logo
Организационная психология

ВВЕДЕНИЕ

Проведенный анализ результатов отечественных (Т.А. Алексеенко, И.Ф. Дементьева, И.К. Дубровина, М.Ю. Кондратьев, A.M. Прихожан, А.Г. Рузская, М.Н. Толстых и др.), а также зарубежных исследований (И. Джоунс, X. Вулли и др.) показывает, что ситуация социального сиротства накладывает существенный отпечаток на жизнь ребенка. Дети-сироты, как правило, изначально находятся в социально - депривационной ситуации развития. Вследствие формирования мнимой идентичности и социальной дезадаптированности детей-сирот развивается своеобразная «интернатская ментальность», характерными признаками которой являются негативный опыт общения с взрослыми и сверстниками; дефицит позитивных моделей поведения; скупые представления о своих скрытых способностях и возможностях; сниженный уровень учебно-познавательной мотивации; высокий уровень дезадаптированности и агрессивности таких детей и др.

Продолжающаяся тенденция количественного роста детей-сирот в России в начале XXI века обусловила увеличение количества детских домов и учреждений интернатного типа для таких детей. Вместе с тем, за рубежом наблюдается отказ от интернатной системы воспитания и реализация семейных форм воспитания, таких как: патронатные семьи, приемные семьи, детские деревни, фостеровская (замещающая) семья, временная приемная семья [36].

Тем не менее, пока интернатные учреждения в России остаются основным воспитательным институтом, обеспечивающим воспитательный процесс и подготовку детей-сирот к жизни в обществе. В настоящее время каждый пятый ребенок в стране, оставшийся без попечения родителей, проживает в интернатном учреждении.

Усилия сотрудников интернатных учреждений направлены на развитие полноценной личности воспитанника, но результаты этой работы, как правило, не соответствуют ожиданиям, затраченным силам и средствам. Свидетельством этого является неспособность многих воспитанников детских домов и интернатных учреждений к адекватной самостоятельной жизнедеятельности в обществе и слабой адаптации в нем. Так, из общего количества выпускников интернатных учреждений 40% попадает в криминальные структуры, почти 40% страдают наркоманией и алкогольной зависимостью, около 10% заканчивают жизнь самоубийством, и лишь 10% как-то выживают [9].

Дети, из детских домов, в силу сложившихся обстоятельств, составляют группу социального риска, где особую тревогу вызывает прогрессирующая жестокость, агрессивность детей-сирот из детских домов. При этом в основе агрессивности таких детей-сирот лежат следующие причины: агрессивность на почве бездеятельности; потребительское отношение к жизни и окружающим людям, когда все им обязаны, а они - никому; их особый «интернатный» статус «быть таким, как все»; предвзятая позиция к таким детям со стороны общества, воспитывающих взрослых и «домашних» сверстников и др.

Именно эти дети в условиях современной ситуации в обществе оказались наиболее подвержены воздействиям асоциальной субкультуры. Рост спонтанной, на первый взгляд, немотивированной жестокости таких детей сегодня возводится в ранг государственной проблемы. Выйдя за рамки детского дома, она превращается в личную драму конкретного подростка и грозит перерасти в национальную трагедию, которая зачастую выливается в такие тяжкие правонарушения и преступления, как бандитизм, рэкет, насилие, что двадцать лет назад не было характерно для таких детей.

Современное решение проблемы профилактики агрессивности детей-сирот является междисциплинарной областью научного исследования, предметом внимания целого ряда наук. Проблемы профилактики и преодоления различных отклонений в психическом развитии и поведении детей-сирот нашли свое отражение в современных психолого-педагогических исследованиях (B.C. Басюк, А. Березников, Е.И. Казакова, И.Э. Кондакова, Е.Е. Копченова, Н.Н. Павлова, А.А. Реан, А.А. Романов, Е.А. Стребелева, Т.М. Титаева и др.).

Цель исследования - исследование особенностей проявления агрессивного поведения детей из детского дома.

Объект исследования - агрессивность у детей, воспитывающихся в детском доме.

Предмет исследования - формы проявления агрессивности у детей из детского дома.

Согласно объекту, предмету, цели и задачам исследования была выдвинута следующая гипотеза: дети из детского дома, отличаются повышенной агрессивностью и формами негативного проявления в отличие от сверстников, воспитывающихся в семьях.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого - педагогическую литературу по проблеме агрессивности и особенности ее проявления у детей;

2. Охарактеризовать психологические особенности и социальную ситуацию развитии у учащихся детского дома;

3. Исследовать особенности проявления агрессивности у школьников из детского дома и обычных детей;

4. Сформулировать выводы.

Методологической основой исследования являются: синергетические представления о динамике развития сложнооргани-зованных систем, каковыми являются общество, система воспитания, человек (В.И. Аршинов, В.В. Василькова, СП. Курдюмов, А.И. Пригожий и др.); психологические концепции о сущности феномена «агрессия» и природе агрессивного поведения (А. Бандура, А. Басе, Дж. Доллард, А.Н. Леонтьев, К. Лоренц, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн, 3. Фрейд, Э. Фромм и др.); о единстве личности, сознания и деятельности (К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и др.); об уникальности каждой личности (Р. Берне, К. Ясперс и др.), о присущей человеку потребности в самоактуализации (А. Маслоу, А. Менегетти, К. Роджерс, Э. Эриксон и др.); о механизмах появления, развития и предупреждения агрессивности в детстве и подростковом возрасте (А. Адлер, Л.И. Божович, B.C. Выготский, B.C. Мухина, А.В. Петровский, В.А. Петровский, Л.Н. Семенюк, В.И. Слободчиков, Д.И. Фельдштейн, К. Хорни и др.);

Методы исследования: анализ, обобщение систематизация теоретической и эмпирической литературы, психолого - педагогический эксперимент, методы математической статистики.

Научная новизна исследования заключается в следующем: обоснованы совокупность факторов, условий и предпосылок проявления агрессивного поведения детей-сирот в условиях детского дома;

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что теоретически обоснованы и выявлены типологические особенности агрессивного поведения детей-сирот;

Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы исследования могут быть основой для разработки и внедрения в практику рекомендации по развитию жизненных компетенций воспитанников детского дома как важного средства их подготовки к самостоятельной жизни.

Экспериментальная база исследования: учащиеся СОШ №74 г. Уфы, в количестве 20 человек, и учащиеся из детского дома в количестве 20 человек. В возрасте 10-11 лет.