Особенности личности и семейной социализации адаптивных и дезадаптивных студентов

дипломная работа

ВЫВОДЫ

В соответствии с поставленными задачами и на основании полученных результатов можно сделать следующие выводы:

1. Для адаптированных и не адаптированных студентов характерна различная структура семейных взаимоотношений. Структура семейных взаимоотношений адаптированных студентов представлена факторами: «Недостаточность родительского внимания», «Эмоциональное отвержение ребенка», «Фактор страха взросления ребенка», «Фактор чрезмерной опеки». Структура семейных взаимоотношений не адаптированных студентов представлена факторами: «Фактор родительской неуверенности», «Фактор родительской тревожности», «Фактор чрезмерной родительской опеки», «Фактор жестокого обращения с ребенком».

2. Для адаптированных и неадаптированных характерны различия в проявлении враждебности. Структура проявления агрессии адаптированных студентов представлена факторами: «Несдержанность» (агрессивность уверенного в себе человека), «Невротическая агрессивность» (связана с внутренним конфликтом), «Отреагирование» (способ избавится от стресса), «Адаптивного решения». Структура проявления агрессии не адаптированных студентов представлена факторами: «Открытая агрессивность», «Напряжение-разрядка» (обида выплескивается окольным путем), «Демонстрация силы» (внешняя демонстрация угрозы), «Отшельник» (не идет на контакт с окружающими).

3. Уровень межличностной созависимости оказывает влияние на прохождение первокурсником адаптационного периода. И это влияние заключается в том, что чем меньше в сознании первокурсника созависимых моделей там успешнее он переживает адаптационный период.

4. Уровень личностной/ситуативной тревожности влияет на прохождение адаптационного периода студентов. Личностная тревожность более свойственна дезадаптированным студентам, и является показателем, отрицательно сказывающемся на прохождении адаптации. Ситуативная тревожность более свойственна адаптированным студентам и является положительной стимулирующей реакцией, способствующей успешной адаптации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы считаем, что на социально-педагогическую адаптацию студентов к высшей школе оказывает влияния большое количество личностных и социально-психологических факторов. В числе личностных факторов семейная ситуация, личная враждебность, зависимость/независимость, тревожность и мы предполагаем этот список можно продолжить переменными, не учтенными в нашем исследовании.

Перспективу продолжения исследования мы видим в создании рабочего тренинга адаптивности, который будит состоять из модулей наиболее существенных переменных, оказывающих влияние на адаптацию современного студента.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. - 7-е изд. - СПб.: Питер, 2005. - 688 с.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2000.? 364с.

3. Асеев В.Г. Теоретические аспекты проблемы адаптации // Адаптация учащихся и молодежи к трудовой и учебной деятельности - Иркутск: Знание, 1986. - С.3-17.

4. Ахмедханов А.М. Влияние самооценки на характер межличностных отношений в группе. - М.: Знание, 1983. - 356с.

5. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1988.? 270с.

6. Белохвостова О.И. К динамике стилей учебной деятельности студентов - СПб., 2003. - 419с.

7. Брудный В.И. Адаптация студентов младших курсов вуза. - М.: Мысль, 1975. ? 289с.

8.Зенкова Н.А. Психологическая модель готовности студентов первого курса к обучению в ВУЗе, 2003. - 21с.

9. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. - СПб.: Питер, 2004. ? 544с.

10. Кибрик Н.Д., Кушнарев В.В. Профилактика дезадаптации и суицидального поведения у обучающейся молодежи. Методические рекомендации / Под рук. А.Г. Амбрумовой. - М.: Знание, 1988. ? 21с.

11. Коврова М.В. Исследование коммуникативного стресса у студентов. - М., 2001. 36с.

12. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах.- Минск: «Амалфея», 1976. ?277с.

13. Кон И.С. Социологическая психология. - М.: Просвещение, 1999. ? 330с.

14. Кон И.С. Социализация.- БСЭ, 3-е изд., Т.24.- 221с.

15. Кончанин Т.К. По вопросу о социальной адаптации молодежи. - Тарту: Изд-во ТГУ, 1971.- С. 89-91.

16. Кряжева И.К. Социально - психологические факторы адаптированности личности. - М.: Мысль, 1980 ? 289с.

17. Лагерев В.В. Адаптация студентов к условиям обучения в техническом вузе и особенности организации учебно-воспитательного процесса с первокурсниками. - М., 1991.- 48 с. - (Содержание, формы и методы обучения в высшей школе: Обзор. информ./ НИИВО; Вып.3).

18. Наследов А.Д. SPSS: Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках, 2-е изд. - СПб.: Питер, 2007. - 416 с.

19. Прикладные проблемы социальной психологии/ В.П. Левкович Социально-психологические аспекты семейного воспитания, М.: «Наука», 1983.Ї 295с.

20. Сабанадзе И.О. Социально - психологические факторы дезадаптации личности и способы ее коррекции у подростков. - К.: Наукова думка, 1997 ? 278с.

21. Семке В.Я. Истерические состояния. - М.: Прогресс, 1988.- 224с.

22.Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: Речь, 2004. - 350 с.

23. Терсакова А.А. Психологическая поддержка студентов в образовательном процессе. - Армавир, 1999. - 36с.

24.Уайнхолд Б., Уайнхолд Дж. Освобождение от созависимости: Перевод с англ.- М.: Независимая фирма «Класс», 2003. - 224 с.

25. Фролова О.П., Юркова М.Г. Психологический тренинг как средство адаптации студентов к обучению в вузе // Вопросы профориентации, адаптации профессиональной подготовки / Под ред. В.Г. Асеева. - Иркутск: Знание, 1994. С. 55-64.

26. Чуханова Е.В. Психологические трудности межличностного общения. - М.: Прогресс, 1985 - 341 с.

Делись добром ;)