Особенности межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

курсовая работа

2.2 Сравнительный анализ результатов исследования межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием и у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Анализируя полученные результаты, мы сравнивали показатели в двух выборках детей: I группа (и далее по тексту) - дети старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием; II группа (и далее по тексту) - дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Сравним результаты методики «Капитан корабля». Мы осуществили анализ и интерпретацию данных, зафиксированных в социометрических таблицах (см. Приложения 2, 3).

Рассмотрим первый параметр нашего анализа - количество положительных и отрицательных выборов, полученных каждым ребенком.

ТАБЛИЦА 1 Сравнительный анализ статусного положения в группе сверстников детей старшего дошкольного возраста

№ п/п

Статусная категория

I группа

II группа

Абс.число

%

Абс.число

%

I

«звезды»

6

40

10

67

II

«предпочитаемые»

5

34

4

26

III

«принятые»

2

13

1

7

IV

«отверженные» или «игнорируемые»

2

13

-

-

Из таблицы 1 видно, что в благоприятных статусных категориях (I,II) большее количество детей - 93% находится из II группы, из I группы - 74% детей. В неблагоприятных же статусных категориях (III,IV) большее количество детей - 26% находится из I группы, в то время как из II группы только 7% детей. Следует отметить, что во время эксперимента дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (II группа) отрицательные выборы делали реже, чем дети старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием (I группа): общее количество отрицательных выборов у детей I группы - 28%, II группы - 17%. Многие дети из II группы при ответе на третий вопрос (Кого из детей ты ни за что не взял бы с собой в плавание?) затруднялись, долго раздумывали. В итоге 26% детей этой группы не сделали ни одного отрицательного выбора, в то время как в I группе отрицательные выборы не сделали 6% детей.

Также следует отметить, что в группе детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием только 13% детей не получили отрицательных выборов, а в группе с общим недоразвитием речи III уровня 47% детей не получили отрицательных выборов (см. Приложения 2,3).

Полученные данные говорят о том, что дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, по сравнению с группой детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием, чаще демонстрируют положительное отношение к сверстникам, так как у них преобладают положительные выборы по отношению друг к другу.

Второй параметр нашего исследования - уровень благополучия взаимоотношений.

Мы получили высокий уровень благополучия взаимоотношений как в I, так и во II группах, то есть в данных группах большее количество детей имеют благоприятный статус: I и II статусная категория (см. Таблицу 1). Высокий уровень благополучия взаимоотношений означает благополучие большинства детей в системе межличностных отношений, их удовлетворенность в общении, признании сверстниками.

Третий параметр нашего исследования - коэффициент взаимности.

Коэффициент взаимности - это индекс групповой сплоченности, выражает характер отношений, существующих в группе. Коэффициент взаимности I группы - 34%, II группы - 52%, из чего следует, что I группа относится к III уровню взаимности (высокий), II группа - к IV уровню взаимности (сверхвысокий).

Значение коэффициента взаимности и построение социограммы на основе вычисленных взаимных выборов (см. Приложение 4) дает нам представление о характере отношений, существующих в данных группах: коллективы детей и I, и II групп достаточно сплоченные, дружные. Однако, высока половая дифференциация (дети чаще всего выбирают сверстников своего пола). По данным социограммы мы выявили такой характер связи как «взаимная симпатия» (дети разного пола делают взаимные выборы). В I группе «взаимную симпатию» имеют 3 пары детей разного пола, во II группе - 2 пары детей.

Делись добром ;)