Особенности понимания и переживания террористической угрозы молодежью города Саранска

дипломная работа

1.3 Влияние средств массовой информации на формирование представлений о террористической угрозе

Современный терроризм самым тесным образом связан со средствами массовой информации, которые существенно усиливают косвенное воздействие террористических акций. Терроризм не имел бы смысла, если бы его результаты телевидение не доносило бы в каждый дом. Сегодня телевидение является соучастником террористов, оно вдумчиво и творчески делает именно то, что требуется террористам - рассказывает о них и показывает результаты их деятельности [12].

Как пишут В.А. Соснин и Т.А. Нестик, "без средств массовой информации не было бы современного терроризма". Он не знает никаких границ в пространственном отношении, а имеет только политико-психологические границы. Средства массовой информации создают терроризму "виртуальное пространство", через которое можно добиться политических и психологических воздействий на реальный мир [27].

Исследования влияния СМИ на формирование субъективного образа произошедших терактов проводятся как за рубежом, так и у нас в стране. Так, В.В. Нуркова с соавторами отмечают, что СМИ обеспечивает максимальное приближение виртуальной информации к непосредственно пережитой, так как за счет визуальных теле и фото образов она добавляет недостающий чувственный материал [19].

Важными социально-психологическими характеристиками террористической угрозы как социального феномена являются публичность теракта и его направленность на устрашение широких масс населения. Терроризм без широкой огласки, без открытого предъявления требований не существует. Террористы принимают в расчет общественный резонанс, вызванный их действиями, за которым следует обвинение в адрес правоохранительных и властных органов, якобы неспособных защитить граждан. Терроризм - это всегда вызов обществу. С другой стороны, терроризм - это средство психологического воздействия. Его отличительной особенностью является преднамеренное создание обстановки страха, подавленности, напряженности. Сам термин "террор" переводится как "страх", "ужас". Создание обстановки страха есть выражение терроризма, проявление его сути. Его главный объект - не те, кто стал жертвой, а те, кто остался жив. Его цель - не убийство, а устрашение и деморализация живых [27].

Стресс возникает не только у непосредственных участников психотравмирующих событий, но и у сторонних наблюдателей, которые с помощью СМИ становятся косвенными участниками произошедшего. СМИ и другие средства коммуникации, передавая сообщения о террористических актах, способствуют оказанию психологического воздействия на уязвимую к данной угрозе категорию лиц. Постоянное освещение катастроф, трагических и криминальных событий создает общий негативный фон неуверенности и тревоги, который является почвой для невротических и стрессовых расстройств [48; 28; 8].

Кроме того, чрезмерная фиксация негативной информации в СМИ формирует определенное психологическое состояние, заключающееся в ощущении утраты контроля над обстоятельствами, существенными для собственной жизни, что является причиной развития различных видов психической дезадаптации [28]. Террористическая угроза относится к числу травматических стрессоров, способных вызвать у некоторой, уязвимой части населения признаки посттравматического стресса [4].

К основным проблемам освещения терроризма в СМИ исследователи относят следующие:

1)"Эффект заражения" - один из основных концептов в дискурсе о связи терроризма со СМИ. В наиболее обобщенном виде суть данного эффекта выразил И. Александер: "В США стандартный репортаж о терроризме смотрит аудитория примерно в 40 млн. человек. Каков шанс, что он привлечет внимание какого-нибудь неуравновешенного психопата и это подтолкнет его к участию в терактах в будущем? Если мы предположим, что одна десятая одного процента - неуравновешенные люди в пограничном состоянии, то в итоге получим 40 тыс. потенциальных маньяков. Если возьмем одну тысячную от одного процента, получится, тем не менее, четыре сотни. Если одну стотысячную от одного процента, то у нас все равно останется четыре человека, которых достаточно для совершения типичного теракта" [38].

По словам другого специалиста Б. Дженкинса, “общество определенно считает, что освещение терроризма ведет к его распространению”. Кроме того, подобного мнения придерживаются и террористы. Многие из них признавали влияние освещения терактов в СМИ на их последующие террористические действия [43].

Существует немного исследований, которые бы обосновывали существование причинно-следственной связи между распространением терроризма и его освещением в СМИ.

