Особенности отношений между детьми подросткового возраста c задержкой психического развития и родителями

курсовая работа

2.2 Выбор и обоснование методик эмпирического исследования

Для проведения эмпирического исследования на предмет изучения системы отношений между детьми подросткового возраста с задержкой психического развития и родителями, мною была выбрана методика «Подростки о родителях» (Вассерман Л.И., Горьковая И.А., Ромицына Е.Е. Родители глазами подростка: психологическая диагностика в медико-педагогической практике. -СПб.: «Речь», 2004. -256с.)

Методика «Подростки о родителях» помогает изучать установки, поведение и тактику воспитания родителей так, как это видят и понимают их дети в подростковом и юношеском возрасте. В результатах методики, моделирующей определенные «воспитательные» ситуации, проявляются субъективное понимание и отношение подростков к гипотетической практике принятия родителями воспитательных решений, или, иначе говоря, создается образ, который складывается в восприятии подростка относительно этих отношений и воспитательной практики под влиянием осознаваемых и неосознаваемых факторов. Основой методики является опросник CRPBI, который создал E. Schaefer (1965). Версия CRPBI легла в основу создания разработанной в 1983г. словацкой методики ADOR, которая оказалась короче, проще и психометрически надежнее. В результате международного научного сотрудничества лаборатории клинической психологии Психоневрологического института им. В. М. Бехтерева с Институтом психодиагностики был осуществлен перевод словацкой версии и разработан модифицированный русскоязычный вариант, который был назван «Подростки о родителях».

Перед началом эксперимента подростка вводят в курс дела относительно целей и задач исследования, после чего ему предъявляется инструкция.

По тому же принципу эту методику проходят родители подростков, чтобы в дальнейшем можно было провести сравнительный анализ и выявить какие - либо факты и закономерности.

Именно методика «Подростки о родителях» помогает как можно глубже изучить особенности системы отношений между детьми подросткового возраста с задержкой психического развития и родителями, так как в данной методике дана подробная интерпретация результатов, которая основывается на пяти шкалах:

1. шкала Позитивного интереса;

2. шкала Директивности;

3. шкала Враждебности;

4. шкала Автономности;

5. шкала Непоследовательности.

Исходя из оценок по этим шкалам, можно сделать соответствующие выводы по теме исследования.

Эта методика наиболее подходит для эмпирического исследования на предмет изучения системы отношений между детьми подросткового возраста с задержкой психического развития и родителями.

Делись добром ;)