Особенности направленности профессиональной деятельности в кризисе середины жизни

дипломная работа

1.1 Возрастные задачи развития взрослого человека

Период взрослости - наиболее продолжительный период онтогенеза (в развитых странах составляет три четверти человеческой жизни). Обычно выделяют три подпериода или три стадии взрослости:

ранняя взрослость (молодость),

средняя взрослость,

поздняя взрослость (старение и старость).

Большой неопределенностью отличаются характеристики и временные границы среднего возраста, или средней взрослости: от 20 до 35 лет (Д. Векслер), 25-40 (Д.Б. Бромлей), 25-50 (Д. Биррен), 36-60 (согласно международной классификации возрастов).

Чрезвычайно труден и вопрос дробления самой средней взрослости на качественно своеобразные фазы, или периоды, установления переходов и границ, например между молодостью и средним возрастом, средним возрастом и пожилым. Актуальная задача выделения моментов перехода - качественных преобразований как прогрессивного, так и инволюционного характера, переломных ("критических") моментов развития, что необходимо для построения теории индивидуального развития человека.

Широкую известность приобрел подход Д. Левинсона к анализу процесса жизни взрослых людей (Г. Крайг, 2003). В результате исследований биографическим интервью он выделил в жизни человека три главные эры, каждая из которых продолжается примерно 20 лет. В течение каждой эры индивидуум выстраивает структуру жизни, реализует ее в образе жизни до тех пор, пока не исчерпывает все задачи и не переходит на следующий этап, начиная все сначала. Левинсон выделил следующие переходы:

переход к ранней взрослости - 17-22 года;

переход 30-летия - 28-33 года;

переход к средней взрослости - 40-45 лет;

переход 50-летия - 50-55 лет;

переход к поздней взрослости - 60-65 лет.

Переходные периоды по Левинсону являются стрессовыми, так как в это время цели, ценности и образ жизни подвергаются пересмотру и переоценке.

В.И. Слободчиков и Г.А. Цукерман считают, что суть первой ступени взрослости (17-42 года) состоит в индивидуализации системы общественных ценностей и идеалов соответственно личностной позиции человека, который становится субъектом общественных (не узкосоциальных) отношений. Формулой субъективности, по мнению авторов интегральной периодизации психического развития, могут стать слова Мартина Лютера: "на том стою и не могу иначе".

Завершающая ступень (после 39 лет и далее) - универсализация - полагается как потенциальная возможность достижения высшего уровня духовного развития, вхождения в пространство обще - и сверхчеловеческих, экзистенциальных ценностей. Таким образом, указывается на преодоление центрации на себе, мотивах собственного благополучия и переход к общечеловеческому масштабу (Слободчиков В.И., 2000).

Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что рассматриваемый нами возрастной период 35-45 лет знаменует собой переход от взрослости к зрелости, от индивидуализации к универсализации. Этим и характеризуется кризис середины жизни. Когда старые ценности и задачи уже исчерпали себя, а новые еще не найдены.

Основатель лечебно-педагогического движения Б. Ливехуд прямо связывает перспективы дальнейшего развития человека с успешностью преодоления кризиса средних лет. Кризис, по его мнению, вызывается сомнениями в подлинности ценностей той экстенсивной жизни, которую человек вел до сих пор, сомнениями в верховенстве материальных ценностей и достижений, основанных на деловитости, прагматизме. Это "особый шанс продвинуться в процессе потенциального созревания", ответив на вопрос "Какова моя действительная задача?" (Ливехуд Б., 1993). Причем переосмыслить себя, понять свое новое предназначение, труднее именно тем, кому в первом периоде жизни удалось увериться в правильности прежней линии.

Выход из кризисной ситуации Б. Ливехуд видит в переосмыслении прожитого и создании новых ориентиров, выводящих на ценности более высокого порядка. У людей, успешно преодолевших кризис, после 45-60 лет отодвигаются повседневные проблемы, расширяются горизонты. Возможно достижение второй творческой кульминации на основе жизненного опыта, упорядочения, привнесения его в работу и передачи его молодым людям, наблюдение за профессиональным и личностным становлением которых приносит радость.

Игнорируя происходящие с ним изменения, человек погружается в работу, цепляясь за свою административную позицию, за свое должностное кресло. Человек, "застрявший" на ценностях достижения в безнадежных попытках укрепить свой авторитет, относится к молодым как к угрозе своему положению. Неразрешенность же кризисных переживаний, отказ от активности обновления возвращает кризис с новой силой к 50 годам.

Одним из центральных понятий в современной возрастной психологии является понятие "возрастной задачи", или "задачи возраста". Истоки этого понятия восходят к работам Э. Эриксона. Рассматривая фазы онтогенетического развития человека, Э. Эриксон указывал, что на каждой фазе развития индивид должен решить центральную задачу, которая становится доминирующей.

Период взрослости, основной этап жизнедеятельности человека, заслуживает, чтобы четко были сформулированы собственные социальные и психологические задачи развития именно этого периода.

