Особенности адаптации военнослужащих уволенных в запас и членов их семей

курсовая работа

1.1 Проблема адаптации военнослужащих в психолого-педагогической науке

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что адаптация как процесс, представляет собой диалектическое единство основных противоположных тенденций: к самосохранению и саморазвитию, где первая, стремясь к стабильности и равновесию через приспосабливание, пытается привести состояние человека к устойчивости и неизменности, а вторая побуждает его к активности, ища всё новые задачи и способы развития. Взаимозависимость этих тенденций очевидна, так как первая закрепляет эффективные, ценные способы решения поведенческих задач, возникающих в ходе саморазвития, создавая оптимальные условия для другой тенденции - саморазвития, активно меняясь «изнутри» [31, с. 88].

В зарубежной психологии значительное распространение получило необихевиористское определение адаптации. Адаптацию (adjustment) определяют двояко:

а) как состояние, в котором потребности индивида, с одной стороны, и требования среды - с другой полностью удовлетворены. Это состояние гармонии между индивидом и природной или социальной средой;

б) процесс, посредством которого это гармоничное состояние достигается [4, с. 65].

Ф.Б. Березин и другие психоаналитики проводят различие между адаптацией как процессом и адаптированностью как результатом этого. Хорошо адаптированным психоаналитики считают человека, у которого продуктивность, способность наслаждаться жизнью и психическое равновесие не нарушены. В процессе адаптации активно изменяется как личность, так и среда, в результате чего между ними устанавливаются отношения адаптированности [4, с. 76].

Адаптация как процесс принимает форму изменения среды и изменений в организме путем применения действий (реакций, ответов), соответствующих данной ситуации. Эти изменения являются биологическими.

Адаптация личности - это «процесс, вызываемый стрессирующими изменениями социальной среды и направленный как на включение личности в изменившиеся социальные условия, так и на преобразование новых социальных условий. Адаптация обычно сопровождается трансформацией (регулировкой) личностных структур» [26, с. 105].

Как отмечает А.А. Налчаджян «социальная адаптация - это процесс и результат встречной активности субъекта и социальной среды. Адаптация предполагает согласование требований и ожиданий социальной среды по отношению к человеку с его установками и социальным поведением; согласование самооценок и притязаний человека с его возможностями и с реалиями социальной среды» [26, с. 107].

Таким образом, адаптация - это процесс и результат становления индивида социальным существом.

С точки зрения субъект-субъектного подхода адаптация - это способность человека активно взаимодействовать с социальной средой и использовать ее потенциал для собственного развития. Для этого необходимо развитие социально значимых способностей или, как пишет В.И. Лебедев «центрация на полезной стороне жизни», что ведет к формированию чувства собственной ценности [23, с. 47].

Рассматривая разные стороны процесса приспособления, исследователи выделяют различные критерии адаптированности: Ф.Б. Березин - психоэмоциональное состояние [4, с. 71], А.А. Налчаджян - деловую включенность и эмоциональное самочувствие. Часто выбирают критерием адаптированности и состояние психического здоровья, где отсутствие невротических реакций и аффективной возбудимости является признаками адаптированности [26, с. 111].

Единого подхода к определению адаптации и выделению критериев на современном этапе нет. Большинство исследователей, подчеркивая комплексный характер адаптационного процесса, отмечают необходимость учета нескольких критериев. Так, например, П.С. Кузнецов использует следующие критерии адаптированности: выходные параметры деятельности; степень интеграции личности с макро- и микросредой; степень реализации внутриличностного потенциала и эмоциональное самочувствие (отсутствие синдрома психоэмоционального напряжения) [22, с. 8].

По мнению В.И. Лебедева «психологическая адаптация определяется как сложный многоуровневый процесс взаимодействия личности и среды, обеспечивающий реализацию целенаправленного поведения, организацию микросоциального взаимодействия при сохранении психоэмоциональной стабильности и личностного комфорта» [23, с. 58].

