Особенности "я-концепции" одиноких пожилых людей

дипломная работа

1.1 Одиночество как психологический феномен

Одиночество одна из наиболее серьезных социальных проблем современности. Оно принадлежит к числу тех понятий, " жизненный смысл которых, казалось бы, отчетливо представляется даже обыденному сознанию, однако подобная ясность обманчива, ибо скрывает сложное, противоречивое содержание" [19,с.12].Наверное, самое точное определение одиночества дал известный советский социолог И.С.Кон, назвав его многоликим.

Прежде чем начать анализ одиночества, необходимо разграничить некоторые очевидные различия между одиночеством и другими формами и состояниями человека. По мнению И.С.Кона в первую очередь одиночество- это не только физическое отношение человека с другими людьми, но и его психологическое состояние.

Одиночество не может быть приравнено к физическому состоянию изолированности человека. Как состояние физической изолированности, оторванности одиночество известно с самых давних времен и даже нередко сознательно использовалось людьми. Но при этом на протяжении веков менялись его субъективная оценка и отношение людей к факту уединения. Выделяют три исторические формы одиночества:

- изоляция;

- отчуждение;

- добровольное физическое уединение (отшельничество)[33].

Изоляция рассматривается как необходимое условие обособления индивида, состояние, поддающееся наблюдению, в какой-то степени регулируемое и контролируемое, являющееся лишь отдельным феноменом одиночества. Значение изоляции зависит от того, каким значением человек наделяет это состояние. Для одних изоляция является мучительным наказанием, для других возможность для плодотворных открытий и даже саморазвития. Большинству из нас время от времени хочется "побыть одному".

Отчуждение же рассматривается как насильственная изоляция или изгнание индивида из общества. Психологическая тяжесть отчуждения заключается в том, что со стороны социальной группы подвергается осуждению не просто тот или иной поступок индивида, а он сам как таковой, его личность. Прямо противоположной по своему психологическому значению является третья историческая форма одиночества. Это добровольное, физическое уединение человека, его уход от жизни в обществе (отшельничество) состояние, когда одиночество становится, прежде всего, личностным[33].

Все данные исторические известные формы одиночества в том или ином виде сохраняются до сих пор. Одиночество рассматривалось сначала исключительно как проблема общения, межличностного взаимодействия, оно связано не только с особенностями общения, сколько со свойствами личности.

То есть, в противоположность состоянию изоляции, которое является объективным, внешне обусловленным, одиночество - остросубъективное сугубо индивидуальное и часто уникальное переживание.

Изоляция может содействовать одиночеству, но простое сведение второго к первой игнорирует специфические качества и сложность одиночества [19]. Все же при всей уникальности переживания одиночества есть определенные элементы, общие для всех его проявлений. Одна из самых ярких черт одиночества - это специфическое чувство полной погруженности в самого себя. "Одиночество есть знак моей "самости", оно сообщает мне, кто я такой"[19,с.25]. Одиночество - особая форма самосознания, самовосприятия. Мы переживаем свое состояние в сложной сети взаимосвязей. Одиночество предполагает разрыв связей или полное их отсутствие. Из вышесказанного можно дать следующее определение одиночества. "Одиночество- это переживание, вызывающее комплексное и острое чувство, которое выражает определенную форму самосознания, и показывающее раскол основной реальной сети отношений и связей внутреннего мира личности [19,с.304;25,с.27].

В современной литературе в области психологии одиночества дано описание ряда теоретических подходов к пониманию одиночества. Дэниел Перлман и Летиция Энн Пепло описали ряд теоретических подходов к пониманию одиночества. Все они классифицируются на следующие группы:

- психодинамические;

- феноменологические;

- экзистенциально-гуманистические;

- социологические;

- интеракционистские;

- когнитивные;

- интимные;

- теотетико-системные [ 22,с.64; 8,с 123], (приложение 1).

Психодинамический подход основан на концепции З.Фрейда(1973).Первый психологический анализ одиночества опубликовал Зилбург. Он различал одиночество и уединение. Уединенность он характеризовал как "нормальное" и "преходящее умонастроение", возникающее в результате отсутствия конкретного "кого-то". Одиночество, согласно данной теории - непреодолимое постоянное ощущение, которое может проявиться в форме нарциссизма и враждебности.

