1.3 Феномен ответственности с позиции психологической науки
С позиции психологической науки ответственность рассматривается как отдельная психологическая категория, а точнее - категория, основой которой является личностная черта, или в качестве разных категорий -чувства ответственности, свойства личности, способности отвечать, готовности (установки) к ответу, черте характера и др. Большинство исследователей соотносят ответственность с чертой личности.
Если признать ответственность чертой личности, мы должны определить уровень, которому она соответствует - конституциональному, индивидуальному или личностному. Возникает и другой вопрос: если ответственность - это черта (либо другое свойство) личности, призванное к тому же относительно устойчивой категорией, то почему мы призываем к ответственности лишь в отдельных ситуациях? Когда уже получен отрицательный или нежелательный результат? В случае успеха к ответственности не привлекают. А положительные санкции вообще вряд ли имеют отношение к ответственности. Об ответственности нас предупреждают, а вознаграждение обещают, и интонации, с которыми произносят нужные слова, звучат абсолютно по-разному.
Ответы на эти вопросы возможны лишь только при детальном изучении структурных элементов данного феномена. Рассмотрение основных значений ответственности позволяет утверждать, что данный феномен имеет положительные корреляции со многими социальными качествами личности. К ним можно отнести самостоятельность, честность, справедливость, принципиальность, чувство долга, следование нормам своего социума и много другое. Ответственность всегда связана с принятием решения, с выбором человека, с его деятельностью, конкретным поступком или отказом от такового. Выделять ответственность как самостоятельный и независимый фактор не представляется возможным.
Помимо этого, важно отметить, что какие бы ни были многомерные психологические трактовки понятия ответственности, основной смысловой нагрузкой является внутренняя готовность человека ответить, дать ответ. Поэтому целесообразным является диагностирование установки, диспозиции, отношения человека к ответственности.
- Введение
- 1. Теоретическое обоснование проблемы формирования компетенции ответственности у обучающихся
- 1.1 Квалификация и профессиональные компетенции
- 1.2 Ответственность как одна из важнейших профессиональных компетенций
- 1.3 Феномен ответственности с позиции психологической науки
- 1.4 Профессиональная ответственность в контексте психологии отношений
- 2. Опыт организации и проведения мероприятий по формированию компетенции ответственности
- 2.1 Поэтапное проведение мероприятий по формирования компетенции ответственности
- 2.2 Уровневое строение профессионально ответственного отношения и его критерии
- 2.3 Базовый уровень профессионально ответственного отношения
- 2.4 Исполнительский уровень профессионально ответственного отношения
- 2.5 Сверхнормативный уровень профессионально ответственного отношения
- 2.6 Результаты эксперимента и их практическое применение
- Заключение
- Глава II. Требования к организации и проведению мероприятий по контролю
- Формирование общих компетенций
- 2.3 Организация и проведение спортивных мероприятий
- Организация специального мероприятия
- Глава 2. Порядок организации и проведения публичного мероприятия
- Глава 2. Порядок организации и проведения публичного мероприятия
- Организация и проведение внеклассных мероприятий
- Глава II. Требования к организации и проведению мероприятий по контролю
- 104. Управление персоналом по компетенциям и критерии его формирования в организации