Особенности межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
2.1 Описание методик исследования
Учитывая то, что в настоящее время значительно возросло количество детей с речевой патологией, чрезвычайно важно выяснить действительно ли межличностные отношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня имеют свои особенности и отличаются от межличностных отношений их сверстников с нормальным речевым развитием. Исследование межличностных отношений проводилось на базе ЦРР МДОУ №11 «Росинка» г. Саяногорска.
Экспериментальная выборка составила 30 детей старшего дошкольного возраста (5 - 6 лет). Из них 15 детей с нормальным речевым развитием и 15 детей с общим недоразвитием речи III уровня (см. Приложение 1).
Исходя из цели и задач исследования, мы подобрали адекватные методики диагностики межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста:
1. Методика «Капитан корабля» (Е.О. Смирновой).
2. Методика «Два домика» (в модификации Т.Д. Марцинковской).
3. Беседа (Я.Л. Коломинского).
Рассмотрим описание методики «Капитан корабля».
Цель: социометрическое изучение и оценка межличностных предпочтений в группе детей дошкольного возраста.
По мнению многих психологов, социометрия позволяет увидеть скрытые от непосредственного наблюдения отношения членов группы, их межличностные предпочтения.
Во время индивидуальной беседы ребёнку показывается рисунок корабля, и задаются вопросы:
1. Представь, что ты - капитан этого корабля и отправляешься в дальнее плавание, кого из детей группы ты взял бы себе в помощники?
2. Кого пригласил бы на корабль в качестве гостя?
3. Кого из детей группы ты ни за что не взял бы с собой в плавание и оставил на берегу?
В заготовленной социометрической таблице (матрице) фиксируются
выборы детей. Затем осуществляется подсчёт положительных и отрицательных выборов, полученных каждым ребёнком, находятся взаимные выборы, которые отмечаются , подсчитываются и записываются в социоматрицу (см. Приложения 2,3). На основе результатов социоматрицы составляется карта групповой дифференциации - социограмма (см. Приложение 4).
Полученные результаты подвергаются анализу и интерпретации в следующих направлениях:
1. Количество положительных (1 и 2 вопросы) и отрицательных (3 вопрос) выборов, полученных каждым ребенком. В зависимости от этого, ребенка, получившего 5 и более выборов, можно считать «звездой», 3-4 выбора - «предпочитаемым», 1-2 выбора - «принятым», в группу «отверженных» (или «игнорируемых») относят детей, которых никто не выбрал(0 положительных выборов), а также тех, у кого количество отрицательных выборов превышает количество положительных выборов.
2. Уровень благополучия взаимоотношений. Уровень благополучия взаимоотношений определяется соотношением суммарных показателей благоприятных и неблагоприятных категорий. Если большинство детей группы оказываются в благоприятных категориях («звезды», «предпочитаемые»), Уровень благополучия взаимоотношений определяется как высокий; при одинаковом соотношении - как средний; при преобладании в группе детей из неблагоприятных категорий («принятые», «отверженные») - как низкий.
3. Коэффициент взаимности. Он вычисляется как отношение числа взаимных выборов к общему числу выборов к общему числу выборов и выражается в процентах. По величине показателя коэффициент взаимности можно отнести к одному из четырех уровней взаимности: I - КВ=15-20% (низкий), II - КВ=21-30% (средний), III - КВ=31-40% (высокий), IV - КВ=40% и выше (сверхвысокий).
В нашем случае целесообразно использовать методику «Два домика».
Цель: исследование межличностных отношений у детей дошкольного возраста, выявление симпатий и антипатий.
Для проведения методики мы приготовили два нарисованных домика. Один из них - большой, красивый, красного цвета. Другой - маленький, невзрачный, черного цвета. Во время индивидуальной беседы ребенку показывались обе картинки: «Посмотри на эти домики. В красном домике много разных игрушек, книжек, а в черном - игрушек нет. Представь, что красный домик принадлежит тебе, и ты можешь приглашать к себе всех, кого хочешь. Подумай, кого из ребят своей группы ты бы пригласил к себе, а кого поселил бы в черный домик». Все выборы мы заносили в социометрическую таблицу. После окончания беседы мы спрашивали у детей, не хотят ли они кого-то поменять местами, не забыли ли они кого-нибудь.
Затем мы подсчитали, полученные каждым ребенком, положительные и отрицательные выборы, нашли и подсчитали взаимные выборы. Полученные результаты фиксировались в социоматрице (см. Приложения 5, 6).
При анализе и интерпретации результатов этой методики симпатии и антипатии ребенка напрямую связывались с размещением сверстников в красном и черном домиках.
Нас заинтересовало, какие мотивы лежат в основе межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста. Поэтому в исследовании мы использовали специальную беседу.
Цель: диагностика характера межличностных отношений у дошкольников, выявление мотивов выбора.
Выясняется, какие мотивы лежат в основе выборов каждого ребенка, в какой степени дети осознают мотив своего избирательного отношения к сверстникам.
Во время индивидуальной беседы мы задавали каждому ребенку вопросы:
1. Кого из детей группы ты больше всего любишь? Почему?
2. С кем из ребят ты хотел бы играть в первую очередь? Почему?
3. С кем из детей не хотел бы играть совсем? Почему?
4. С кем ты хотел бы вместе дежурить? Почему?
5. Если бы тебе справляли день рождения, кого из ребят группы ты пригласил бы к себе в гости? Почему?
6. Если бы наш детский сад закрыли на ремонт, с кем бы из детей группы ты хотел перейти вместе в другой детский сад? Почему?
7. Кого бы не взял? Почему?
Все ответы заносятся в протоколы (см. Приложения 7, 8). На основе протоколов мы составили таблицы выборов, где подсчитали количество положительных и отрицательных выборов, полученных каждым ребенком (см. Приложения 9, 10). Также был выделен доминирующий мотив выбора у каждого ребенка отдельно (см. Приложение 11). В зависимости от содержания мы разделили мотивы на V типов:
I тип - общая оценка сверстника, эмоционально-положительное или отрицательное отношение к нему («он хороший», «нравится», «не нравится», «плохой»);
II тип - выделение тех или иных качеств сверстника:
а) внешние,
б) качества, обеспечивающие успешность или неуспешность деятельности,
в) нравственные;
III тип - интерес к совместной деятельности («интересно втроем», «строим вместе», «мне с ним смешно»);
IV тип - дружеские отношения («он мой друг», «она самая хорошая подруга»);
V тип - пассивно-положительное отношение, при котором дети демонстрируют положительное отношение к сверстникам, но это отношение не подкрепляется эмоционально. На вопрос о мотиве выбора они отвечают «не знаю» или молчат, пожимают плечами.