1.1 Психологические подходы к социально-педагогической адаптации/дезадаптации
Существует множество определений адаптации, как имеющих общий, очень широкий смысл, так и сводящих сущность адаптационного процесса к явлениям одного из множества уровней - от биохимического до социального. Так, например, И.К. Кряжева [16] определяет адаптацию как динамический процесс, благодаря которому подвижные системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий окружающей среды, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода.
Понятию адаптации может придаваться несколько значений, в зависимости от рассматриваемого аспекта:
а) адаптация используется для обозначения процесса, при котором организм приспосабливается к среде;
б) адаптация используется для обозначения отношения равновесия (относительной гармонии), которое устанавливается между организмом и средой;
в) под адаптацией понимается результат приспособительного процесса;
г) адаптация связывается с какой-то определенной "целью", к которой "стремится" организм [17].
Благодаря процессу адаптации достигается сохранение гомеостаза при взаимодействии организма с внешним миром. В этой связи процессы адаптации включают в себя не только оптимизацию функционирования организма, но и поддержание сбалансированности в системе «организм - среда». Поскольку соотношение среды и живого организма постоянно меняется, следовательно, и процесс адаптации должен осуществляться постоянно. Процессы адаптации, основные механизмы которой выработаны в ходе эволюции, сопровождают человека на протяжении всей его жизни [26].
Вышеприведенное определение относится в равной степени и к животным, и к человеку. Однако существенным отличием адаптации человека от адаптации животного является то, что у человека этот процесс носит социальный и психологический характер.
Таким образом, явление адаптации личности детерминировано социальными закономерностями и имеет специфическое личностное содержание. Следует различать адаптацию личности от адаптивных процессов в живой природе - качественная особенность личностного уровня адаптации - взаимность приспособления личности и социальной среды друг к другу; активный, преобразующий среду и себя самого характер адаптации личности; целесообразность, целенаправленность адаптации личности, доминирование ее объективных закономерных тенденций [7].
Социальная адаптация означает включение личности в социальную среду через обретение социального статуса, социального положения и является необходимым условием функционирования общества как единого социального организма [4]. Кон [13] дает следующее определение социальному положению индивида: социальное положение - это место индивида в определенной конкретной социальной структуре. Каждый индивид занимает множество позиций, различающихся по своему значению, определенности и другим признакам. Лицо, занимающее определенное положение выполняет определенную социальную роль. Под ролью понимается функция, нормативно одобренный образ поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию.
Для понимания сущности процесса адаптации важным представляется вопрос о соотношении понятий социальной адаптации и социализации. По И.С. Кону [13, 14], социализация представляет собой процесс усвоения индивидом социального опыта, определенной системы знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Т.К. Кончанин [15] придерживается мнения, что адаптация является одним из этапов социализации личности.
Процесс адаптации носит и индивидуальный характер, так как при успешном прохождении этого процесса индивид удовлетворяет свои потребности, которые мотивируют его поведение, достигает поставленные цели, решает исходные задачи [25].
Понятие психической дезадаптации, тесно связанное с концепцией собственно адаптации, разрабатывалось в отечественной науке, прежде всего представителями пограничной психиатрии - Ю.Ф. Приленским, Ю.А. Александровским, Е.Д. Красиком, B.C. Положим и др. В.Я. Семке [21] рассматривает дезадаптацию, прежде всего, как нарушение привычного способа взаимодействия личности с другими членами коллектива. Описывая признаки дезадаптации, В.Я. Семке, наряду с утратой адаптивного (приспособительного) характера реагирования, ломкой сложившихся индивидуальных механизмов психологической защиты, выделяет появление новых форм реагирования в виде тревожности или ригидности, выступающих, по его мнению, основным фактором стабилизации аномальных личностных реакций и превращения их в стойкие патохарактерологические расстройства. Однако результаты исследований М.С. Яницкого [21] свидетельствуют о том, что умеренное заострение указанных личностных особенностей является проявлением действия соответствующих психологических механизмов нормальной адаптации, и способствует достижению адекватных результатов деятельности.
