Определение влияния стиля взаимодействия с родителями на агрессивное поведение учащихся 7-ых классов ГУО "Порозовская СШ"
2.2 Результаты эмпирического исследования
В процессе обработки методики опросник социализации «Моя семья», пришли к следующим результатам: высокий уровень взаимоотношений - 56,2%, средний уровень - 9,4%, низкий уровень - 0%.
Таблица 2.1. Уровни взаимоотношений в семье.
Уровни взаимоотношений |
Количество детей |
Выраженность в % |
||
1. |
Благополучный (высокий) |
18 |
56,2 %, |
|
2. |
Менее благополучный |
11 |
34,4% |
|
3. |
Удовлетворительный |
3 |
9,4% |
|
4. |
Неблагополучный |
0 |
0% |
Рисунок 2.1. Уровни взаимоотношений в семье
В данном классе преобладает благополучный уровень взаимоотношений в семье (56, 2%). Этот уровень характеризуется высоким благополучием в семье, хорошими межличностными, внутрисемейными и внешними контактами, а так же хорошим взаимодействием, как в ходе совместной деятельности, так и во время отдыха, взаимовыручкой, стремлением к единству мыслей и действий. Важными являются индивидуальные особенности каждого члена семьи. Также довольно много семей имеют менее благополучный уровень взаимоотношений (34,4%). Это говорит о том, что в семье незначительно нарушены межличностные и внешние контакты, существует эмоциональная отверженность со стороны одного из родителей. Следует отметить, что в исследуемом классе отсутствуют дети с неблагополучным уровнем взаимоотношений в семье, и достаточно мало детей, у которых уровень взаимоотношений в семье удовлетворительный (9,4 %).
Анализируя полученные результаты по тесту агрессивности (Опросник Л.Г. Почебут), выявили преобладание вербальной агрессивности - 43,8% и менее выражена само агрессия - 9,4%.
Таблица 2.2. Типы проявления агрессии учеников 7-ых классов.
№ |
Типы агрессии |
Количество человек |
Выраженность в % |
|
1. |
Вербальная агрессия (ВА) |
14 |
43,8 |
|
2. |
Физическая агрессия (ФА) |
3 |
9,4 |
|
3. |
Предметная агрессия (ПА) |
5 |
15,6 |
|
4. |
Эмоциональная агрессия(ЭП |
7 |
21,8 |
|
5. |
Самоагрессия (СА) |
3 |
9,4 |
Рисунок 2.2. Типы проявления агрессии учеников 7-ых классов ГУО «Порозовская СШ».
Таким образом, в данной диаграмме (см. рис. 2.2) мы видим, что самой распространенной является вербальная агрессия (43,8%) -дети вербально выражают свое агрессивное отношение к другим, используют словесные оскорбления. Также, высока доля эмоциональной агрессии (21,8%) - возникает эмоциональное отчуждение при общении с другим человеком, сопровождаемое подозрительностью, враждебностью, неприязнью или недоброжелательностью по отношению к нему. Три оставшихся типа агрессии - физическая(9,4%), предметная(15,6), и само агрессия(9,4%) - менее выявлены в данном классе и составляют небольшое процентное соотношение.
Таблица 2.3. Типы родительского отношения.
№ |
Типы родительского отношения |
Количество человек |
Выраженность в % |
|
1. |
"Принятие-отвержение" |
0 |
0 |
|
2. |
"Кооперация" |
20 |
62,5 |
|
3. |
"Симбиоз" |
8 |
25 |
|
4. |
"Авторитарная гиперсоциализация" |
4 |
12,5 |
|
5. |
"Маленький неудачник" |
0 |
0 |
Рисунок 2.3. Типы родительского отношения.
В результате обработки выявили, что преобладает демократический стиль воспитания («кооперация») учеников 7-ых классов 62,5%, что свидетельствует о том, что общение родителей ориентировано на личность ребенка, его активной роли в семье, собственной жизни. Ребенок воспитывается как самостоятельная, самобытная личность.
Основные характеристики этого стиля: взаимоприятие и взаимоориентация.
Для родителей, придерживающихся этого стиля характерно:
- активно-положительное отношение к ребенку;
- адекватная оценка его возможностей, успехов и неудач;
- им свойственны глубокое понимание ребенка, целей и мотивов его поведения;
- умение прогнозировать развитие личности ребенка.
Таким образом, при демократическом стиле воспитания происходит наиболее гармоничное и разностороннее развитие личности ребенка. Для детей, воспитанных в подобных семьях характерно:
- умение самостоятельно принимать решения и отвечать за свои поступки;
- инициативность и целеустремленность;
- умение строить близкие и доброжелательные отношения с окружающими;
- способность договариваться, находить компромиссные решения;
- наличие общественного мнения и способность считаться с мнением окружающих;
- у таких детей слабо выражена агрессивность.
Другим характерным стилем этого воспитания для этой группы является симбиоз - 25%. Таким образом, незначительное количество родителей стремятся установить с ребенком тесный, напряженный эмоциональный контакт, быть соучастником во всех сферах его, а так же контролировать его в этих сферах. И только 12,5% родителей придерживаются авторитарного стиля воспитания, что свидетельствует о стремлении родителей максимально подчинить своему влиянию детей, пресекать их инициативу, жестко добиваться своих требований, полностью контролировать свое поведение, интересы и даже желания. Это достигается с помощью постоянного наблюдения за жизнью детей и наказаний. В ряде семей это проявляется в стремлении полностью контролировать не только поведение, но и внутренний мир, мысли и желания детей, что может приводить к острым конфликтам. При таком стиле воспитание взаимодействие между родителями и детьми происходит по инициативе родителей, дети проявляют инициативу только когда есть возможность получить «санкцию» на какое-либо действие.
Коммуникация направлена исключительно от родителей к ребенку. Такой стиль, с одной стороны, дисциплинирует ребенка и формирует у него желательные для родителей нормы и установки поведения, а с другой - может вызвать отчуждение к родителям, враждебность по отношению к окружающим, протест и агрессию зачастую вместе с апатией и пассивностью.
Таким образом, для статистической обработки данных мы использовали критерий Манна - Уитни. В результате получили результат значимости, поскольку U эмпирическое равно нулю, а в свою очередь U критическое отображено в таблице 2.4.
Таблица 2.4. Критические значения
U кр. |
||
p?0.01 |
p?0.05 |
|
- |
2 |
Таким образом, эмпирические значения находятся в зоне значимости, что свидетельствует о подтверждении гипотезы, которую выдвинули: стили семейного взаимодействия влияют на агрессивное поведение учащихся 7-ых классов ГУО «Порозовская СШ».
Из вышесказанного следует, что родители в разных ситуациях могут проявлять различные стили воспитания. Но очень важно установить единый стиль воспитания, понятный ребенку. Учитывающий его желания и возможности.
Итак, выявлено, что для большинства родителей характерен демократический стиль воспитания («кооперация»), и у данных детей не выявлено яркое агрессивное поведение. А те родители, которые придерживаются стилей воспитания: «маленький неудачник», авторитарная гиперсоциализация, то для их детей характерно более выраженное агрессивное поведение.