Особенности креативности у подростков с различными типами акцентуаций

курсовая работа

1.2 Различные подходы к пониманию креативности

На сегодняшний день существует множество подходов к определению креативности.

Понятие креативности (от лат. creatio -- создание, сотворение), являясь аналогом понятия "творческие способности", неразрывно связано с творчеством, творческой деятельностью, порождающей нечто качественно новое (либо для творца, либо для группы или общества в целом).

Креативность - это способность человека порождать необычные идеи, находить оригинальные решения, отклоняться от традиционных схем мышления.

Известный американский исследователь креативности П. Торренс определяет ее как процесс проявления чувствительности к проблемам, дефициту знаний, их дисгармонии, несообразности и т. д.; фиксации этих проблем; поиска их решений, выдвижения гипотез; и наконец, формулирования и сообщения результата решения.

Гилфорд рассматривал креативность (дивергентное мышление) как общую творческую способность. Он остановился на шести параметрах креативности [8, с. 163]:

· способность к обнаружению и постановке проблем;

· "беглость мысли" (количество идей, возникающих в единицу времени);

· оригинальность (способность производить идеи, отличающиеся от общепринятых взглядов, отвечать на раздражители нестандартно);

· гибкость - способность продуцировать разнообразные идеи;

· способность усовершенствовать объект, добавляя детали;

· способность решать проблемы, т. е. способность к анализу и синтезу.

М.А. Холодная (2002) отмечает, что креативность рассматривается в узком и широком значении [27, с. 141].

Креативность в узком значении - это дивергентное мышление (точнее, операции дивергентной продуктивности, по Дж. Гилфорду), отличительной особенностью которого является готовность выдвигать множество в равной степени правильных идей относительно одного и того же объекта.

Креативность в широком смысле слова - это творческие интеллектуальные способности, в том числе способность привносить нечто новое в опыт (Ф. Баррон), способность порождать оригинальные идеи в условиях разрешения и постановки новых проблем (М. Валлах), способность осознавать пробелы и противоречия, а также формулировать гипотезы относительно недостающих элементов ситуации (Е. Торренс), способность отказываться от стереотипных способов мышления (Дж. Гилфорд)

По С.И. Макшанову и Н.Ю. Хрящевой, креативность - это способность к конструктивному, нестандартному мышлению и поведению, а также к осознанию и развитию своего опыта. [35]. Также Н.Ю. Хрящева отмечает, что креативность проявляется в богатом воображении, чувстве юмора, приверженности высоким эстетическим ценностям, умении детализировать образы проблемы [28, с. 171].

Существенными условиями актуализации этой способности являются самообладание и уверенность в себе. Отмечается и способность к нестандартному поведению, а также осознанию и развитию своего опыта [37, с. 99].

К. Роджерс понимает под креативностью способность обнаруживать новые способы решения проблем и новые способы выражения [21, с. 74].

Х. Гейвин пишет, что под креативностью подразумевается способность получать ценные результаты нестандартным способом [5]. Творческие люди не просто поступаю оригинальным образом; результаты их поведения целесообразны и полезны.

В.Н. Козленко рассматривает креативность как потребность в исследовательской деятельности, которая присуща каждому человеку от рождения и проявляется в форме рефлекса: "что с этим можно сделать?" [11].

В.Г. Каменская и И.Е. Мельникова определяют креативность как личностные особенности творчески одаренного человека, связанные с созданием им новых материальных и идеальных продуктов [33].

Подводя итоги, можно сказать, что рассмотренные многочисленные подходы к пониманию креативности подтверждают, что единой и стройной теории креативности до сих пор не существует, как и не существует одинакового ее определения, несмотря на накоплен большой и содержательный материал по изучению креативности.

Делись добром ;)