На дезадаптивный характер реакции указывают нарушения в профессиональной деятельности (включая обучение), в обычной социальной жизни или во взаимоотношениях с другими людьми. Среди отдельных форм дезадаптации, практически совпадающих с проявлениями психологических механизмов адаптации при их чрезмерной выраженности, такими как: расстройства адаптации с физическими жалобами, с депрессивным настроением, с нарушением поведения, аутизмом и т.п., выделяется также расстройство с нарушением учебы. Главными особенностями учебной дезадаптации являются невозможность любого вида учебной деятельности, выраженная тревожность во время экзаменов, нарушение концентрации внимания в процессе учебы, избегание учебы при наличии адекватных интеллектуальных способностей и нормальном обучении в прошлом [7]. Н.Д. Кибрик и В.М. Кушнарев [10] описывают две противоположные формы дезадаптации студентов - пассивную и активную. Пассивная форма выражалась снижением активности, ограничением и уменьшением социальных контактов. Студенты как бы "замыкались в себе", прибегали к пассивно выжидательной тактике поведения. Испытывая при нарушении учебной адаптации выраженное стремление поделиться с кем-либо своими затруднениями, они в силу скрытности и стеснительности ничего не предпринимали для изменения сложившейся ситуации. При активной форме дезадаптации студенты обвиняли преподавателей в предвзятом отношении к ним, пропускали занятия, претендовали на особое отношение к себе, требовали создания особых условий обучения, учитывающих их "индивидуальность", противопоставляли себя коллективу, провоцировали конфликтные ситуации.
Н.Д. Кибрик и В.М. Кушнарев [10] описывают три степени дезадаптации, возникающей в процессе обучения в ВУЗе. Первая степень дезадаптации характеризовалась появлением определенных затруднений в усвоении учебного материала. У студентов наблюдались в основном различной степени выраженности невротические расстройства (снижение памяти, трудности в сосредоточении внимания, повышенная утомляемость, вспыльчивость, раздражительность), которые чаще всего возникали в периоды экзаменационных сессий. Вторая степень дезадаптации выражалась также в объективном снижении успеваемости, появлении академических задолженностей и пропусках занятий. Третья степень дезадаптации проявлялась в прекращении обучения, отчислении студента из учебного заведения в связи с пропусками занятий, многочисленными задолженностями по учебе и грубыми нарушениями дисциплины.
Таки образом, адаптационный процесс в ВУЗе включает в себя как психологические, так и социальные, организационные и педагогические аспекты.
- ВВЕДЕНИЕ
- РАЗДЕЛ 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
- 1.1 Психологические подходы к социально-педагогической адаптации/дезадаптации
- 1.2 Психологические факторы, влияющие на процесс адаптации к условиям обучения в ВУЗе
- РАЗДЕЛ 2. ОПИСАНИЕ ВЫБОРКИ, МЕТОДОВ И ПРОЦЕДУРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
- 2.1 Описание исследуемой выборки
- 2.2 Методы исследования и статистической обработки результатов
- 2.3 Процедура исследования
- РАЗДЕЛ 3. ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АДАПТИВНЫХ И ДЕЗАДАПТИВНЫХ СТУДЕНТОВ
- 3.1 Результаты исследования и их интерпретация
- 3.1.1 Особенности стилей воспитания, у адаптивных и дезадаптивных студентов
- 3.1.2 Особенности структуры агрессивности адаптированных и дезадаптировнных студентов
- 3.1.3. Влияние степени созависимых моделей на адаптацию первокурсников
- ВЫВОДЫ
- 5.2. Особенности социально-психической адаптации личности,
- 2.1 Семейная социализация
- Адаптивная концепция социализации
- 4.3. Особенности социализации личности
- 4.3. Особенности социализации личности
- 2.1. Адаптивная концепции социализации
- Семья как фактор социализации личности и семейное воспитание.
- Семейная социализация детей.
- 52. Семейная педагогика как важней фактор социализации личности