Особенности механизмов психологической защиты в юношеском возрасте

дипломная работа

1.3 Психологическая характеристика юношеского возраста

Юношеский возраст разделяет детство и взрослость. Он начинается в 15-17 и заканчивается приблизительно в 23 года.

  • В течение всего этого возрастного периода меньше изменяется образная память, которая хранит предыдущий уровень развития, больше изменений приобретает кратковременная, вербальная память. В этом возрасте усиливается роль практического мышления.
  • Существует еще одна особенность развития студентов: если в средней школе очень часто обучение и воспитание опережали развитие, то в студенческом возрасте чаще развитие опережает обучение и воспитание.
  • Круг интересов учащихся студентов не ограничивается только учебным материалом, а распространяется также на искусство, спорт, общественную деятельность, организацию личной жизни.
  • В этом возрасте приходит активное формирование социальной зрелости. Социальная зрелость предполагает способность каждого молодого человека овладеть необходимой для общества совокупностью социальных ролей (специалиста, отца, матери, общественного деятеля).
  • Личностная социальная зрелость включает следующие компоненты: ответственность, толерантность, саморазвитие, позитивное отношение к миру (этот компонент присутствует во всех предыдущих).[12]
  • У студентов повышается интерес к моральным проблемам (цели, образ жизни, обязанности, любовь, верность и т.д.). Усиливается целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, индивидуальность, инициативность в процессе деятельности и общения, умение владеть собой.
  • Известно, что в юношеском возрасте желание и стремление развивается раньше, чем воля и характер. В силу недостаточности жизненного опыта студенческая молодежь путает идеалы с иллюзиями, романтику с экзотикой.
  • Юность - пора самоанализа и самооценок. Самооценка осуществляется путем сравнения идеального «Я» с реальным. Однако, вместе с тем идеальное «Я» может быть иллюзорным. Это вызывает неуверенность в себе, что сопровождается внешней резкостью и развязностью.
  • У первокурсников часто можно наблюдать довольно резкий переход от захватывающего ожидания при поступлении в высшее учебное заведение и в первые месяцы учебы в нем до скептического, крити
  • Делись добром ;)