Организация и проведение мероприятий по формированию компетенции ответственности
2.1 Поэтапное проведение мероприятий по формирования компетенции ответственности
Одной из задач нашего исследования явилась разработка на основе эмпирического опыта теоретической модели формирования и профессионально ответственного отношения личности, или, другими словами, развитие профессиональной компетенции ответственности в процессе обучения подростков УНПО.
В эксперименте принимали участие 2 группы ПУ №36. Группа № 21 -«Сварщики» экспериментальная группа, в количестве 36 обучающихся и группа № 23 - «Повара» - контрольная группа в количестве 23 обучающихся.
Исследовательская работа проводилась в три этапа.
1 этап (сентябрь 2009 года) - основополагающий был посвящен изучению и анализу психолого - педагогической и научно-методологической литературы по проблеме развития ответственности у подростков и у других возрастных категорий.
Разработаны исходные базовые понятия и позиции исследования: цели, задачи, объект, предмет.
2 этап (октябрь - февраль 2010 года)- опытно - поисковый.
На этом этапе выяснились уровни взаимодействия между педагогом и учениками, по развитию идеи формирования компетенции ответственности в процессе учебных занятий.
В ходе опытно - экспериментальной работы корректировались содержание и технология эксперимента, проводилась обработка полученных результатов.
3 этап (март - июль 2010 года) - заключительно - обобщающий.
Он включает в себя обобщение и литературное оформление исследования, выводы и заключение.
На первом этапе методом мозгового штурма были определен базовый понятийный уровень. Его центральными понятиями стали: компетенция, квалификация, ответственность (профессионально ответственное отношение).
Были приняты следующие понятия:
Квалификация - это знания, умения и навыки по конкретной специальности, а также профессионально важные качества личности, необходимые для широкого круга профессий.
Компетенция - это характеристики и способности, помогающие человеку достигать профессионально значимых целей.
Ответственность - это способность или умение брать на себя ответ за происходящие явления или события.
Супервизор - это участник нашего эксперимента, который берет на себя ответственность в данный момент времени проводить анализ или оценку работы каждого участника группы в процессе обучения.
Под профессионально ответственным отношением понимается в разной степени осознаваемое, оценочное и характеризующееся различной степенью поведенческой готовности отношение личности к выполнению профессиональных обязанностей.