Отмечая, что мнение о существовании "эффекта заражения" стало общим местом в работах о взаимосвязи терроризма и СМИ, Р. Пикард следующим образом описывает представленные варианты доказательств и приводит контраргументы. На проблему освещения терроризма могут проецироваться выводы о влиянии на зрителей показа насилия и преступлений в СМИ. Однако исследования медийной репрезентации этих явлений остаются "одним из самых жарких полей спора в социальных науках". В лучшем случае можно сказать, что изображение насилия и преступлений в СМИ не склоняет аудиторию к большему уровню насилия, но может повлиять на некоторых людей, у которых есть антисоциальные наклонности, и способствовать распространению неуверенности и страха среди остальных [47].

В 1991 г.Х. - Б. Бросиус и Г. Вайманн с применением методик анализа временных рядов и статистического перекрестного анализа, взяв в качестве источников 11 газет на пяти языках, частично доказали "эффект заражения". Они пришли к ряду выводов. Первый состоит в том, что "за месяцем с повышенным уровнем террористической активности (и, следовательно, повышенного внимания к освещению терроризма) следует месяц с понижением активности". Второй заключается в том, что "через шесть-семь месяцев после увеличения или уменьшения интенсивности освещения частота террористических актов соответственно увеличивалась или уменьшалась" [39].

Таким образом, исследователи пришли к выводу об опосредованной связи между интенсивностью освещения терроризма в СМИ и нарастанием террористической активности.

2) "Спираль насилия" и "баланс террора"

Совершение терактов и соответствующее освещение их в СМИ формирует то, что М. Чериф Бассиуни назвал "эффектом иммунизации". Он проявляется в трех формах:

повышение уровня общественной толерантности к насилию, связанное с постоянным освещением террористических действий в СМИ: общество способно выдержать более высокий его уровень, а само насилие и насильственные действия террористов начинают восприниматься как факт жизни. В особенности, когда подобное освещение воспевает насилие и изображает его выгодную тактику. Отрицание насилия может подвергнуться эрозии, терпимость общества к насилию возрасти, а само оно может войти в психологию общества как приемлемое поведение. Таким образом, моральная оппозиция насилию снижается, а иммунитет по отношению к нему возрастает. Это способствует проникновению насилия во все сферы общественной и частной жизни;

восприятие обществом терроризма как абсолютно чужеродного явления, вызванное изображением террористов как сумасшедших или как индивидов (организаций), которые находятся вне рамок социального контроля. В итоге игнорируются общественные проблемы, ставшие побудительными мотивами для деятельности террористов;

притупление общественной реакции на террор, связанное с абстрактным и безличным изображением теракта, его вредоносного эффекта, а также его жертв. Жертва представляется при этом не как индивид, а как заложник. Со временем общественное внимание фокусируется практически полностью на политическом измерении инцидента, становясь невосприимчивым к его человеческому измерению [40].

С приобретением обществом иммунитета к насилию возникают два последствия: повышается уровень насилия, необходимый для достижения целей устрашения; нарастает численность тех, кто готовы прибегнуть к насилию. Таким образом, используя терминологию Черифа Бассиуни, "увеличиваются вирусный и устрашающий эффекты терроризма" [40].

Логика погони за сенсацией, характерная для СМИ, их повышенное внимание к террористам, а также постепенное "привыкание общества" к насилию приводят к тому, что массовый террор становится "будничным, таким же массовым продуктом, как автомобиль" [20]. В совокупности эти факторы вызывают к жизни "спираль насилия".

Представляется бесспорным, что деятельность СМИ способствует искажению восприятия. Оно, как пишет Хоффман, "выражается в завышенной оценке вероятности пострадать в ходе теракта и является по большей части прямым отражением несоразмерного освещения действий террористов СМИ" [34]. Страхи значительно превосходят реальную угрозу. Это тоже выгодно террористам, поскольку каждый следующий теракт воспринимается все более ужасающим по сравнению с предыдущим.

Таким образом, страх в восприятии терроризма усиливается, что служит для террористов доказательством эффективности их деятельности. Однако постепенное "обудничивание терроризма" и все менее охотное освещение средствами массовой информации терактов заставляет их продвигаться вверх по "спирали насилия". Любое положение на "спирали насилия" как последствия вышеназванных эффектов описывается определенным "балансом террора". Под этим термином понимается соотношение уровня насилия и уровня толерантности по отношению к нему общества, а также реакция властей.

Габриэль Вайманн уделяет большое внимание роли Интернета в распространении террористической угрозы. Он отмечает, что в 1998 году около половины из тридцати террористических организаций, внесенных США в список “Иностранных террористических организаций" имели веб-сайты, а к 2000 году уже практически все террористические группы обнаружили свое присутствие в сети. Терроризм в Интернете - очень динамичное явление: сайты появляются внезапно, часто меняют формат, а затем так же стремительно исчезают, или во многих случаях создают видимость исчезновения, меняя свой адрес, но сохраняя содержание.

