Особенности отношения к собственному телу женщин, страдающих алиментарным ожирением

дипломная работа

1.1 Категория «отношение» в психологии личности

К категории «отношение» обращались многие исследователи личности (Б.Г. Ананьев, А.Ф. Лазурский, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, Е.Б. Старовойтенко, А. Лэнгле, Г. Оллпорт, Ж. Пиаже и др.), наполняя данное понятие различным психологическим смыслом. Проанализируем представления некоторых их них.

По мнению ряда авторов (Аверин, 1999; Мясищев, 2004), первым эту категорию в пространство отечественной психологии личности ввел А.Ф. Лазурский. В разработанной им концепции личность понимается как единство эндо - и экзопсихики. Эндопсихика, по мысли ученого, представляет собой внутренний механизм психической жизни и реализуется рядом психических функций (мышления, внимания, памяти и т.д.). Содержание экзопсихики образуют отношения личности к внешним объектам, реализующие психические функции и служащие адаптации человека к окружающей действительности.

Многогранное научное осмысление категории «отношение» представлено в работах ученика А.Ф. Лазурского - В.Н. Мясищева. В его трудах она обрела первостепенное значение и особый статус «наиболее специфичной характеристики личности». Опираясь на принципы единства субъективного и объективного, индивидуального и общественного, автор предлагает следующую трактовку данного понятия. Психологические отношения представляют собой содержательные связи субъекта с окружающей действительностью. Становление личности происходит через ее включенность и взаимодействие с конкретным окружением - через образование усложняющихся отношений. В развитой форме они являют собой систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной реальности (Мясищев, 2004).

В качестве основных отношений личности автор выделяет: отношение человека к другим людям, к себе, к предметам внешнего мира. При этом решающая роль отводится отношениям к другим людям, приобретающим форму взаимоотношения (Аверин, 1999). Можно выделить ряд существенных, с точки зрения В.Н. Мясищева, характеристик «отношения». Отношения реализуются личностью в ее целостности, предполагают активность сознания и самосознания, всегда направлены на объект, индивидуальны, несут на себе отпечаток самостоятельности человека, «вбирают» в себя общественно-исторический и личный опыт. Хотелось бы отметить, что понятие «отношение» применяется автором в различных значениях; при этом его использование кажется нам порой непоследовательным и излишне обобщенным.

Категория «отношение» является одной из фундаментальных и пронизывает все научное творчество С.Л. Рубинштейна. Можно выделить два взаимосвязанных способа ее применения: в качестве методологического принципа и конкретно-психологического понятия.

Сущность метода заключается в общем виде в следующем. Изучаемое в психологии явление берется не изолированно, а помещается в различные (существенные) связи и отношения, в каждом из которых становятся видимыми его новые качества.

Анализируя категорию «отношение» в трудах С.Л. Рубинштейна как конкретно-психологическую, можно выделить три основные сферы ее применения. Речь идет о проблематике психического, сознания и человека. Остановимся на каждом аспекте более подробно.

Именно с помощью данного понятия автор конституирует область психического: «… отношение его (психического) к независимому от психики, от сознания объективному - другая не менее существенная черта психического. Всякое психическое явление дифференцируется от других и определяется как такое-то переживание благодаря тому, что оно является переживанием того-то; внутренняя его природа выявляется через его отношение к внешнему» (Рубинштейн, 2007, с.10). Можно сказать, что отношение к объекту выступает признаком психического.

Интересное осмысление и развитие категория отношение получает в трудах К.А. Абульхановой-Славской. Вслед за С.Л. Рубинштейном, она рассматривает личность как интеграл жизненных отношений, который можно выявить через анализ жизнедеятельности, способа жизни человека. Отношение выступает гранью внутренней реальности индивида, формой соединения внешнего и внутреннего. Оно фиксирует избирательность личности, а также ее способность внутренне преобразовывать, опосредовать и объективировать внешнее. Учитывая три основные модальности личности - активность, развитие и интегральность - автор понимает систему отношений как «систему внутренних тенденций личности, направленных на преобразование или усиление действия внешних условий ее жизни», как систему форм включения личности в жизнь (Абульханова- Славская, 1983, с.18).

Углубляя и развивая идеи С.Л. Рубинштейна и К.А. Абульхановой-Славской, Е.Б. Старовойтенко предлагает оригинальную трактовку и модель применения категории «отношение» в психологии личности. Она указывает на научный потенциал данного понятия, заключающийся в том, что оно позволяет охватить человеческую уникальность в общественном контексте (реализовать принцип единства индивидуального и общественного). «Индивидуально превращенные общественные отношения составляют внутреннюю качественную определенность личности. Личность выражает себя в форме отношений с другими людьми, влияет на их жизнь, относясь к ним и воплощаясь в них своими действиями и поступками» (Старовойтенко, 2004, с. 9). На конкретно-психологическом уровне это означает следующее. Каждое отношение является обобщенным, так как отражает значимое направление коллективной жизни. В то же время, взятое в аспекте индивида, оно является конкретным, так как вбирает полноту его неповторимого бытия: связанные именно с ним условия общественной жизни и его индивидуальные особенности. Психологическая структура отношения формируется потребностями, ценностями, знаниями, способами практических действий, различными формами регуляции, духовно-практическими достижениями и т.д. Соответственно, они образуют основные планы любого отношения: побудительный, познавательно-смысловой, регулятивный, деятельностно-поступковый, продуктивно-результативный (Старовойтенко,2004; Старовойтенко, 2010). Кроме того, «отношение всегда предметно, адресовано чему-то существенному, значимому в жизни, отображает свойства жизненных явлений, несет на себе печать душевной определенности личности», имеет источником «Я» личности (Старовойтенко, 2004, с. 21).

Итак, в контексте психологии личности категория «отношение» обретает различные значения.

В настоящем исследовании мы опирались, главным образом, на концептуализацию понятия, предложенную в научной школе С.Л. Рубинштейна. Именно она, на наш взгляд, позволяет исследовать данный феномен максимально полно: в единстве индивидуального, общественного и культурного; сознательного и бессознательного; идеального и реального, психического и практического.

Отношение понимается нами как особая форма связи «Я - Другое», предполагающая не только принудительно возникающее взаимодействие с объектом, но и многомерную активность личности, адресованную предмету отношения. Данная категория подчеркивает избирательность и принципиальную способность личности внутренне преобразовывать внешние воздействия (К.А. Абульханова). Именно благодаря интенциональности, личностной направленности на объект он приобретает в сознании свою качественную определенность - устанавливается взаимосвязь между субъективным переживанием и реальностью (С.Л. Рубинштейн). Оно инициируется, порождается личностью; характеризуется напряжением сознания и самосознания; предметно, или направлено на значимые для человека объекты реальности; реализуется целостно, в единстве объективных условий, устойчивых субъективных тенденций, гибких способов проживания; диалогично; углубляется рефлексией субъекта; индивидуально; проблемно как в аспекте наличия оппозиций, так и в плане разрешения коллизий; находит свое выражение в актах выбора, в принятии решений и в занятии личностных позиций; проявляется в поступках и действиях; обладает потенциалом к расширению горизонта жизненных смыслов личности; объединяет в своем протекании сознание и бессознательное, индивидуальное, общественное, культурно-историческое (Е.Б. Старовойтенко).

Рассмотрим более подробно одно из фундаментальных жизненных отношений личности - отношение к себе.

Делись добром ;)