Особенности личности и семейной социализации адаптивных и дезадаптивных студентов

дипломная работа

3.1.1 Особенности стилей воспитания, у адаптивных и дезадаптивных студентов

На основании результатов факторного анализа параметров методики «Анализ семейных взаимоотношений» в каждой группе были выделены факторы, которые представлены в таблицах. В таблице 1 представлено семь факторов, свойственных группе адаптированных.

Реально было выделено семь факторов, но для достоверности результатов из них используются четыре.

"right">Таблица 3.1

Факторная структура в группе адаптированных первокурсников

Факторы

Шкалы

1

2

3

4

5

6

7

Г+

-,182

-,314

-,321

,717

,184

,031

,229

Г-

,520

,578

,108

,342

-,097

,162

-,082

У+

-,192

-,532

,444

-,188

,222

,186

,293

У-

,656

,337

,057

,007

,150

-,315

-,031

T+

,558

,271

-,322

,027

,212

,219

,336

T-

,515

,005

,686

-,252

-,076

-,198

,144

З+

-,329

,090

,440

,495

,260

,052

-,141

З-

-,036

,669

-,046

,160

,155

,087

,461

С+

,608

-,185

,175

,485

,110

-,347

-,261

С-

-,553

,453

,230

-,233

,373

-,180

,273

Н

,386

-,095

-,114

,766

-,148

,048

,270

РРЧ

,535

-,670

-,219

-,251

,011

-,075

,182

ПДК

,441

,198

,460

,051

,301

,603

-,086

ВН

-,046

-,586

,326

,171

,021

,474

,160

ФУ

,298

,061

,031

-,299

,836

,096

-,118

НРЧ

-,162

,627

-,113

-,050

-,289

,081

,016

ПНК

,349

,105

,027

-,296

-,560

,601

-,032

ВК

,755

-,076

,252

-,178

-,164

-,318

,157

ПЖК

,242

-,075

-,662

-,266

,148

,015

,418

ПМК

-,275

,055

,616

,081

-,314

-,237

,538

Первый фактор - «Недостаточность родительского внимания» включает в себя такие шкалы как Г - (гипопротекция), У - (игнорирование потребностей ребенка), Т + (чрезмерность требований-обязанностей), Т - (недостаточность требований-обязанностей), С + (чрезмерность санкций), Н (неустойчивость стиля воспитания), РРЧ (расширение сферы родительских чувств), ПДК (предпочтение в подростке детских качеств), ПНК (проекция на подростка собственных нежелаемых качеств). Такое их сочетание может говорить о том, что ребенок, которым занимаются время от времени, то предъявляя ему чрезмерные требования, то недостаточные, обладает некоторым легкомыслием, но характеризуется легкой контактностью и переключаемостью.

Второй фактор - «Эмоциональное отвержение ребенка», объединяющий в себе шкалы Г- (гипопротекция), З- (недостаточность требований-запретов к ребенку), С- (минимальность санкций), НРЧ (расширение сферы родительских чувств) (неразвитость родительских чувств), свидетельствует о эмоциональной холодности родителя по отношению к подростку, что выражается в невнимании к нему, недостаточной строгости наказаний и минимальности запретов. Поэтому ребенок обладает повышенной моральной ответственностью, самостоятелен. Также как видно из таблицы 1, есть некоторая обратная зависимость ? чем больше выражены перечисленные качества, тем меньше выражены другие: потворствование (У+), расширение сферы родительских чувств (РРЧ), воспитательная неуверенность (ВН).

Третий фактор - «Фактор страха взросления ребенка» состоит из шкал: У+ (потворствование), Т - (недостаточность требований-обязанностей), З+ (чрезмерность требований-запретов к ребенку), ПДК (предпочтение в подростке детских качеств), ПМК (предпочтение мужских качеств) говорит о сниженном уровне требований к подростку (потворствующая гиперпротекция), тем самым со стороны родителей игнорируется его стремление к взрослению и стимулируются детские качества (например, непосредственность, игривость, наивность).

Четвертый фактор - «Фактор чрезмерной опеки», объединяет шкалы Г+ (гиперпротекция), З+ (чрезмерность требований-запретов к ребенку), С+ (чрезмерность санкций), Н (неустойчивость стиля воспитания). Свидетельствует о чрезмерной строгости наказаний и запретах со стороны родителей, но у таких подростков эти запреты и попытки ограничения их самостоятельности, будут усиливать реакцию эмансипации и формировать такие черты характера, как упрямство, агрессивность и склонность противостоять любому авторитету.

