сфера чувств и переживаний ребенка закрыты для них, они плохо знают своих детей, при этом представления о ребенке достаточно адекватны.

Из данной классификации мы видим, что качество детско-родительских взаимоотношений зависит от многих факторов и оказывает значительное влияние не только на психическое развитие ребенка, но и на его поведение, установки в общении на стадии взрослости. В целом, современные детско-родительские отношения отличаются сложностью и общей тенденцией на уровне социума пренебрежением родительскими обязанностями и проявлением жестокости, что наносит вред физическому и психическому здоровью ребенка, его благополучию [кн. 12с.38].

Таким образом, можно точно сказать, что семья оказывает решающее влияние на формирование личности ребенка. Общаясь с мамой и папой, братьями и сестрами, малыш усваивает отношение к миру, думает и говорит так, как думают и говорят в его семье. Став взрослым, он может сознательно не принимать некоторые черты своей семьи, однако бессознательно все равно несет в себе манеру поведения, речи, качества характера, заложенные семьей. Все это, стиль жизни, уникальное соединение черт, поступков и навыков, которые в совокупности определяют маршрут движения ребёнка к его жизненным целям.

Делись добром ;)