Сторонники психодинамического подхода в своем анализе одиночества считают одиночество результатом ранних детских влияний на личность [15,с154].

Феноменологический подход к одиночеству близок к психодинамическому, т.к. также вытекает из клинической практики. Согласно данному подходу истоки одиночества следует искать в текущем жизненном периоде[8,с122].

Наиболее известным сторонником феноменологического направления является Карл Роджерс(1961). Его анализ основан на "Я - теории" личности. Он полагал, что общество вынуждает индивида действовать с общепринятым образцом. Это ведет к противоречию между внутренним "я" индивида и проявлениями "я" в отношении с другими людьми [19,с156].В данной теории одиночество рассматривается как проявление слабой приспособленности личности [33].

Сторонники экзистенциального подхода, ярким выразителем которого является Мустакас (1961). Он подчеркивал значение различий между "суетой одиночества" и истинным одиночеством. Суета одиночества - система защитных механизмов, которые отдаляют человека от решения существенных жизненных вопросов и побуждают человека к активности. Истинное одиночество проистекает из конкретной реальности одинаково существования и из столкновения личности с пограничными состояниями (рождение, смерть, жизненные перемены). То есть, одиночество является важным условием нашего существования и формой системы защитных механизмов. Экзистенционисты считают, что нет необходимости бороться с одиночеством, т.к. все люди изначально одиноки, нужно преодолеть страх одиночества и научиться использовать его с пользой [19,с.156;35,с.66-67].

Согласно социологическому подходу причины одиночества лежат вне индивида: в обществе, его традициях и истории. Представители данного подхода К.Боумен(1955), Д.Рисмен(1961), Ф.Слейтер(1976) оценивают одиночество не столько как нормальное или не нормальное состояние, сколько считают его нормативным общим статистическим показателем, характеризующим общество. Причины одиночества усматривают в событиях, происходящих в жизни человека в зрелом возрасте[19,с.159;26,с.68].

Представители интеракционистского подхода считают, что одиночество обусловлено как личностными, так и ситуативными факторами. Оно является продуктом их взаимодействия. Интерактивный подход различает два основных типа одиночества: эмоциональную и социальную изоляцию. Эмоциональное одиночество-результат отсутствия тесной интимной привязанности, такой как супружеская. Социальное одиночество-отсутствие значимых дружеских связей или чувства общности. Это отсутствие может быть компенсировано включением в такие взаимосвязи. Роберт.С.Вейс(1973),как главный выразитель интерактивного подхода, рассматривал одиночество как нормальную реакцию, имея в ввиду как внешние (ситуативные) так и внутренние(характерологические) его причины. Ключевым фактором формирования одиночества являются текущие события в жизни личности [19,35].

Когнитивный подход усматривает причины одиночества в когнитивных особенностях человека, на которые оказывает влияние как исторический, так и текущий опыт. Представители данного подхода Энн Пепло и ее коллеги предполагают, что одиночество наступает в том случае, когда человек осознает несоответствие между желаемым и достигнутым уровнем собственных социальных контактов[15,с.161;26,с.70].

Интимный подход к пониманию одиночества объясняет его причины отсутствием социального партнера, который мог бы способствовать достижению различных целей индивида. По мнению Дерлега и Маргулис (1982)одиночество наступает тогда, когда межличностным отношениям не хватает интимности, необходимой для доверительного общения. В основе данного подхода лежит предположение о том, что индивид стремится сохранить равновесие между желаемым и достигнутым уровнями социального контакта. Исследователи считают, что и внутрииндивидуальные факторы и факторы среды способны привести к одиночеству[19,с.161-162;33,с.70].

Теоретико-системный подход к проблеме одиночества сформулировал Дж.Фландерс(1982). Общедоступный подход основывается на совокупности взаимодействующих элементов, образующих систему. Фландерс оценивает одиночество как потенциально патологическое состояние, но считает его также и полезным механизмом обратной связи, которое может способствовать благополучию человека и общества. То есть системная теория подчиняет оба мотива поведения - индивидуальный и ситуативный.

