Особенности игровой деятельности современных дошкольников

курсовая работа

1.1 Детская игра - как феномен

Игра относится к числу явлений, которые сопровождают человека на протяжении всей его жизни. Будучи многомерным и сложным феноменом, игра постоянно приковывает к себе внимание исследователей и остается жизненным вопросом до сих пор.

Знаменитый историк культуры Й. Хейзинга, в середине прошлого века провел семантический анализ слово «игра» и показал, что в разных языках и разных культурах оно имеет не тождественное значение, и связано с интуитивным осознанием в той или иной культуре значения и места игры в жизни людей [17]. Такой анализ позволяет судить о сложности, неоднозначности и многообразии изучаемого явления.

Психологическое сообщество в начале 21 века столкнулось с практической задачей - определением того, какая детская активность может быть названа игрой, а какая нет. Эта задача актуальна потому, что в Конвенции о правах ребенка, в статье 31 закреплено право ребенка на игру. Но что такое игра? Чтобы охранять и поддерживать право ребенка на игру, надо четко представлять себе, что это такое. Поэтому перед психологами стоит задача поиска (создания) инструмента описания и интерпретации игры.

В анализе феномена игры современная наука опирается на исторически сложившиеся подходы в теории игры предшествующих эпох, каждая из которых характеризуется собственными взглядами на ее сущность. К анализу игры обращены работы М. Борна, Н. Воробьева, Г. Журавлева, и др.

В данной работе мы опирались на две теории, которые внесли наибольший вклад в научное понимание и толкование феномена игры - Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина, а также теорию Леонтьева А.Н. [3; 19].

Наиболее широко Л.С. Выготский высказывает свои взгляды на игру в лекциях. «В игре ребенок открывает: каждая вещь имеет свой смысл, каждое слово имеет свое значение, которое может замещать вещь». Л.С. Выготский говорил о том, что игра совершается не от вещи, а от мысли. Главный критерий игры - наличие мнимой ситуации. Выготский отмечал, что главной чертой игровой деятельности является способность играющего удерживать одновременно две позиции. Для Л.С. Выготского игра, прежде всего, относится к сфере сознания, к сфере построения смыслов и значений [3].

В советской, а затем и в российской психологии доминировала точка зрения Д.Б. Эльконина на игру. Разработанная им теория детской игры стала базовой и легла в основу многих исследований. В сотрудничестве с «харьковской группой» (А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец и др.) он представил результаты своих исследований. Основной вопрос - понимание природы игры. С его точки зрения в игре ребенок может сделать то, что он не может сделать в реальности.

Основные вопросы, которые интересовали Д.Б. Эльконина: критический анализ существующих теорий игры, историческое происхождение и понимание игры как ведущего типа деятельности и раскрытие ее социального содержания, проблема символизма и соотношения предмета, слова и действия в игре. Исследования велись в коллективе, при постоянных контактах с А. Леонтьевым, П. Гальпериным, А. Запорожцем.

В научной литературе, затрагивающей воспитание и развитие дошкольника, ролевая игра рассматривается как ведущий вид деятельности. А.Н.Леонтьев показывает, что именно в процессе этой деятельности у ребенка возникают новые отношения с социальной средой, новый тип знаний и способы их получения, что изменяет познавательную сферу и психологическую культуру личности, т.е. способствует проявлению характерных именно для этого возраста новообразований [9, с. 157].

В работах Д.Б.Эльконина и А.Н.Леонтьева дан подробный анализ генезиса сюжетно-ролевой игры, её структуры, выделены основные закономерности развития игры на протяжении дошкольного детства, показано значение игры для формирования основных психических новообразований дошкольного возраста [9; 19].

Следуя культурно-исторической концепции Л.С. Выготского и личностно-деятельностному подходу А.Н. Леонтьева и Д.Б. Эльконина, социальная природа детской игры определяется [3; 9; 21]:

-- во-первых, «это не инстинктивная, а именно предметная деятельность, которая составляет основу осознанного ребенком мира человеческих предметов»;

-- во-вторых, она социальна по своему внутреннему содержанию, по своему происхождению, т.к. возникает из условий жизни ребенка в обществе;

-- в-третьих, «она неизменно возникает на всех стадиях культурной жизни у самых разных народов и представляет естественную особенность человеческой природы»;

-- в-четвертых, суть игры - в способности, отображая, преображать действительность. В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир - центральное и самое общее значение игры»;

-- в-пятых, в процессе игры у детей формируется готовность к труду, который становится основным видом деятельности взрослого человека.

Таким образом, упор делается на освоение в игре внешней социальности, которое происходит через роль -- основную единицу игры. Ребенок хочет быть похожим на взрослого, но может это реализовать только в игре. Структура игры включает в себя следующие компоненты: игровой замысел, сюжет или ее содержание; игровые действия; роли; правила, которые диктуются самой игрой и создаются детьми или предлагаются взрослыми. Все эти элементы тесно взаимосвязаны.

Итак - сюжетно-ролевая игра это вершина развития игры. Она является ведущей деятельностью дошкольного возраста. В ней формируются ведущие новообразования этого возраста (творческое воображение, образное мышление, самосознание), развиваются все высшие психические функции.

Однако в современной психологии продолжаются дискуссии об учении Д.Б. Эльконина об игре как об особой деятельности, об изменении реальности детства - теория создана на основе исследований, сделанных более полвека назад, в социалистическом государстве. Современное общество и детство претерпело ряд изменений, т.е. игра тоже изменилась.

Делись добром ;)