Определение влияния стиля взаимодействия с родителями на агрессивное поведение учащихся 7-ых классов ГУО "Порозовская СШ"

курсовая работа

2.2 Результаты эмпирического исследования

В процессе обработки методики опросник социализации «Моя семья», пришли к следующим результатам: высокий уровень взаимоотношений - 56,2%, средний уровень - 9,4%, низкий уровень - 0%.

Таблица 2.1. Уровни взаимоотношений в семье.

Уровни взаимоотношений

Количество детей

Выраженность в %

1.

Благополучный (высокий)

18

56,2 %,

2.

Менее благополучный

11

34,4%

3.

Удовлетворительный

3

9,4%

4.

Неблагополучный

0

0%

Рисунок 2.1. Уровни взаимоотношений в семье

В данном классе преобладает благополучный уровень взаимоотношений в семье (56, 2%). Этот уровень характеризуется высоким благополучием в семье, хорошими межличностными, внутрисемейными и внешними контактами, а так же хорошим взаимодействием, как в ходе совместной деятельности, так и во время отдыха, взаимовыручкой, стремлением к единству мыслей и действий. Важными являются индивидуальные особенности каждого члена семьи. Также довольно много семей имеют менее благополучный уровень взаимоотношений (34,4%). Это говорит о том, что в семье незначительно нарушены межличностные и внешние контакты, существует эмоциональная отверженность со стороны одного из родителей. Следует отметить, что в исследуемом классе отсутствуют дети с неблагополучным уровнем взаимоотношений в семье, и достаточно мало детей, у которых уровень взаимоотношений в семье удовлетворительный (9,4 %).

Анализируя полученные результаты по тесту агрессивности (Опросник Л.Г. Почебут), выявили преобладание вербальной агрессивности - 43,8% и менее выражена само агрессия - 9,4%.

Таблица 2.2. Типы проявления агрессии учеников 7-ых классов.

Типы агрессии

Количество человек

Выраженность в %

1.

Вербальная агрессия (ВА)

14

43,8

2.

Физическая агрессия (ФА)

3

9,4

3.

Предметная агрессия (ПА)

5

15,6

4.

Эмоциональная агрессия(ЭП

7

21,8

5.

Самоагрессия (СА)

3

9,4

Рисунок 2.2. Типы проявления агрессии учеников 7-ых классов ГУО «Порозовская СШ».

Таким образом, в данной диаграмме (см. рис. 2.2) мы видим, что самой распространенной является вербальная агрессия (43,8%) -дети вербально выражают свое агрессивное отношение к другим, используют словесные оскорбления. Также, высока доля эмоциональной агрессии (21,8%) - возникает эмоциональное отчуждение при общении с другим человеком, сопровождаемое подозрительностью, враждебностью, неприязнью или недоброжелательностью по отношению к нему. Три оставшихся типа агрессии - физическая(9,4%), предметная(15,6), и само агрессия(9,4%) - менее выявлены в данном классе и составляют небольшое процентное соотношение.

Таблица 2.3. Типы родительского отношения.

Типы родительского отношения

Количество человек

Выраженность в %

1.

"Принятие-отвержение"

0

0

2.

"Кооперация"

20

62,5

3.

"Симбиоз"

8

25

4.

"Авторитарная гиперсоциализация"

4

12,5

5.

"Маленький неудачник"

0

0

Рисунок 2.3. Типы родительского отношения.

В результате обработки выявили, что преобладает демократический стиль воспитания («кооперация») учеников 7-ых классов 62,5%, что свидетельствует о том, что общение родителей ориентировано на личность ребенка, его активной роли в семье, собственной жизни. Ребенок воспитывается как самостоятельная, самобытная личность.

Основные характеристики этого стиля: взаимоприятие и взаимоориентация.

Для родителей, придерживающихся этого стиля характерно:

- активно-положительное отношение к ребенку;

- адекватная оценка его возможностей, успехов и неудач;

- им свойственны глубокое понимание ребенка, целей и мотивов его поведения;

- умение прогнозировать развитие личности ребенка.

Таким образом, при демократическом стиле воспитания происходит наиболее гармоничное и разностороннее развитие личности ребенка. Для детей, воспитанных в подобных семьях характерно:

- умение самостоятельно принимать решения и отвечать за свои поступки;

- инициативность и целеустремленность;

- умение строить близкие и доброжелательные отношения с окружающими;

- способность договариваться, находить компромиссные решения;

- наличие общественного мнения и способность считаться с мнением окружающих;

- у таких детей слабо выражена агрессивность.

Другим характерным стилем этого воспитания для этой группы является симбиоз - 25%. Таким образом, незначительное количество родителей стремятся установить с ребенком тесный, напряженный эмоциональный контакт, быть соучастником во всех сферах его, а так же контролировать его в этих сферах. И только 12,5% родителей придерживаются авторитарного стиля воспитания, что свидетельствует о стремлении родителей максимально подчинить своему влиянию детей, пресекать их инициативу, жестко добиваться своих требований, полностью контролировать свое поведение, интересы и даже желания. Это достигается с помощью постоянного наблюдения за жизнью детей и наказаний. В ряде семей это проявляется в стремлении полностью контролировать не только поведение, но и внутренний мир, мысли и желания детей, что может приводить к острым конфликтам. При таком стиле воспитание взаимодействие между родителями и детьми происходит по инициативе родителей, дети проявляют инициативу только когда есть возможность получить «санкцию» на какое-либо действие.

Коммуникация направлена исключительно от родителей к ребенку. Такой стиль, с одной стороны, дисциплинирует ребенка и формирует у него желательные для родителей нормы и установки поведения, а с другой - может вызвать отчуждение к родителям, враждебность по отношению к окружающим, протест и агрессию зачастую вместе с апатией и пассивностью.

Таким образом, для статистической обработки данных мы использовали критерий Манна - Уитни. В результате получили результат значимости, поскольку U эмпирическое равно нулю, а в свою очередь U критическое отображено в таблице 2.4.

Таблица 2.4. Критические значения

U кр.

p?0.01

p?0.05

-

2

Таким образом, эмпирические значения находятся в зоне значимости, что свидетельствует о подтверждении гипотезы, которую выдвинули: стили семейного взаимодействия влияют на агрессивное поведение учащихся 7-ых классов ГУО «Порозовская СШ».

Из вышесказанного следует, что родители в разных ситуациях могут проявлять различные стили воспитания. Но очень важно установить единый стиль воспитания, понятный ребенку. Учитывающий его желания и возможности.

Итак, выявлено, что для большинства родителей характерен демократический стиль воспитания («кооперация»), и у данных детей не выявлено яркое агрессивное поведение. А те родители, которые придерживаются стилей воспитания: «маленький неудачник», авторитарная гиперсоциализация, то для их детей характерно более выраженное агрессивное поведение.

Делись добром ;)