Таким образом, адаптация - это процесс выработки, по возможности, оптимального режима целенаправленного функционирования личности, т.е. приведение ее в конкретных условиях времени и места в такое состояние, когда вся энергия, все физические и духовные силы человека направлены и расходуются на выполнение ее основных задач. Такое состояние достигается превращением внешних условий жизнедеятельности, переживаемых как новые, в непривычные «свои условия»; в результате адаптации человек действует естественно, непринужденно.

Как отмечает Е.Н. Концова «в жизни каждого военнослужащего наступает время, когда его увольняют в запас. У каждого этот процесс проходит по-своему, но мало кому удается преодолеть его быстро и безболезненно. Так как, выйдя в запас или в отставку, бывшие военнослужащие вынуждены адаптироваться к новой, в какой-то мере им мало известной, гражданской жизни, врастать в новую для них среду, искать для себя пути трудоустройства и даже просто выживать. Между тем, это врастание в новую среду и поиск достойного для себя занятия порой длится довольно долго» [19, с. 56].

Спецификой человеческой адаптации является то, что этот процесс тесно связан с социализацией человека, и именно социальная адаптация является важнейшим механизмом социализации человека. Социализация представляет собой постепенный процесс формирования личности в определенных социальных условиях, а понятие «социальная адаптация» подчеркивает, что в относительно короткий промежуток времени личность или группа активно осваивает новую социальную среду, которая возникает либо в результате социального или территориального перемещения, либо при изменении социальных условий. Для военнослужащих, уволенных в запас, социальная адаптация особенно актуальна при переходе от военной службы к гражданской жизни [28, с. 84].

Под социальной адаптацией по мнению Н.Г.Осуховой, И.П.Лотовой, В.Л. Калиничевым понимается «процесс и результат согласования человека с окружающим миром в новых для личности или группы социальных условиях (новые социально-экономические условия в обществе или ситуация перехода человека к новому виду профессиональной деятельности). В основе социальной адаптации лежит взаимодействие с существующей социальной средой, а также изменение и качественное преобразование личности человека» [28, с. 70].

По определению, социальная адаптация -- это активное формирование социального поведения, адекватного изменяющимся социальным условиям и позволяющего реализовать основные жизненные функции при существующих ресурсах индивида. Это постоянный процесс активного приспособления человека к условиям социальной среды, наиболее заметный в периоды кардинальной смены деятельности человека и его социального окружения. Социальная адаптация личности направлена на восстановление норм, социально-полезных отношений с социальными субъектами (группами и отдельными ее членами), изменение в позитивном плане общения, поведения, деятельности. Она тесно связана с психологической адаптацией, поэтому часто говорят о социально-психологической адаптации или рассматривают социальную и психологическую стороны адаптации [31, с. 278].

По мнению Н.Г.Осуховой, И.Г.Лотовой «сущность социальной адаптации бывших военнослужащих включает в себя такие воспитательные задачи, как включение личностных качеств в процесс адаптации и гармонизации межличностных отношений и социальной среды» [37, с. 116].

В.Г. Чайка выделяет основные критерии эффективности процесса социальной адаптации, которые основаны на модели организации этого процесса:

· конкурентоспособность;

· уверенность в стабильности социального благополучия;

· успешность трудоустройства;

· закрепляемость на рабочем месте;

· стабильность семейных отношений;

· уровень профессиональной подготовки;

· степень удовлетворенности взаимоотношениями с окружающими людьми;

· удовлетворенность работой и оплатой труда [42, с. 68].

Успешная социальная адаптация характеризуется хорошо сбалансированным соотношением между потребностями человека и требованиями социальной среды. Личность с хорошей социальной адаптивностью отличается уравновешенностью, гармоничностью, сбалансированностью самореализации с самоконтролем, что обеспечивает соблюдение общепринятых нормативных требований среды.

Показателем низкой социальной адаптации человека является его отклоняющееся поведение. При нарушении процесса адаптации могут наблюдаться такие дезадаптивные реакции, как тревожное настроение, депрессия, физические недомогания или же другие, более серьезные проявления -- невротические расстройства, алкоголизм и наркомания. Это возможные реакции на отчетливо обнаруживаемый психосоциальный стресс (каковым, например, является увольнение из армии). Расстройство, как правило, прекращается вскоре после того, как заканчивается действие стресса, или (если стресс остается) после того, как достигается новый уровень адаптации [42, с. 74].