В таблице 3.2 представлено семь факторов, но из них также используются четыре первых.

"right">Таблица 3.2

Факторная структура в группе дезадаптированных первокурсников

Факторы

Шкалы

1

2

3

4

5

6

7

Г+

,070

,314

,649

,223

,504

,003

-,011

Г-

,628

-,085

,315

-,227

,330

-,149

,380

У+

,344

,073

,504

-,320

-,224

-,503

-,004

У-

,505

-,511

-,289

,048

,254

,390

-,229

T+

,054

-,714

,213

,020

-,303

,216

,315

T-

,683

,350

-,288

-,215

-,224

-,025

-,407

З+

,181

-,021

,458

,637

,151

-,408

-,013

З-

,253

-,433

-,433

-,104

,168

-,134

-,014

С+

-,090

-,294

-,317

,609

,110

-,072

,139

С-

,774

-,050

,013

-,322

,011

-,284

-,037

Н

,662

-,557

,192

,152

-,227

-,095

,125

РРЧ

,490

,527

,147

,395

-,162

,233

,295

ПДК

,100

,475

-,492

-,284

,368

-,183

,439

ВН

,622

-,490

-,099

,009

,228

,225

,139

ФУ

,163

,513

,375

,086

,033

,294

-,304

НРЧ

,497

,541

-,490

-,061

-,066

,097

,137

ПНК

,342

,448

-,388

,470

,054

,042

,213

ВК

,224

,225

,323

-,081

-,586

,324

,354

ПЖК

,722

-,003

-,037

,320

-,103

-,047

-,463

ПМК

,164

,019

,509

-,340

,445

,455

-,042

Первый фактор ? «Фактор родительской неуверенности», включает такие шкалы как Г - (гипопротекция), У - (игнорирование потребностей ребенка), Т - (недостаточность требований-обязанностей), С - (минимальность санкций), Н (неустойчивость стиля воспитания), РРЧ (расширение сферы родительских чувств), ВН (воспитательная неуверенность родителя), НРЧ (неразвитость родительских чувств), ПЖК (предпочтение женских качеств). Такое их сочетание в данной группе характеризует подростка тревожного, неуверенного в своих способностях, испытывающего страх перед вышестоящими людьми, уступчивого.

Второй фактор - «Фактор родительской тревожности», объединяющий шкалы Т - (недостаточность требований-обязанностей), РРЧ (расширение сферы родительских чувств), ПДК (предпочтение в подростке детских качеств), ФУ (фобия утраты), НРЧ (неразвитость родительских чувств), ПНК (проекция на подростка собственных нежелаемых качеств), обусловлен минимальным количеством обязанностей в семье. При этом со стороны родителя есть некоторая неуверенность, боязнь ошибиться, страх перед самостоятельностью подростка, поэтому появляется способность удержать его с помощью гиперопеки. Как видно из таблицы 2, чем больше выражены эти качества, тем меньше выражены другие ? игнорирование потребностей ребенка (У-), чрезмерность требований (Т+), минимальность санкций (С-), недостаточность запретов (З-).

Третий фактор - «Фактор чрезмерной родительской опеки», шкалы Г+(гиперпротекция), У+ (потворствование), З+ (чрезмерность требований-запретов к ребенку), ФУ (фобия утраты), ПМК (предпочтение мужских качеств)) свидетельствует о том, что ребенок находиться в центре внимания родителей, но в то же время подавляется его самостоятельность, ставятся многочисленные ограничения и запреты. Таким образом, тревожно-мнительный подросток чувствителен, неуверен в своих силах, испытывает страх, тревожность в контакте с незнакомыми людьми и т. п.

Четвертый - «Фактор жестокого обращения с ребенком» включает такие шкалы как: З+ (чрезмерность требований-запретов к ребенку), С+ (чрезмерность санкций), РРЧ (расширение сферы родительских чувств) и ПНК (проекция на подростка собственных нежелаемых качеств), характеризует эмоционально отверженного подростка, к которому применяют чрезмерную строгость наказаний даже на незначительные нарушения поведения. Поэтому ребенок данной группы замкнут, малоконтактен, неуверен в себе, ригиден.

Делись добром ;)