Таким образом, большинство теорий определяют одиночество как неприятное переживание, от которого стремятся избавиться. Психодинамический и феноменологический подходы считают переживание одиночества патологичным. Напротив, интерактивный и когнитивный подходы считают это состояние нормальным[11,35]. Многие исследователи считают одиночество по сути извращенным и неприятным переживанием, и лишь некоторые из них рассматривают одиночество как чисто патологическую реакцию.

Данные теории подтверждают значимость понятия одиночества и способствуют прояснению этого феномена.

Также в литературе по психологии одиночества описано 4-е его измерения: космическое, культурное, социальное и межличностное [19,с33].

Одно из самых сложных измерений одиночества - космическое. Оно применяется для обозначения трех различных форм самовосприятия: постижение себя как цельной реальности, благодаря которому человек

1)соотносится с природой и космосом;

2)причастности к мистическим аспектам жизни, предельно близким к Богу;

3)веры в уникальность своей судьбы. [7,19].

Космическое одиночество присутствует там, где есть хотя бы один из этих аспектов.

Чувство одиночества, относящееся к соотнесенности человека с природой, обнаруживается не только у отдельных индивидов, оно типично и для больших групп людей. Часто данный тип одиночества обнаруживается у людей, которые занимаются экологией и восстановлением взаимоотношений человека и природы. Некоторые люди особенно одиноки, когда чувствуют свое отдаление от объекта их интереса, они тоскуют по своей земле, как другие люди могут скучать по семье или друзьям, с которыми они разлучены. Чувство утраты связи с бытием или Богом, которое является другим вариантом космического одиночества, характеризует определенную религиозную и философскую литературу, в которой человек понимается как одинокая душа, "заключенная в область земной нереальности"[17].Третий вид одиночества космического типа описан в художественной литературе и в работах У.Джеймса и К.Г.Юнга, в которых человек страдает от ощущения разъединенности своего "Я". Другой случай одиночества данного типа обнаруживается в выражении веры в то, что "каждый из нас по воле рока совершенно один"[7,19].

Одиночество в культурном измерении люди могут переживать из-за отрыва со своим культурным наследием, которое изначально было частью их жизни. Люди переживали культурное одиночество из-за эмиграции и, вследствие обширных и быстрых изменений в общественных и религиозных правах, т.е. культурные различия разрушают социальные и межличностные связи людей[15,35].

Широко известно социальное одиночество. Самое мучительное одиночество, есть одиночество в обществе. Оно может возникнуть, когда человек чувствует свое неприятие группой, что его оттолкнули, покинули, исключили, не оценили. Этот вид одиночества чаще всего появляется, когда роли индивида не учтены; например, когда человек уволен, исключен из команды, не принят на работу. Острое социальное одиночество переживают люди на грани общества, которые нуждаются в социальной включенности. К ним относятся старики, бедняки, эксцентричные по своей природе люди и в некоторых случаях подростки и женщины[7,19,35]. Данный вид одиночества становиться преобладающим.

Межличностное одиночество связано с ощущением, что все жизненные связи в форме межличностных отношений ослаблены или разорваны.

Одиночество может представлять угрозу для построения межличностных взаимоотношений, составляющих основу человеческого существования. Следствием одиночество межличностного типа может возникнуть расстройство личности (аномия)[7,19].

Когда одиночество возникает в 2-х и более измерениях одновременно, то стресс, вызванный одиночеством, может достичь масштабов серьезного расстройства личности, особенно когда человек не осознает значение данного стресса, вызванного одиночеством для его личностного мира, и не может бороться непосредственно с ним.

Таким образом, люди часто испытывают не просто неопределенное одиночество, существует, по крайней мере ,4-е основных типа одиночества, и многие испытывают одиночество в нескольких измерениях, не осознавая этого.

Также в литературе по проблеме одиночества высказано много всевозможных предположений о типологиях этого состояния.

Различия между типологиями проводятся по трем основным измерениям:

-оценка индивидом его социального положения,

- типа испытываемого им дефицита социальных отношений,

- временной перспективы [35,с.301].

Типология Кельбеля наиболее показательна как оценочная. Кельбель различал четыре типа одиночества:

- позитивный внутренний тип ("гордое одиночество"), переживаемое как необходимое средство для новых форм общения с другими людьми.

