Особенности агрессивного поведения детей подросткового возраста

курсовая работа

Введение

Проблема агрессивности в подростковом возрасте в настоящее время весьма актуальна. С фактами агрессивного поведения можно столкнуться в любом месте (в школе, во дворе и т.д.) и, практически, в любое время. Отмечается учащение случаев демонстративного и вызывающего поведения подростков по отношению к младшим по возрасту, сверстникам и взрослым. Жестокость и агрессивность все чаще стали проявляться в самых крайних формах.

Агрессивность формируется в детском и подростковом возрасте. Первоначально агрессивные поступки детей оказываются обусловленными сиюминутными побуждениями без учета и понимания их нравственного значения. В результате неоднократного повторения такого поведения, при отсутствии должной оценки и корректирующих воздействий, оно постепенно становится устойчивым, не связывается более с конкретной ситуацией, в которой первоначально возникает, и превращается в черту личности [1].

У агрессивных лиц формируется готовность воспринимать и оценивать объекты, ситуации, действия других людей как угрожающие или враждебные и поступать по отношению к ним в соответствии с данной оценкой. Нередко агрессивные действия не расцениваются человеком таковыми, а считаются естественными, морально оправданными (это обусловлено механизмами психологической защиты и самореабилитации). В обществе же проявления агрессивности оцениваются крайне отрицательно.

Последние статистические данные показывают, что на общем фоне роста агрессии наблюдается особенно сильный всплеск детской агрессивности, которая, в свою очередь, проявляет сильную тенденцию (40- 50%) перерастать в юношеском и взрослом возрасте в антисоциальное поведение.

В настоящее время выделен целый ряд факторов, способствующих возникновению, закреплению и проявлению агрессивности. Среди них: биологические факторы, массовая культура, СМИ, и т.д. [1].

Следует отметить, представления о природе и механизмах агрессии представлены в работах З. Фрейда, К. Лоренца, Л. Берковица, А. Басса, С. Розенцвейга, А. Бандуры, А.В. Петровского, Я.Л. Коломинского, Л.М. Семенюк, Ф.Е. Василюка, Ю.В. Егошкина и др. Индивидуальные и типологические особенности агрессии освещены такими учеными, как Р. Бэрон, Д. Ричардсон, П.А. Ковалев, Т.Н. Курбатова, О.Ю. Михайлова, А.А. Реан, Т.Г. Румянцева, С. Фешбек и др. В психологических исследованиях агрессии традиционно поднимались вопросы ее происхождения, выяснялись причины и специфика ее проявления в разных возрастах, зависимость агрессивного поведения от личностных черт и ситуативных факторов. Существуют данные о том, что именно в критические периоды жизни проявление агрессивности достигает своего апогея. Все это находит отражение, как в поведении индивида, так и в его внутренней организации. Между тем, вопросы изменчивости или, напротив, устойчивости агрессивных проявлений, обострения агрессивного поведения, смены умеренных его форм более резкими и открытыми, представляются крайне важными. Изучение динамики агрессивности на протяжении подросткового возраста имеет важное значение не только для коррекции, но и для профилактики агрессивности, важно для разработки стратегий, направленных на контроль и предотвращение её острых форм. Однако в настоящее время данная тема раскрыта не в полной мере и недостаточно изучены вопросы влияние социологических и личностных факторов на возникновение и развитие агрессии. В связи с этим можно отметить актуальность изучения проблемы человеческой агрессии. Она предполагает наличие многих факторов, присущих исключительно людям и обуславливающих их поведение.

Цель работы: изучить особенности агрессивного поведения детей подросткового возраста.

Задачи:

- провести теоретический анализ подходов к пониманию агрессии в зарубежной и отечественной психологии;

- рассмотреть причины становления агрессивного поведения;

- раскрыть психосоциальные особенности развития личности детей подросткового возраста;

- выявить особенности агрессивного поведения детей подросткового возраста.

Актуальность данной темы состоит в том, что проблема подростковой агрессивности мало изучена теоретически, но это не потому что агрессивное поведение подростков не желают изучать, а потому что данная тема настолько обширна и многогранна, что систематизировать и проанализировать все факты, связанные с агрессией, очень сложно (в связи с этим существует множество определений подростковой агрессивности от разных авторов).

Научная новизна: в работе обобщены зарубежные и отечественные теории и концепции агрессии. Рассмотрены механизмы становления и развития личности детей подросткового возраста, рассмотрены механизмы агрессивных проявлений у детей подросткового возраста, рассмотрены факторы, способствующие росту агрессивности у подростков.

Делись добром ;)