Особенности личности и семейной социализации адаптивных и дезадаптивных студентов
3.1.1 Особенности стилей воспитания, у адаптивных и дезадаптивных студентов
На основании результатов факторного анализа параметров методики «Анализ семейных взаимоотношений» в каждой группе были выделены факторы, которые представлены в таблицах. В таблице 1 представлено семь факторов, свойственных группе адаптированных.
Реально было выделено семь факторов, но для достоверности результатов из них используются четыре.
"right">Таблица 3.1Факторная структура в группе адаптированных первокурсников
Факторы |
||||||||
Шкалы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
Г+ |
-,182 |
-,314 |
-,321 |
,717 |
,184 |
,031 |
,229 |
|
Г- |
,520 |
,578 |
,108 |
,342 |
-,097 |
,162 |
-,082 |
|
У+ |
-,192 |
-,532 |
,444 |
-,188 |
,222 |
,186 |
,293 |
|
У- |
,656 |
,337 |
,057 |
,007 |
,150 |
-,315 |
-,031 |
|
T+ |
,558 |
,271 |
-,322 |
,027 |
,212 |
,219 |
,336 |
|
T- |
,515 |
,005 |
,686 |
-,252 |
-,076 |
-,198 |
,144 |
|
З+ |
-,329 |
,090 |
,440 |
,495 |
,260 |
,052 |
-,141 |
|
З- |
-,036 |
,669 |
-,046 |
,160 |
,155 |
,087 |
,461 |
|
С+ |
,608 |
-,185 |
,175 |
,485 |
,110 |
-,347 |
-,261 |
|
С- |
-,553 |
,453 |
,230 |
-,233 |
,373 |
-,180 |
,273 |
|
Н |
,386 |
-,095 |
-,114 |
,766 |
-,148 |
,048 |
,270 |
|
РРЧ |
,535 |
-,670 |
-,219 |
-,251 |
,011 |
-,075 |
,182 |
|
ПДК |
,441 |
,198 |
,460 |
,051 |
,301 |
,603 |
-,086 |
|
ВН |
-,046 |
-,586 |
,326 |
,171 |
,021 |
,474 |
,160 |
|
ФУ |
,298 |
,061 |
,031 |
-,299 |
,836 |
,096 |
-,118 |
|
НРЧ |
-,162 |
,627 |
-,113 |
-,050 |
-,289 |
,081 |
,016 |
|
ПНК |
,349 |
,105 |
,027 |
-,296 |
-,560 |
,601 |
-,032 |
|
ВК |
,755 |
-,076 |
,252 |
-,178 |
-,164 |
-,318 |
,157 |
|
ПЖК |
,242 |
-,075 |
-,662 |
-,266 |
,148 |
,015 |
,418 |
|
ПМК |
-,275 |
,055 |
,616 |
,081 |
-,314 |
-,237 |
,538 |
Первый фактор - «Недостаточность родительского внимания» включает в себя такие шкалы как Г - (гипопротекция), У - (игнорирование потребностей ребенка), Т + (чрезмерность требований-обязанностей), Т - (недостаточность требований-обязанностей), С + (чрезмерность санкций), Н (неустойчивость стиля воспитания), РРЧ (расширение сферы родительских чувств), ПДК (предпочтение в подростке детских качеств), ПНК (проекция на подростка собственных нежелаемых качеств). Такое их сочетание может говорить о том, что ребенок, которым занимаются время от времени, то предъявляя ему чрезмерные требования, то недостаточные, обладает некоторым легкомыслием, но характеризуется легкой контактностью и переключаемостью.
Второй фактор - «Эмоциональное отвержение ребенка», объединяющий в себе шкалы Г- (гипопротекция), З- (недостаточность требований-запретов к ребенку), С- (минимальность санкций), НРЧ (расширение сферы родительских чувств) (неразвитость родительских чувств), свидетельствует о эмоциональной холодности родителя по отношению к подростку, что выражается в невнимании к нему, недостаточной строгости наказаний и минимальности запретов. Поэтому ребенок обладает повышенной моральной ответственностью, самостоятелен. Также как видно из таблицы 1, есть некоторая обратная зависимость ? чем больше выражены перечисленные качества, тем меньше выражены другие: потворствование (У+), расширение сферы родительских чувств (РРЧ), воспитательная неуверенность (ВН).
Третий фактор - «Фактор страха взросления ребенка» состоит из шкал: У+ (потворствование), Т - (недостаточность требований-обязанностей), З+ (чрезмерность требований-запретов к ребенку), ПДК (предпочтение в подростке детских качеств), ПМК (предпочтение мужских качеств) говорит о сниженном уровне требований к подростку (потворствующая гиперпротекция), тем самым со стороны родителей игнорируется его стремление к взрослению и стимулируются детские качества (например, непосредственность, игривость, наивность).
Четвертый фактор - «Фактор чрезмерной опеки», объединяет шкалы Г+ (гиперпротекция), З+ (чрезмерность требований-запретов к ребенку), С+ (чрезмерность санкций), Н (неустойчивость стиля воспитания). Свидетельствует о чрезмерной строгости наказаний и запретах со стороны родителей, но у таких подростков эти запреты и попытки ограничения их самостоятельности, будут усиливать реакцию эмансипации и формировать такие черты характера, как упрямство, агрессивность и склонность противостоять любому авторитету.
