logo
Особенности моторных функции у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

1.3 Методологические подходы и средовые ресурсы коррекции нарушений моторных функций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитие речи

Создание особых условий для развития моторной сферы детей с общим недоразвитием речи является обязательным условием полноценного развития личности и здоровья ребенка. Формирование полноценных двигательных навыков является необходимым звеном в общей системе коррекционного обучения.

В процессе правильно организованных занятий необходимо устранить нескоординированные, скованные, недостаточно ритмические движения.

Обращается специальное внимание на особенности психомоторного развития детей, которые должны учитываться в процессе занятий (дети с речевой патологией , имеющей органическую природу нарушения, обычно различаются по состоянию двигательной сферы на возбудимых с явлениями отвлекаемости, нетерпеливости, неустойчивости и заторможенных с явлениями вялости). Функциями образованной среды, определяемой как система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении, является стимулирование различных видов деятельности ребенка, обеспечение их результативности и благоприятного социального статуса ребёнка.

Рекомендуется, в рамках создания образовательной среды воспитанников в учреждениях образования, образовывать основные группы средовых ресурсов для детей с нарушениями речи, способствующие развитию и коррекции речевого недоразвития, и, которые одновременно могут выступать как условия к развитию и коррекции моторной функции: пространственные, предметные, организационные.[13]

К пространственным средовым ресурсам в учреждениях образования относят пространство кабинета для логопедических занятий (для групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий)

зона, в которой пространственно-организующим элементом выступает настенное зеркало (перед которым проводится значительная часть индивидуальных занятий по постановке и автоматизации звуков, мимическая гимнастика и другие упражнения, благодаря которым идет развитие артикуляционной моторики.

зона для групповых (до 6 учеников) занятий -- образуется из столов и стульев для детей, настенных досок (грифельных, магнитных), фланелеграфа и т. п.Во время специально-организованной деятельности и в течение учебного процесса проводятся пальчиковые игры и упражнения, дидактические игры, направленные на развитие мелкой моторики мимической мускулатуры.

Особенно следует выделитьтакие зоны, как:

зона для проведения психогимнастики и логоритмических и иных упражнений, связанных с выполнением детьми движений в различных направлениях. В этой зоне дети могут свободно передвигаться, располагаться на полу, на мягких модулях (в т. ч. полукругом или кругом для проведения коммуникативных упражнений);

зона, элементом которой является кушетка, - для проведения индивидуальной работы средствами логопедического массажа, дыхательной гимнастики и пр.

Пространство организуется таким образом, чтобы дети могли в нем свободно перемещаться (в том числе - выполнять движения в различных направлениях при проведении психогимнастики и логоритмических упражнений). Важно предусмотреть пространства, постоянно доступные детям и различающиеся по своей функции и атмосфере, по-разному окрашенные эмоционально; предназначенные для общения и уединения. Если ребенок захочет, то он должен иметь условия для простстранственного отделения от других участников группы. Следует помнить о присущей детям с ТНР повышенной истощаемости, утомляемости и предусмотреть указанные подпространства.

К предметным средовым ресурсам, способствующим развитию и коррекции моторных функций относят уголки физкультуры с наполнением спортивным инвентарем, определенные медицинские аппараты для массажа, лечебной физкультуры, магнитофон, секундомер, Также в последнее время учителя-логопеды широко используют инновационные и нетрадиционные педагогические технологии, требующие своей пространственной ниши и определенной наполняемости (Монтессори - зона, сенсорный уголок и т.д).[33]

Организационные средовые ресурсы, способствующие развитию и коррекции моторных функций, состоят в строгом выполнении режимных моментов, соблюдения основ безопасности жизнедеятельности детей, учета возрастных показателей детей, сотрудничество с семьей, соблюдении режима в домашних условиях.

Такие авторы, как М.Ф. Фомичева, Н.Ю. Костылева, освещающие проблему развития артикуляционной моторики, отмечают, что именно артикуляционная гимнастика способствует совершенствованию движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и подготовке речевого аппарата к речевой нагрузке способствует проведение артикуляционной гимнастики, то есть системы упражнений для развития речевых органов.[35] [24]

Метод воспитания звукопроизношения путем специфической гимнастики признан целым рядом известных теоретиков и практиков, специализирующихся по расстройствам речи : М.Е. Хватцев, О. В. Правдина, М. В. Фомичева.[26] [32] [35]

Целью артикуляционной гимнастики является выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков -- фонем -- и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого нёба, необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Т.В. Волосовец рекомендует проведение комплекса артикуляционной гимнастики в рамках подготовительного этапа в коррекции звукопроизношения.[10] Крупенчук О.И. и Воробьева Т.А.разработали комплексы артикуляционной гимнастики в игровой и стихотворной форме[22] Использование игровых приемов стимулирует интерес детей к проводимым занятиям, позволяет разнообразить коррекционную работу логопеда. Т.В. Буденная в методическом пособии рекомендует проводить артикуляционную гимнастику, начиная с раннего возраста.[7]

Поваляева М.А. предлагает проводить коррекционную работу по развитию органов артикуляции с использованием сказок.[31]

Коноваленко С.В. в соавторстве разработали приемы нетрадиционной артикуляционной гимнастики с использованием разных подручных предметов.[21]

Мимика тесно связана с артикуляцией и, стимулируя ребенка изображать на лице различные эмоции, мы способствуем развитию у него не только мимической, но и артикуляционной моторики, в частности развиваем подвижность мышц губ и щек. Е.И. Краузе, Е.Ф. Архипова предлагают включать обязательный массаж мимических мышц лица в сочетании с артикуляционной гимнастикой.[20][2]

Тесная взаимосвязь речи и движения находит свое отражение в работах Воробьевой Т.А., которая предлагает развитие общей и мелкой моторики с использованием специально разработанных игр с мячом.[11]Также используются различные дидактические игры (шнуровки, выкладывание букв из палочек, пазлы, штриховки и др., предложенные, к примеру, такими авторами как А.Е. Белой, О.Н. Громовой, которые сопровождаются речевыми играми.[4] [16]

Занятия по логопедической ритмике Г.А. Волковой способствуют развитию координации, выработки умения соединения слов с действием.[9]

Н.Ю. Костылева рекомендует фонематическую ритмику как один из эффективных приемов работы логопеда над произносительной стороной речи детей.[24] Содержание фонетической ритмики является обучение детей выполнению крупных и мелких движений тела, рук, ног, которые следует сопровождать произнесением как звуков и слогов, так и слов и фраз. В процессе целенаправленной работы стремительно развивающиеся артикуляционные движения ведут к более успешному овладению произносительными умениями.

Нейропсихологическая методика, разработанная В.А. Киселевой совместно с А.В.Семенович, направленная на коррекцию двигательной сферы является комплексом разнообразных упражнений.[18] Методика предполагает работу в рамках следующих разделов: развитие речевой моторики, развитие общей моторики и тонкой моторики пальцев рук.

Таким образом, произведя анализ литературы, ознакомившись с литературными источниками и исследованиями многих авторов в области изучения моторных функций у детей с тяжелыми нарушениями речи, можно сделать вывод о необходимости коррекционной работы, направленной на коррекцию и развитие моторных функций у детей с тяжелыми нарушениями речи. Дети с речевым нарушением отличаются неловкостью, нескоординировастью движений. Особое внимание обращает развитие мелкой моторики рук, и, в силу специфических нарушений речи, недоразвитием и слабым функционированием органов артикуляции. Коррекционно - развивающая работа должна быть направлена на развитие артикуляционной, мелкой, крупной моторики и развитие мимической мускулатуры.