Особенности мотивации в подростковом и юношеском возрастах

курсовая работа

Общая характеристика подросткового возраста

Понятие "возраст" в психологии объясняется как "конкретная, относительно ограниченная во времени ступень психического развития индивида и его развития как личности, характеризуемая совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений, не связанных с различием индивидуальных особенностей".

Подростковый возраст - "teenageperiod, adolescence - возрастной период, занимающий переходное положение от детства к юности". Разными психологами в качестве подросткового возраста выделяются периоды от 10-11 до 15 или от 11-12 до 16-17 лет. Этот возраст считается кризисным, поскольку происходят резкие качественные изменения, затрагивающие все стороны развития и жизни. Кризис подросткового возраста связан с изменением социальной ситуации развития и ведущей деятельности.

Психологические особенности подросткового возраста в определенной степени обусловлены особенностями психических процессов, которые отличаются от психических процессов как детей, так и взрослых. Так, в подростковом возрасте конкретно-образное мышление, которое обычно характерно для детей, все больше уступает место абстрактному. Мышление становится более самостоятельным, активным, творческим. Для детей и подростков младшего возраста более занимательным является предметность, внешняя занимательность, то для старшего подросткового возраста гораздо интереснее сам процесс мышления, все то, что требует самостоятельного обдумывания.

Для подросткового возраста характерна эмоциональная неустойчивость и резкие колебания настроения. Бурные аффективные реакции, которые могут возникать в ответ на замечание о "недостатках" внешности подростка или при попытке "ущемить" его самостоятельность, зачастую кажутся взрослым неадекватными. Например, в результате бурного и неравномерного роста в подростковом возрасте удлиняются конечности, движения подростка являются неуклюжими и угловатыми. Следовательно, осознавая это, подросток смущается, и, стараясь скрыть свою неуклюжесть, принимает иногда неестественные позы. Поэтому даже легкий намек на особенности внешности вызывает у подростка бурные аффективные реакции и грубость.

В подростковый период происходит развитие сознания и самосознания. Развитие самосознания - центральный психический процесс переходного возраста. Это связано не столько с умственным развитием подростка (когнитивные предпосылки для нее созданы раньше), сколько с появлением у него новых вопросов о себе и новых контекстов и углов зрения, под которыми он себя рассматривает. Главное психологическое приобретение ранней юности - открытие своего внутреннего мира. Для ребенка единственной осознаваемой реальностью является внешний мир, куда он проецирует и свою фантазию. Это обычно cпособствует тому, что ребенок в подростковом возрасте склонен к уходу в себя, чрезмерно самокритичен и чувствителен к посторонней критики. Следовательно любая оценка со стороны значимых для подростка взрослых может вызвать бурную и непредсказуемую реакцию в ответ.

В подростковый период происходит становление Я-концепции ребёнка, которая начинает проявляться в стремлении понять своё "Я", свои возможности, особенности, а также свое сходство с другими людьми, с одной стороны, и свое отличие, уникальность и неповторимость, с другой. Познание происходит через противопоставление себя миру взрослых. Значит, отсюда может идти негативизм в отношении норм и ценностей взрослых, их обесценивание.

Таким образом, в этом возрасте наблюдается резкое понижение ценности общения в семейном кругу: самыми большими авторитетами становятся друзья, а не родители.

В подростковый период возникает ряд важнейших личностных задач. Основные линии развития подростков связаны с прохождением личностных кризисов: кризиса идентичности и кризиса, связанного с отделением от семьи и приобретением самостоятельности. НЕТ ССЫЛОК

Делись добром ;)