logo
Особенности взаимосвязей агрессивности и психического состояния подростков

1.3 Особенности агрессивного поведения подростков

В настоящее время детская и подростковая агрессия и родственные ей формы поведения являются важнейшими проблемами исследования, хотя тема агрессии общезначима и актуальна уже на протяжении многих десятилетий. В течение последнего столетия было проведено множество теоретических и практических исследований, в которых с самых разных точек зрения изучалось рано проявляющееся агрессивное поведение у детей и подростков.

Различные методологические и концептуальные подходы к объяснению детской и подростковой агрессивности не позволяют однозначно трактовать предпосылки возникновения этого феномена. Агрессивность в подростковом возрасте - явление неоднородное, в котором за внешне схожей картиной проявлений могут лежать различные причины: биологические (наследственность); психологические (нарушения в мотивационной, эмоционально-волевой, нравственной, деятельностной сферах); социально-педагогические (дезинтеграция семьи, нарушение психических связей в системе детско-родительских отношений, особенности стиля воспитания. (Смирнова Е.О., 2002).

Теоретический анализ работ по проблеме детской и подростковой агрессивности показал, что в зарубежной литературе тема агрессии и агрессивности обсуждается очень широко: создано большое число теоретических концепций, проводятся многочисленные экспериментальные исследования, направленные на выявление причин и факторов, способствующих развитию агрессивного поведения у детей и подростков. В частности, изучаются: связи между отношением родителей к агрессивным действиям своих детей и агрессивным поведением со стороны детей; взаимосвязь легитимного насилия и девиантного агрессивного поведения; взаимосвязь агрессивного поведения детей и подростков с уровнем интеллекта; половые различия в качестве и количестве агрессии у детей и подростков и т.д. (Семенюк Л.М., 2008).

Многообразие западных концепций можно условно разделить на две группы. Первая группа включает в себя теории, в которых агрессивность трактуется как врожденное, инстинктивное свойство индивида. Вторую группу составляют концепции, рассматривающие агрессивность как приобретаемую характеристику поведения. В отечественной науке первые работы по проблеме агрессивности проводились в 1920-1930-е годы, и большинство исследователей того периода подчеркивали роль неблагоприятных социальных условий в формировании агрессивности у детей и подростков, к которым относились беспризорность, последствия гражданской войны, разруха. Затем в 1930-е годы. При изучении детской агрессивности основной акцент исследователи делали на взаимоотношениях в семье и недостатках в обучении - на отсутствии индивидуального подхода к детям (Титаева Т.М., 2002).

В дальнейшем исследование проблемы детской и подростковой агрессивности в отечественной психологии велось по следующим направлениям:

· изучение связи развития агрессивности со структурой самосознания ребенка;

· изучение особенностей общения педагога детского сада с дошкольниками и детей в детском коллективе, способствующих развитию агрессивного поведения;

· изучение проявления агрессивности у детей в контексте проблемы психических нарушений и т.д. (Можгинский Ю.Б., 1999, с. 55).

В последние десятилетие в исследовании детской и подростковой агрессии наибольшее внимание уделялось: изучению биологических причин агрессивности; роли семьи и семейных отношений в формировании агрессивного поведения; поиску путей коррекции психических отклонений, трудностей в поведении, в том числе и агрессивного поведения; специфике агрессивного поведения учащихся различных половозрастных групп; изучению психологических особенностей подростков-нарушителей; влиянию СМИ на развитие агрессивного поведения у детей и подростков, а также изучению взаимосвязи легитимизации насилия и склонности к агрессивным формам поведения (Цветкова А.Л, 2006, с. 58).