Сайты подобного содержания, как правило, направлены на три группы пользователей:

1. Текущие и потенциальные сторонники. Террористические сайты используют лозунги и выставляют на продажу изделия: значки, футболки, флаги, видеозаписи, аудиокассеты. Вся эта продукция рассчитана на "сочувствующих" данной организации. Часто организация, заинтересованная в локальной поддержке в какой-либо местности, создает сайт на соответствующем языке, располагая на нем детальную информацию о действиях и внутренней политике организации, ее союзниках и врагах.

2. Мнение международного сообщества. На международную аудиторию, непосредственно не вовлеченную в конфликт, но в некоторой степени заинтересованную в проблеме, нацелены сайты на иных (кроме местного) языках. Большинство сайтов имеют версии на нескольких языках. Для удобства иностранных посетителей сайты представляют основную информацию об организации с множеством второстепенных исторических обзорных материалов. Судя по содержанию многих сайтов, в потенциальную аудиторию включены также иностранные журналисты. Для озвучивания позиции организации в традиционных СМИ используются пресс-релизы на сайтах. Детальная второстепенная информация очень полезна для международных корреспондентов. Один из сайтов Хезболла прямо обращается к журналистам, приглашая к сотрудничеству через электронную почту пресс-центра организации.

3. Аудитория “врага”. Усилия по достижению аудитории “врага” (т.е. граждан государств, против которых борются террористы) не столь очевидно вытекают из содержания многих сайтов. Однако, некоторые сайты направляют усилия на деморализации противника, угрожая нападением и вызывая чувство вины за мотивы и поведение неприятеля. Они также стремятся стимулировать общественные дебаты в государствах-врагах, повлиять на общественное мнение и ослабить поддержку обществом существующего режима.

Таким образом, третья группа пользователей, то есть аудитория "врага" начинает понимать террористическую угрозу, как нечто реально существующее и опасное. Автор статьи отмечает, что, несмотря на постоянные преследования, которым в последние годы подверглась организация Аль-Каиде, она способна провести кампанию по внушению паники. С 11 сентября 2001 года организация последовательно размещала на своих сайтах сообщения о планировании “большого нападения" на цели в Америке. Эти предупреждения получили широкое распространение в печати, что помогало сеять чувство страха и незащищенности во всем мире, и особенно в США.

Габриэль Вайманн в своем исследовании ставил задачу изучения воздействия телевизионных трансляций терроризма на тревожность зрителей. Испытуемыми были 120 молодых израильских взрослых, случайно распределённые по территории вещания телеканалов, транслирующих ("террор группы") и не транслирующих ("нонтеррор группы") терроризм, и ассигнованные к одному из трёх интервенционных условий, предшествующих проявлению тревожности - познавательно базированному, эмоционально базированному или никакому. Беспокойство было измерено эксплицитно и проективно до и после вмешательства. Результаты показали более высокий уровень тревожности после теста в "террор группах", чем в "нонтеррор группах". В террор группах терапевтическое воздействие привело к снижению послетестового уровня эксплицитной и проективной тревожности чем при контрольном воздействии, с преимуществом когнитивного воздействия на проективную тревожность. В "нонтеррор группе" эмоциональное воздействие привело к более высокой послетестовой тревожности при эксплицитном измерении. Данные указывают на вредоносные эффекты телевизионного охвата проблемы терроризма и предполагают предварительные меры по повышению цензуры.

Тревожность - субъективное состояние страха терроризма, которое может быть либо чертой характера, либо преходящей чертой или и тем и другим [17].

В ситуациях продолжительного воздействия опасности, таких как присутствие в зоне конфликта или террористической угрозы, пробуждение беспокойства может прекратить быть механизмом регуляции и стать истощающим процессом, который является вредоносным для психического и физического здоровья [44]. В случае с телевизионными трансляциями терроризма, обнаружение более высокого уровня тревожности после предъявления видео материалов о терроризме подразумевается само собой.

Терроризм и его освещение в СМИ стали чрезвычайно актуальной проблемой человечества начала XXI в. Коммуникационные аспекты терроризма играют значимую роль в современном обществе, опутанном различными информационными сетями. Особую важность описанные в статье эффекты начинают приобретать в наши дни, когда "новые СМИ" (в первую очередь Интернет) с их слабой контролируемостью и многообразием мнений оказываются все более важным фактором общественной жизни.

Делись добром ;)