1.1 Межличностные отношения как предмет научного исследования
В психологии межличностные отношения рассматриваются как субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения[63]. Межличностные отношения - это система установок, ориентации, ожиданий, стереотипов и других диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. Эти диспозиции опосредствуются содержанием, целями, ценностями и организацией совместной деятельности и выступают основой формирования социально - психологического климата в отношениях. В многочисленных работах, посвященных исследованию групп и коллективов, групповой динамики, группообразованию, коллективообразованию и так далее, показано влияние организации совместной деятельности и уровня развития группы на становление межличностных отношений.
Одной из ведущих концепций, раскрывающих межличностные отношения как опосредствованные содержанием и ценностями деятельности является "стратометрическая концепция" А.В.Петровского.
Деятельностное опосредствование понимается как системообразующий признак коллектива, определяющий его важнейшие социально-психологические характеристики. Осуществляя свою цель в конкретном предмете деятельности, группа тем самым изменяет себя, совершенствует свою структуру и преобразует систему межличностных отношений. Характер и направленность этих изменений зависят в конечном счете от конкретного содержания деятельности и ее ценностей, которые черпаются из более широкой социальной общности[44]. Обращение к опосредствованию межличностных отношений совместной деятельностью позволило понять характер групповой дифференциации и интеграции, построить типологию групп и выявить особенности групп высшего уровня развития, показав их принципиальные качественные отличия от других малых групп, ориентировать психолога - практика на выяснение значимых параметров группового развития, способствуя тем самым решению задач диагностики группы и прогнозирования результатов ее деятельности. Кроме того, появилась возможность увидеть сложный, многоуровневый ("стратометрический") характер структуры межличностных отношений и необходимость учета отнесенности выявленных в исследовании явлений конкретному уровню (страте) групповых процессов и охарактеризовать коллектив как общность, где индивид получает наиболее благоприятные возможности для удовлетворения своей потребности быть полноценной личностью [44].
В ходе экспериментальной разработки были введены в научный оборот понятия, обозначающие определенные социально - психологические
явления, а так же предложены конкретные методики, с помощью которых выявляются параметры группы и личности в группе, отражающие эти явления.
Было выявлено, что основными признаками межличностного взаимодействия являются:
- предметность - наличие внешней по отношению к взаимодействующим индивидам цели, осуществление которой по разным причинам предполагает необходимость сопряжения усилий;
- эксплицированность - доступность для стороннего наблюдения и регистрации;
- ситуативность - достаточно жесткая регламентация конкретными условиями межличностного взаимодействия, его длительности, интенсивности, норм и правил интеракции, в силу чего последнее оказывается относительно нестабильным, меняющимся от случая к случаю феноменом;
- рефлексивная многозначность - возможность для межличностных взаимодействий быть как проявлением осознанных субъективных намерений, так и неосознаваемым или частично осознаваемым следствием совместного участия в сложных видах коллективной деятельности.
Различают два основных типа межличностных взаимодействий -сотрудничество (кооперацию), когда продвижение каждого из партнеров к своей цели способствует или не препятствует реализации целей остальных, и соперничество (конкуренцию), когда достижение цели одним из взаимодействующих индивидов затрудняет или исключает осуществление целей других участников совместного действия [43].
- ВВЕДЕНИЕ
- 1. ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ
- 1.1 Межличностные отношения как предмет научного исследования
- 1.2 Межличностные отношения как фактор развития личности подростка
- 1.3 Психологическая характеристика и особенности межличностных взаимоотношений подростков.
- 1.4 Стили поведения в конфликтах
- 2.6. Особенности девиантного поведения подростков.
- Причины девиантного поведения подростков
- Причины девиантного поведения подростков
- 32. Особенности девиантного поведения подростков.
- 1.2 Особенности межличностных отношений девиантных подростков
- 1.3 Пути коррекции межличностных отношений в семьях с девиантными подростками
- 2.2 Причины девиантного поведения подростков
- 3.2. Механизмы девиантного поведения подростков.
- Девиантное поведение детей и подростков. Его причины и пути коррекции Девиантное поведение, его причины и проявления