В таблице 3.2 представлено семь факторов, но из них также используются четыре первых.
"right">Таблица 3.2Факторная структура в группе дезадаптированных первокурсников
Факторы |
||||||||
Шкалы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
Г+ |
,070 |
,314 |
,649 |
,223 |
,504 |
,003 |
-,011 |
|
Г- |
,628 |
-,085 |
,315 |
-,227 |
,330 |
-,149 |
,380 |
|
У+ |
,344 |
,073 |
,504 |
-,320 |
-,224 |
-,503 |
-,004 |
|
У- |
,505 |
-,511 |
-,289 |
,048 |
,254 |
,390 |
-,229 |
|
T+ |
,054 |
-,714 |
,213 |
,020 |
-,303 |
,216 |
,315 |
|
T- |
,683 |
,350 |
-,288 |
-,215 |
-,224 |
-,025 |
-,407 |
|
З+ |
,181 |
-,021 |
,458 |
,637 |
,151 |
-,408 |
-,013 |
|
З- |
,253 |
-,433 |
-,433 |
-,104 |
,168 |
-,134 |
-,014 |
|
С+ |
-,090 |
-,294 |
-,317 |
,609 |
,110 |
-,072 |
,139 |
|
С- |
,774 |
-,050 |
,013 |
-,322 |
,011 |
-,284 |
-,037 |
|
Н |
,662 |
-,557 |
,192 |
,152 |
-,227 |
-,095 |
,125 |
|
РРЧ |
,490 |
,527 |
,147 |
,395 |
-,162 |
,233 |
,295 |
|
ПДК |
,100 |
,475 |
-,492 |
-,284 |
,368 |
-,183 |
,439 |
|
ВН |
,622 |
-,490 |
-,099 |
,009 |
,228 |
,225 |
,139 |
|
ФУ |
,163 |
,513 |
,375 |
,086 |
,033 |
,294 |
-,304 |
|
НРЧ |
,497 |
,541 |
-,490 |
-,061 |
-,066 |
,097 |
,137 |
|
ПНК |
,342 |
,448 |
-,388 |
,470 |
,054 |
,042 |
,213 |
|
ВК |
,224 |
,225 |
,323 |
-,081 |
-,586 |
,324 |
,354 |
|
ПЖК |
,722 |
-,003 |
-,037 |
,320 |
-,103 |
-,047 |
-,463 |
|
ПМК |
,164 |
,019 |
,509 |
-,340 |
,445 |
,455 |
-,042 |
Первый фактор ? «Фактор родительской неуверенности», включает такие шкалы как Г - (гипопротекция), У - (игнорирование потребностей ребенка), Т - (недостаточность требований-обязанностей), С - (минимальность санкций), Н (неустойчивость стиля воспитания), РРЧ (расширение сферы родительских чувств), ВН (воспитательная неуверенность родителя), НРЧ (неразвитость родительских чувств), ПЖК (предпочтение женских качеств). Такое их сочетание в данной группе характеризует подростка тревожного, неуверенного в своих способностях, испытывающего страх перед вышестоящими людьми, уступчивого.
Второй фактор - «Фактор родительской тревожности», объединяющий шкалы Т - (недостаточность требований-обязанностей), РРЧ (расширение сферы родительских чувств), ПДК (предпочтение в подростке детских качеств), ФУ (фобия утраты), НРЧ (неразвитость родительских чувств), ПНК (проекция на подростка собственных нежелаемых качеств), обусловлен минимальным количеством обязанностей в семье. При этом со стороны родителя есть некоторая неуверенность, боязнь ошибиться, страх перед самостоятельностью подростка, поэтому появляется способность удержать его с помощью гиперопеки. Как видно из таблицы 2, чем больше выражены эти качества, тем меньше выражены другие ? игнорирование потребностей ребенка (У-), чрезмерность требований (Т+), минимальность санкций (С-), недостаточность запретов (З-).
Третий фактор - «Фактор чрезмерной родительской опеки», шкалы Г+(гиперпротекция), У+ (потворствование), З+ (чрезмерность требований-запретов к ребенку), ФУ (фобия утраты), ПМК (предпочтение мужских качеств)) свидетельствует о том, что ребенок находиться в центре внимания родителей, но в то же время подавляется его самостоятельность, ставятся многочисленные ограничения и запреты. Таким образом, тревожно-мнительный подросток чувствителен, неуверен в своих силах, испытывает страх, тревожность в контакте с незнакомыми людьми и т. п.
Четвертый - «Фактор жестокого обращения с ребенком» включает такие шкалы как: З+ (чрезмерность требований-запретов к ребенку), С+ (чрезмерность санкций), РРЧ (расширение сферы родительских чувств) и ПНК (проекция на подростка собственных нежелаемых качеств), характеризует эмоционально отверженного подростка, к которому применяют чрезмерную строгость наказаний даже на незначительные нарушения поведения. Поэтому ребенок данной группы замкнут, малоконтактен, неуверен в себе, ригиден.