Основным новообразованием этого периода О.В. Хухлаева выделяет достижение личностной зрелости. Понятие "взрослость" и "зрелость" не тождественны. Зрелость - это самый социально активный и продуктивный период жизнедеятельности; это период взрослости, когда может осуществиться тенденция к достижению наивысшего уровня развития интеллекта и личности. Древние греки называли этот возраст и состояние духа "акме", что означает "вершина", высшая ступень, цветущая пора (Шаповаленко И.В., 2005).

Данное понятие является часто употребляемым в психологии, но в его содержание понимается по-разному.

Одни авторы выделяют характеристики зрелого человека. Так, К.С. Холл и Г. Линдсей, характеризуя зрелого человека, выделяли следующие его характеристики: широкие границы Я, способность к теплым социальным отношениям, наличие самопринятия, реалистичное восприятие опыта, способность к самопознанию, чувство юмора, наличие определенной жизненной философии (О.В. Хухлаева, 2002).

Б. Ливехуд рассматривал три основных свойства зрелого человека: мудрость, мягкость и снисходительность, самосознание (Ливехуд Б., 1994).

Г. Олпорт считал, что зрелость личности определяется степенью функциональной автономии ее мотивации. Взрослый человек здоров и продуктивен, если он превзошел ранние (детские) формы мотивации и действует вполне осознанно (Шаповаленко И.В., 2005).

О.В. Хухлаева полагает, что не существует универсальной зрелости, ее содержание как раз и должно определяться задачей развития того или иного возрастного периода. И, таким образом, задача развития в зрелости - активное освоение внутреннего мира, нахождение своего пути в нем и через духовную активность - установление контакта с внешним миром (О.В. Хухлаева, 2002).

Получается, что к середине жизни должно быть накоплено столько духовных сил, чтобы они могли перевесить влияние инволюции сил физических и повести за собой общее психическое развитие человека.

А. Маслоу предполагал, что на этом этапе перед взрослым стоит ряд существенных задач, выражающихся в самоактуализации взрослого человека, таких как, например, выбрать спутника жизни, дать самое лучшее своим детям, достичь совершенства в профессии, быть преданным и интересным другом.

Понятие возрастных задач развития было использовано в теоретических разработках Э. Эриксона. Он выдвинул постулат, что каждый возрастной этап имеет свою точку напряжения - кризис, порожденный конфликтом развития "Я" личности. Человек сталкивается с проблемой соответствия внутренних и внешних условий существования. Когда у него вызревают те или иные качества личности, он встречается с новыми задачами, которые ставит жизнь перед ним как человеком определенного возраста. Основанием периодизации кризисов психосоциального развития у Э. Эриксона являются понятия "идентичность" и "самоидентичность". Потребность быть самим собой в глазах значимых других и в собственных глазах определяет движущие силы развития, а противоречия между идентичностью и самоидентичностью обусловливают кризисы и направления развития на каждой возрастной ступени.

Задачей зрелого возраста Э. Эриксон видит достижение продуктивности против застоя, поглощенности собой. Если 20-летний человек рассматривается как подающий надежды, то 40 лет - это время исполнять взятые когда-то обещания, отдавать долги. У человека к этому моменту должна формироваться генеративность (продуктивность, неуспокоенность), которая включает стремление к росту, заботе о следующем поколении и собственном вкладе в развитие жизни на земле. Хороший пример в данном случае - чувство самореализации у человека, связанные с достижениями потомков. Зрелый человек нуждается в том, чтобы быть нужным, а зрелость нуждается в стимуляции и ободрении со стороны тех, кого она произвела на свет и о ком должна заботиться. Эриксон рассматривает работу как человеческую добродетель, наиболее тесно связанную с неуспокоенностью, зрелые люди - это те, которые заботятся о детях, которых они произвели на свет, о работе, которую они выполняют, или о благосостоянии других людей в том обществе, в котором они живут (Эриксон Э., 2000).

Сходной позицией на задачи развития характеризуется большинство подходов в психологии. Именно в этом возрасте личность находится в центре возрастной периодизации и ответственность, которую он несёт за свою жизнь, за жизнь старшего и будущего поколения целиком лежит на его плечах.

Из проведенного анализа можно сделать вывод, что основной задачей развития периода средней взрослости является достижение личностной зрелости, как особого уровня развития. Этот уровень развития в свою очередь позволяет человеку осуществлять сверхнормативную активность по преобразованию накопленного жизненного опыта в качественно новые продукты деятельности. А со временем и передавать их новому поколению. Таким образом, произойдет этот переход или нет, зависит полностью от человека его ценностных ориентаций и задач развития, которые он перед собой ставит. Центрация только на собственных потребностях и мотивах ведет к застою, тогда как переориентация ценностей на продуктивность ведет к формированию зрелой личности.

Ведущей деятельностью на данном этапе признается профессиональная деятельность, в которой должна осуществляться максимальная реализация сущностных сил человека с выходом за пределы собственной личности. То есть именно профессиональная деятельность служит плацдармом для решения возрастных задач развития взрослого человека.

Делись добром ;)