Проблема агрессивности в подростковом возрасте приобретает особенную актуальность. Пубертатный период, характеризующийся половым созреванием, изменением социальной ситуации развития, а также серьезными интрапсихическими преобразованиями подготавливает благоприятную почву для различных форм проявления агрессии и даже жестокости. Г.Э. Бреслав в качестве основных психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение детей и подростков, выделяет среди прочего недостаточный уровень развития коммуникативных навыков и нарушения в отношениях со сверстниками. По мнению Г.Э. Бреслава (2006), в это время в душе будущих юношей и девушек сталкиваются два соперничающих друг с другом влечения: потребность в близости и принадлежности другому и стремление сохранить и утвердить собственную идентичность. Ощущение одиночества, утрата целостности мира, несоответствие своего реального «Я» идеалам (часто ложным), а также стремление оборвать свою зависимость от родителей, потребность в самостоятельном принятии жизненно важных решений приводит к необходимости проявления агрессии. Эта агрессия далеко не всегда является деструктивной. Г.Э. Бреслав (2006), как и ряд других авторов (Э. Фром, 2004; А.А. Реан, 1996;), считает, что у детей, как и у взрослых, существует две формы проявления агрессии: недеструктивная агрессивность и враждебная деструктивность. Первая, являясь необходимым механизмом адаптации, побуждает ребенка к конкуренции в окружающем мире, защите своих прав и интересов, и служит для развития познания и способности положиться на себя. Вторая, неадаптивная по своей природе, деструктивна и характеризуется стремлением к причинению вреда ради получения удовольствия (Бреслав Г.Э., 2006, с. 91).

Агрессия подростка выражается как: самоцель, удовлетворяющая потребность в самореализации и самоутверждении (в этом случае можно говорить об агрессивной личности); в качестве средства достижения другой значимой цели; способ психологической разрядки; форма защитного приспособительного поведения (Бреслав Г.Э., 2006, с. 85).

Признаки проявления агрессивности у подростков:

· они ожидают от окружающих враждебности,

· они недооценивают собственную враждебность,

· в своих проблемах они винят окружающих и обстоятельства,

· они редко выражают свои чувства словами, предпочитая действие,

· часто не думают о последствиях своих поступков,

· завышают интенсивность своих эмоций: гнев вместо грусти или раздражения,

· они невосприимчивы к чувствам окружающих, у них низкий уровень эмпатии (умение принимать чувства других людей),

· их не волнует страдание, ответная агрессия, возможность быть отвергнутыми сверстниками,

· ценят превосходство и месть превыше дружбы,

· они менее склонны к компромиссам, чем другие дети,

· полагают, что их агрессивные действия дают ощутимые результаты, уменьшая агрессивность окружающих,

· не задумываются (скорее просто не знают) о собственной значимости, у них ограниченный выбор реакций на проблемную ситуацию (Лебединская К.С., 1988, с. 79).

Анализ работ отечественных исследователей, занятых практическими аспектами проблемы детской агрессивности, показывает, что усилия современных ученых направлены преимущественно на детальное изучение одного из аспектов проблемы, тогда как другие составляющие остаются недостаточно разработанными. Т.П. Смирнова (2002), Г.Э. Бреслав (2006) делают акцент на психологической коррекции агрессивного поведения, выделяя лишь диагностические критерии. С.Л. Колосова (1988) рассматривает особенности, истоки и генезис детской и подростковой агрессивности. Н.М. Платонова (1988), М.Б.Алфимова (2000), анализируя возможности использования различных форм и методов диагностической, коррекционной, профилактической работы с агрессивными детьми и подростками, ориентируется в большей степени на подростковый возраст.

Таким образом, из вышеприведенного теоретического обзора мы видим, что, в основном, предметом изучения детской и подростковой агрессивности оказывается ее внешняя поведенческая сторона - агрессивные реакции и показатели, влияющие на ее возникновение.

Следует различать агрессию и агрессивность. Агрессия есть совокупность определенных действий, причиняющих ущерб другому объекту; а агрессивность обеспечивает готовность личности, на которую направлена агрессия, воспринимать и интерпретировать поведение другого соответствующим образом.

Существующие на сегодняшний день теории агрессии по-разному объясняют причины и механизмы агрессивного поведения человека. экспериментально наиболее подтверждены фрустрационная теория агрессии и теория социального научения.

Агрессивность личности может быть способом защиты её самоотношения на уровне ее социальной активности.

Агрессивное поведение подростков определяется влиянием семьи, сверстников, а также средств массовой информации.