Особенности интернет-зависимого поведения студентов

курсовая работа

1.1 Основные подходы к изучению социального поведения личности

C термином «поведение» в науке связывается активность, система действий, которая состоит в адаптации, в приспособлении к уже имеющейся наличной среде, притом у животных только к природной, а у человека - и к социальной.

Типичным примером социального поведения является, скажем, адаптация, приспособление к окружающей социальной среде путем следования принятым в этой среде обычаям, правилам и нормам. Адаптивное поведение представляет собой «закрытую» систему отношения к действительности, пределы которого ограничены данной социальной или природной средой и заданным "набором возможных действий в этой среде, определенными жизненными стереотипами и программами.

Обращаясь к различным теоретическим направлениям, мы получаем два общих принципа понимания социального поведения.

Во-первых, социальное поведение ориентировано на цели. Люди имеют кратковременные непосредственные цели, например получения согласия от определенного человека прийти на свидание в субботу вечером, более общие долговременные цели - хорошее настроение, и основные мотивы - приобретение статуса и привлечение партнеров.

Во-вторых, мотивы и другие аспекты человека постоянно взаимодействуют с особенностями ситуации. Чтобы полностью понять, почему мы поступаем именно так, а не иначе, важно учесть сложный способ выбора людей и ситуаций, реагирование и взаимное изменение человека и ситуации в течение времени [1, с. 29-32].

Цели определяют социальное поведение на нескольких уровнях. На поверхностном уровне мы можем составить длинный список повседневных целей: разузнать последние сплетни на работе, получить утешение после провала на экзамене, избежать разговора с надоедливым соседом, произвести хорошее впечатление на учителя, назначить свидание на ближайший субботний вечер. Если брать уровень выше, - мы преследуем долгосрочные цели: добиться репутации компетентного в своем деле человека, выглядеть привлекательным, произвести на кого-либо хорошее впечатление или завести роман. Эти более долгосрочные цели часто связаны с некоторыми повседневными целями: развитие романтических отношений включает в себя краткосрочные цели, такие как свидание в субботний вечер и утешение от своего партнера после экзамена. Большое количество исследований социального поведения посвящены этим более широким целям, которые играют важную роль в изучении причин социального поведения.

На самом высоком уровне можем задать вопрос о базовых мотивах - основных функциях социального поведения. Так, например, успех в карьере и установление связей с людьми из высшего общества можно обозначить как базовый мотив “достижения и поддержания статуса”. Мы не всегда осознаем эти более глубокие мотивации, однако они оказывают сильное влияние на социальное взаимодействие. Чтобы лучше понять эти фундаментальные мотивы, рассмотрим некоторые мотивы, изучавшиеся социальными психологами.

Несмотря на различия, все основные подходы в социальной психологии имеют два общих ключевых предположения. Во-первых, люди взаимодействуют друг с другом, чтобы достичь определенной цели или удовлетворить некоторую внутреннюю мотивацию. Феноменология и когнитивная психология указывают на сознательные цели человека в конкретной ситуации, когда, например, рекламная фраза “У папы скоро день рождения!” напоминает вам, что нужно срочно бежать и купить еще один галстук, такой же, как тот, который ваш папа так расхваливал в прошлом году. Психология научения подчеркивает, что прошлые награды и поощрения заставляют людей стремиться к одним целям и избегать других. Эволюционная психология определяет социальные мотивации, которые восходят к прошлому: например, люди, входившие в социальные группы, в которых преобладала взаимопомощь, оказывались более удачливыми в сохранении и передаче своих генов, чем эгоцентричные отшельники.

Вторая общая теоретическая нить направлена на взаимодействие человека и ситуации. Все основные подходы психологии подразумевают, что внутренние мотивации каждого из нас взаимодействуют с внешними ситуациями, в которых мы оказываемся. Например, эволюционная психология определяет, каким образом ситуации, связанные с выживанием и репродукцией, провоцируют внутренние реакции, такие как гнев, страх, сексуальное возбуждение. Теоретики социального научения исследуют то, как усвоенные реакции индивидуума связаны с поощрениями и наказаниями, принятыми в данной социальной среде. Теоретики когнитивного подхода изучают связь мыслительных процессов индивидуума и постоянных изменений социальной ситуации. Итак:

1. Социальное поведение является целенаправленным. Люди взаимодействуют друг с другом, чтобы достичь определенной цели или удовлетворить некоторую внутреннюю мотивацию.

2. Социальное поведение представляет собой постоянное взаимодействие между личностью и ситуацией.

Цель социального поведения заключается в преобразовании окружающей действительности, реализации социальных изменений в обществе, социально-психологических феноменов в группе, личностных преобразований самого человека.

Результатом социального поведения являются, в широком смысле слова, формирование и развитие взаимодействий и взаимоотношений личности с другими людьми, с общностями разного масштаба. В достижении этих результатов исключительная роль принадлежит общению. Недаром некоторые авторы называют общение атрибутом поведения [19, с. 20].

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что социальное поведение - поведение:

- выражающееся в совокупности поступков и действий индивида или группы в обществе; и

- зависящее от социально-экономических факторов и господствующих норм.

Делись добром ;)