Особенности отношений между детьми подросткового возраста c задержкой психического развития и родителями

курсовая работа

1.1 Психолого-педагогические подходы к изучению проблемы детско-родительских отношений

Дети - это мальчики и девочки в раннем возрасте, а так же сыновья и дочери по отношению к их родителям.

Родители - это ближайшие родственники человека, составляющие основу его семьи (мать, отец).

Отношения - это связи, возникающие между людьми в процессе общения и деятельности.

Детско-родительские отношения - это система межличностных установок, ориентаций, ожиданий в вертикальном направлении по возрастной лестнице: снизу вверх (ребенок - родители) и сверху вниз (родители - ребенок), определяемых совместной деятельностью и общением между членами семейной группы.

Существует несколько теоретических подходов к пониманию роли и содержания детско-родительских отношений, сформулированных разными психологическими школами. Представляются они в виде «идеальных» моделей правильных, успешных взаимоотношений родителей и детей. Под моделью понимается более или менее целостное представление о том, как должны строиться эти отношения [1].

Из основных выделяются три группы подходов к семейному воспитанию.

1. Психоаналитический подход.

Огромный вклад в развитие представлений о специфике отношений между детьми и родителями внесла теория классического психоанализа. Психоанализ был первой теорией, в которой отношения между ребенком и родителем рассматривались в качестве главного фактора детского развития. Согласно З. Фрейду и А. Фрейд, мать выступает для ребенка, с одной стороны, как первый и самый важный источник удовольствия, как первый объект либидо, а с другой - как первый законодатель и «контролер». З. Фрейд придавал значение отделению ребенка от родителей, утверждая, что отход ребенка от родителей должен быть неизбежным для его социального благополучия [18].

Э. Фромм, рассматривая родительское отношение как фундаментальную основу развития ребенка, провел качественное различие между особенностями материнского и отцовского отношения к ребенку. Это различие наиболее ярко прослеживается по следующим линиям:

- условность - безусловность;

- контролируемость - неконтролируемость.

Материнская любовь безусловна - мать любит своего ребенка за то, что он есть. Материнская любовь не подвластна контролю со стороны ребенка, ее нельзя заслужить (либо она есть, либо ее нет). Отцовская любовь обусловлена - отец любит за то, что ребенок оправдывает его ожидания. Отцовская любовь управляема, ее можно заслужить, но ее можно и лишиться. Э. Фромм выделяет такие существенные характеристики родительского отношения, как его двойственность и противоречивость, а также вводит категорию «начало» в описании этой реальности [18].

1. Бихевиористический подход.

Экспериментальное изучение появления новых форм поведения, позволило Дж. Уотсону и другим бихевиористам прийти к выводу о том, что психика человека имеет минимум врожденных компонентов, ее развитие зависит в основном от социального окружения и условий жизни, т. е. от стимулов, поставляемых средой. Среда рассматривается как непосредственное окружение ребенка, обстановка, складывающаяся из конкретных жизненных ситуаций, которые в свою очередь состоят из наборов различных стимулов и могут быть разложены на цепочки раздражителей. Внешние, средовые воздействия определяют содержание поведения ребенка, характер его развития. Отсюда главное - особая организация окружения ребенка [2].

Р. Сирс использовал психоаналитические понятия (подавление, регрессия, протекция, индентификация) и принципы теории научения для анализа влияния родителей на развитие ребенка. Он рассмотрел формирование психологической зависимости младенца от матери в диадическом взаимодействии, складывание различных форм зависимого поведения (поиск позитивного и негативного внимания, стремление к постоянному подтверждению, прикосновение, присутствие рядом и др.), а позже - в дошкольном и школьном возрасте - этапы преодоления детских вариантов зависимости. Мать и отец выступают как основные подкрепляющие посредники, выявляющие поведение, которое необходимо изменить, помогающие усвоить более зрелые формы поведения.

А. Бандура - необихевиорист, представитель социально-когнитивного направления в изучении личности, отвечая на вопрос о механизмах социализации, особую роль отводил научению посредством наблюдения, подражания, имитации, идентификации и путем моделирования. Для него родительское поведение - преимущественно модель для извлечения некоторых общих черт, правил поведения, образец для подражания ребенка а попытках выстроить собственное поведение. Подкрепление необходимо для сохранения поведения, возникшего на основе подражания [2].

Представители бихевиористического направления полагают, что проявление родителями теплых и нежных чувств к ребенку должно быть обусловленным.

2. Гуманистический подход.

По А. Адлеру, человек - существо социальное, развитие личности рассматривается в первую очередь через призму социальных отношений. В теории личности, разработанной А. Адлером, подчеркивается, что у каждого человека есть врожденное чувство общности, или социальный интерес, а также стремление к совершенству, в котором реализуется уникальность личности и творческие свойства человеческого «я» [14].

Фундамент личности, или стиль жизни, закладывается и прочно закрепляется в детстве, основан на усилиях, направляемых на преодоление чувства неполноценности, на компенсацию и выработку превосходства. Семейная атмосфера, установки, ценности, взаимоуважение членов семьи и здоровая любовь (прежде всего матери) способствуют развитию у ребенка широкого социального интереса. А. Адлер рассматривает воспитание не только с точки зрения пользы для отдельной семьи и ребенка, но и как деятельность родителей, ощутимо влияющую на состояние общества в целом [14].

Противопоставление условной и безусловной любви в своей теории рассматривает К. Роджерс. Он подчеркивает, что именно позитивное безусловное внимание родителя к ребенку, безотносительно к совершаемым им поступкам, и обеспечивает полноценное развитие личности ребенка [2].

В теории привязанности Д. Боулди и М. Эйнсворт привязанность ребенка к матери характеризуется двумя противоположными тенденциями: стремлением к риску, активному познанию мира, которое уводит ребенка от матери и стремлением к защите и безопасности, которое возвращает его к ней; и чем надежнее привязанность, тем выше инициативность ребенка [14].

Делись добром ;)