Особенности личности спортсмена

курсовая работа

Выводы по главе 2:

Таким образом, изучив психологические качества, определяющие деятельность спортсмена можно сделать следующие вывод:

1. При длительных занятиях определенным видом соревновательной деятельности в соответствии с теорией деятельности А. Н. Леонтьева у человека формируются ведущие качества личности, позволяющие успешно функционировать в избранном виде деятельности. В основе личности зрелых спортсменов лежат ведущие качества профессиональной продуктивности в избранном виде соревновательной деятельности. В игровых видах -- нейротизм, чувствительность, проницательность, коллективизм (у командных видов). В циклических видах -- психологическая устойчивость, психологическая гибкость. [5]

2. Спортивная деятельность предъявляет высочайшие требования к личностных свойств развитости и располагает большими возможностями, для улучшения перечисленных психических процессов и качеств личности. Однако было бы неверным представление о том, что эта развитость и это улучшение происходят сами по себе и всегда имеют необходимую положительную направленность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Высокие достижения в современном спорте, в отличие от физической культуры и так называемого массового спорта, достигаются путём больших физических и психических напряжений, на фоне постоянной тренировочной работы с большим объёмом и высокой интенсивностью общих и специальных упражнений.

Ценностная ориентация личности спортсмена определяет собой избирательное отношение к материальным и духовным ценностям. Без формирования правильной ценностной ориентации к занятиям спортом, к интересам коллектива, команды эффективного управления спортсменом быть не может.

Мотивация к занятиям спортом имеет сложный характер и определяется как возрастными особенностями спортсмена, его личностными качествами, так и окружающей спортсмена средой.

Человек в спортивной деятельности заранее готов к преодолению максимальных трудностей, без чего немыслим высокий спортивный результат.

Спортивная деятельность предъявляет требования к определенным психическим функциям, развивает соответствующие качества и приводит к тому, что спортсмены высокой квалификации отличаются от других, менее квалифицированных, высоким уровнем их развития. В играх и единоборствах такие качества наблюдаются в сфере перцепции, психомоторики и практического интеллекта.

Для психологии спортивной деятельности особую роль играет состояние психической напряженности, стресса.

Психические состояния спортсмена зависят не только от степени ответственности соревнования, но и от его индивидуальных особенностей. В одной и той же стрессовой ситуации разные спортсмены переживают различные психические состояния. Чем меньшую дискоординационную деятельность они вызывают, тем можно считать «надежнее» такой спортсмен, тем более способен он эффективно действовать при высокой степени психической напряженности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аверин, В.А. Психология личности / В.А. Аверин. - СПб. : Питер, 2003. - 516 с.

2. Акимова, Л.Н. Психология спорта. Курс лекций / Л.Н. Акимова. - Одесса : Негоциант, 2004. - 230 с.

3. Гогунов, Е.Н. Психология физического воспитания и спорта : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М. : Академия, 2000. - 288 с.

4. Ильин, Е.П. Психология физического воспитания / Е.П. Ильин. - М. : Просвещение, 2007. - 246 с.

5. Ильин, А.Б, Гордон С.М. Формирование профессиональных показателей личности спортсменов // Мир образования - образование в мире. - 2011. - N 1 (41). - С. 139-143. - Библиогр.: с. 142-143.

6. Кузьмин, М.А Взаимосвязь объективных и субъективных критериев адаптирваности спортсменов к соревновательной деятельности//Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2011. -№ 8 (78). -С. 107-110.

7. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М. : Просвещение, 2005. - 356 с.

8. Немов, Р.С. Психология : учебник для студ.высш.пед.учеб.заведений. В 3-х кН. Кн.1 : Общие основы психологии / Р.С. Немов. - 2-ое изд. - М. : Владос, 2006. - 450 с.

9. Петровский, А.В. Психология / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - М. : Академия, 2000. - 512 с.

10. Психология : учебник для студентов институтов физической культуры / Под ред. П.А. Рудика. -- М. : ФиС, 2004. - 330 с.

11. Психология физического воспитания и спорта / Под ред. Т. Т. Джамгарова и А. Ц. Пунин. -- М. : ФиС, 1999. - 286 с.

12. Пуни, А.Ц. Проблема личности в психологии спорта / А.Ц. Пуни. - М. : Спорт, 2000. - 272 с.

13. Пуни, А.Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте / А.Ц. Пуни. - М. : Спорт, 2003. - 265 с.

Делись добром ;)