Определение влияния стиля взаимодействия с родителями на агрессивное поведение учащихся 7-ых классов ГУО "Порозовская СШ"

курсовая работа

1.3 Влияние стиля взаимодействия на агрессивность подростка

Современный подросток живет в двадцать первом веке, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Это связано, во-первых, с темпом и ритмом научно-технического прогресса, предъявляющего к растущему поколению новые требования. Во-вторых, с потоком информации, создающих определенную систему знаний, на основе которых формируется представление, которое в последующем воздействует на подростка, не имеющего четкой жизненной позиции. В-третьих, с экологическими и экономическими кризисами, поразившими наше общество, что вызывает у детей чувство раздражения и безнадёжности. При этом у молодых людей часто развивается чувство протеста, часто неосознанного, и вместе с тем растет их индивидуализация, которая при потере обще социальной заинтересованности ведёт к эгоизму. Подростки больше других страдают от нестабильности социальной, экономической и моральной обстановки в стране, потеряв сегодня , необходимую ориентацию в ценностях и идеалах. Как видим, что личность ребенка и подростка формируется не сама по себе, а в окружающей его среде. Особенно важна здесь роль малых групп, в которых подросток взаимодействует с другими людьми. Прежде всего это касается семьи [кн.6 с.76].

Именно здесь прослеживается одна из самых больших и распространенных ошибок взрослых - это стремление подавлять всяческие проявления подростковой агрессии. Большинство взрослых отождествляют агрессию с насилием и стараются запрещать игры и фантазии с проявлениями враждебности, относя их к разряду патологии. Дети, которых регулярно за это наказывают, тоже начинают считать такие мысли, действия и эмоции опасными и недостойными и затормаживают, подавляют их, со всеми вытекающими неприятными последствиями, т.к. подавленная агрессия не исчезает, а накапливается в бессознательном ребенка. Как известно, некоторые ученые рассматривают период с 13 до 16 лет как сплошной многолетний возрастной кризис. В это время у взрослеющих юношей и девушек сталкиваются два соперничающих друг другу влечения: потребность в близости и принадлежности другому и стремление утвердить собственную идентичность.

Современный подросток может реализовать свою агрессию двумя способами:

1) проявлять открыто, получая тычки и жизненный опыт - следуя этим путем, он либо добивается авторитета, престижа и самореализации, либо ломается, спивается, наркотизируется, садится в тюрьму, кончает жизнь самоубийством;

2) прятать и подавлять, становиться послушным пай-мальчиком (девочкой), но при этом утрачивать часть энергии, ничего особого в жизни не добиваясь. Подавленная энергия в этом случае будет прорываться наружу в виде либо невроза, либо психосоматического заболевания. Интересно, что если в семье двое детей, особенно подростков одного пола, то один из них (чаще старший) идет по первому пути, другой - по второму [кн. 9с.34].

Можно наблюдать, что в возрасте 12-13 лет поведение напрямую связано с ситуационными факторами, безнадзорностью и не критичностью в отношении поведения микросоциума. Истоки агрессивного поведения лежат в педагогической и социальной запущенности, различных отклонениях в состоянии физического и психического здоровья. Эта взаимосвязь была подмечена еще в прошлом веке, но актуальна она в качестве объяснения и теперь. По большей же части агрессивное поведение обусловлено не врожденными психическими и физиологическими дефектами, а представляло собой последствия неправильного воспитания и в семье. Чаще всего корни агрессивности проявляются из-за неумения разрешать конфликты мирным путем, стремление дезорганизовать коллективную деятельность, познавательную деятельность детей, если в ней не удовлетворяются его сугубо личные интересы.

Таким образом, личность подростка формируется не сама по себе, а в окружающей его среде. Особо важна роль малых групп, в которых подросток взаимодействует с другими людьми, прежде всего это его семья, а точнее сказать стиль воспитания, которого придерживаются родители, формы взаимодействия с ребенком. Поскольку дети зачастую подрожат своим родителям. Так как те служат примером для них и являются образцом для подражания. На протяжении взросления детям необходима забота и любовь родителей, чтобы чувствовать себя безопасно и комфортно в этом мире. В связи с этим на становление агрессивного поведения ребенка влияют степень сплоченности семьи, близость между родителями и ребенком, характер взаимоотношений между братьями и сестрами. Стиль семейного воспитания. Дети подростки, которые встречаются с насилием у себя дома, а так же, если они были жертвами семейного насилия, то именно они в большей степени склонны к проявлению агрессивного поведения [кн. 7с.35].

Можно сказать, что все ценностные ориентации и взгляды подростка формируются при взаимодействии с окружающей средой. И самое большое влияние здесь оказывает семья, так как родители являются примером поведения для детей. Агрессивное поведение - это своеобразный сигнал о помощи, о внимании к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с которыми самостоятельно справиться ребенок не в силах.

Делись добром ;)