Эффективность - конечный результат адаптации - определяется как по объективным показателям достижений, так и по субъективной удовлетворенности человека своими достижениями в той профессиональной и социально-экономической позиции, которую он занимает. Поэтому к критериям успешности социальной адаптации относят:

- критерий, включающий конкурентоспособность, уверенность человека в своих силах, удачное трудоустройство, хорошую закрепляемость на работе, стабильность семейных отношений и уровень профессиональной подготовки, достаточный для успешного выполнения новой профессиональной деятельности;

- критерий социально-психологической комфортности отношений, определяемый степенью удовлетворенности человека отношениями в новой социальной среде, работой, зарплатой, отношениями с людьми [42, с. 78].

Результат социальной адаптации обуславливается индивидуально-психологическими особенностями человека. Социальная адаптация протекает у каждого по-своему в зависимости от биологических, физиологических, психических свойств человека. На успешность социальной адаптации во многом влияют такие свойства личности, как ригидность или гибкость, ретроспективная ценностная ориентация, жизненные планы, жизненная позиция, особенности самосознания и др. Кроме того, на процесс социальной адаптации бывших военных влияют социальные условия формирования личности (социальное происхождение, образовательный уровень) и непосредственная среда обитания (семья, близкие друзья, трудовой коллектив, неформальное окружение) [36, с. 9].

Как считает И.Г. Скороходова «адаптация протекает достаточно быстро, если человек занимает активную жизненную позицию и готов при необходимости «к борьбе». Адаптация протекает довольно медленно, если человек занимает пассивную жизненную позицию, зависим от внешних факторов, может отказаться от «борьбы» даже в случае необходимости» [36, с. 10].

Под психологической адаптацией понимают усвоение социально полезных стандартов поведения и ценностных ориентации, сближение установок и общей направленности личности с ожиданиями социальной среды. При работе с военнослужащими, уволенными из армии, следует вести речь именно о социально-психологической адаптации [31, с. 259].

Социально-психологическая адаптация рассматривается как сложный механизм, включающий, в частности, освоение бывшими военнослужащими новых социальных ролей, формирование мотивационной сферы, восприятие индивидами себя, своего окружения и многие другие психологические явления, состояния и образования [31, с. 283].

СВ. Величко отмечает, что «увольнение из армии и новые требования, которые предъявляет к человеку гражданская жизнь, по-разному воспринимаются бывшими военнослужащими. Вступая в послеармейскую жизнь, бывшие военнослужащие уже имеют определенный опыт установления взаимоотношений в коллективе, систему ценностных ориентаций и установок по отношению к общественно полезной деятельности и к окружающим людям» [9, с. 38].

По мнению И.Г. Скороходовой «личность с положительными ценностными ориентациями сможет быстрее адаптироваться в гражданской микросреде, чем личность с отрицательной направленностью, т.к. последняя не совпадает с общей направленностью развития общества. Совпадение (или несовпадение) ценностных ориентаций, потребностей, мотивов социальной группы и входящей в нее личности - основа их адаптационного взаимодействия: благополучной адаптированности или, наоборот, дезадаптированности» [36, с. 7].

Таким образом, адаптация - это процесс выработки, по возможности, оптимального режима целенаправленного функционирования личности, т.е. приведение ее в конкретных условиях времени и места в такое состояние, когда вся энергия, все физические и духовные силы человека направлены и расходуются на выполнение ее основных задач. Такое состояние достигается превращением внешних условий жизнедеятельности, переживаемых как новые, в непривычные «свои условия»; в результате адаптации человек действует естественно, непринужденно. Успешность адаптационного процесса бывших военнослужащих зависит от выбора жизненных стратегий, определяется умением предвидеть ситуацию, прогнозировать исход событий.

Делись добром ;)