- негативный внутренний мир, переживаемый как отчуждение от своего "Я" и от других людей.

- позитивный внешний тип, присутствующий в ситуации физического уединения.

- негативный внешний тип, преобладающий, когда жизненные обстоятельства (смерть близких, потеря контакта) ведут к негативным ощущениям одиночества[35,с.302].

Среди типологий дефицита социальных отношений наиболее известным является работа Роберта С.Вейса. Он описывал одиночество, имея в виду социальные отношения, как привязанность, руководство и оценка. Делая различие между эмоциональным и социальным одиночеством, С.Вейс считал, это особым признаком одиночества, обусловленного эмоциональной изолированностью, бывает тревожное беспокойство, вызванное отсутствием привязанности к конкретному человеку, а особым признаком социальной изоляции является ощущение намеренного отторжения, вызванного отсутствием доступного круга социального общения.

Такая точка зрения подразумевает, что одиночество появляется в результате недостаточности социального взаимоотношения индивида, которое удовлетворяет основные социальные запросы личности. [19,33,35].

Последняя из трех указанных выше основных измерений, по которым проводятся различия типологий одиночества, касается временной перспективы одиночества, его продолжительности. Социологи Дж. Янг (1978)и его коллеги различали 3 типа одиночества:

- хроническое одиночество, развивающееся тогда, когда индивид в течении

длительного времени не может установить удовлетворяющие его социальные связи.

- ситуативное одиночество, наступающее в результате значительных стрессовых событий жизни, таких как смерть близких, разрыв брачных отношений.

- преходящее одиночество, являющееся наиболее распространенной формой этого состояния, относящегося к кратковременным приступам одиночества[19,с.304-305;35,с.75]. Дж. Янг и его коллеги полагали, что люди, чье одиночество носит хронический характер, обычно имеют меньше е близких и интимных отношений, чем те, у кого одиночество носит ситуативный характер.

Таким образом, каждый тип одиночества является особой формой самосознания, свидетельствующей о разрыве основной сети взаимоотношений, составляющих жизненный мир личности. Существующие типы и степени одиночества, некоторые его формы могут стимулировать развитие одиночества и усугублять его, в других же его формах ярко выражен разрушительный эффект данного явления.

Итак, в данном параграфе мы рассмотрели феномен одиночества. Одиночество рассматривается:

1) как осознанная депривация социальных контактов, когда человек имеет потенциальную возможность взаимодействовать с другими людьми, но не делает этого;

2) как несоответствие актуальных и желательных взаимодействий с другими людьми;

3) как болезненное переживание дефицита социальных связей;

4) как сугубо индивидуальное переживание, выражающее особую форму самосознания, самовосприятия;

5) как внутреннее и субъективно психологическое переживание, которое не может быть идентифицировано с фактической изоляцией.

Ряд исследователь данного феномена (Д.Перлман, Э.Пепло, Зилбург, К.Роджерс, Д.Рисмен, Мустакас и др.) отмечают, что одиночество связано не только с особенностями общения, но и со свойствами личности.

Анализ литературы показал, что существует ряд теоретических подходов к пониманию одиночества (психодинамический, феменологический, экзистенциально - гуманистический, социологический, интеракционистский, когнитивный, теоретико-системный), в которых рассмотрены факторы среды и внутрииндивидуальные факторы, способные привести к одиночеству. Описаны различные виды (космическое, культурное, социальное, межличностное) и типологии одиночества Кельбеля, С.Вейса, Дж. Янга, которые объясняют многосторонность переживания данного чувства. Некоторые его формы могут стимулировать и усугублять чувство одиночества, в других ярко выражен разрушающий эффект этого явления.

Данные теоретические подходы подтверждают тот факт, что одиночество, как и все сложные чувства, обусловлено взаимодействием личной предрасположенности и ситуативных факторов.

Одиночество является феноменом, свойственным самым различным слоям населения.

В следующем параграфе мы рассмотрим особенности развития личности в пожилом возрасте, обратим особое внимание на развитии "Я - концепции" пожилых людей.

Делись добром ;)