Особенности профессионального самоопределения старшеклассников

дипломная работа

1.1 Проблема профессионального самоопределения в трудах отечественных и зарубежных психологов

В отечественной и зарубежной психологии и педагогике ситуацию выбора профессии традиционно принято рассматривать в контексте психологии труда и профессионального обучения. Нам представляется, что такой подход не охватывает всей полноты проблемы, так как профессиональное становление - это процесс, охватывающий длительный период становление личности.

По мнению большинства отечественных психологов, период профессионального становления является переломным и с точки зрения социальной позиции, поскольку считается, что отличия между студентом и работающим в профессиональной ориентированности не столь существенны, нежели, между студентом и школьником (хотя образ жизни в последнем случае меняется в меньшей степени). Завершая определенный этап своей жизни, человеку необходимо определить дальнейший путь, причем ответственность за выбор ложится на его собственные плечи[13,c.34]. И.С. Кон отмечает, что лишь некоторым школьникам, в силу экстремальных семейных обстоятельств, приходится сталкиваться с ситуацией экзистенциального выбора; большинство же, обычно оказываются не готовы, как к самому выбору, так и принятию ответственности за него[25, c.367].

Профессиональное самоопределение - это событие, в корне меняющее дальнейшее течение жизни. Этот процесс влияет не только на ее профессиональную составляющую, но и на брачно-семейные перспективы, на материальное благосостояние, самооценку, взаимоотношения с самим собой и т.п. Трудность, которую испытывают выпускники в ситуации выбора профессии, заключается в том, что сама необходимость выбора профессии объективно связана с окончанием школы. То есть, молодому человеку приходится делать выбор не в условиях социальной, экономической реальности, а в рамках системы образования. Отсюда и типичные ошибки: выбор «за компанию», отождествление профессии со школьным предметом, перенос отношения к человеку (например, к учителю) на профессию, неумение определить пути получения профессии и многие другие[21, c.130].

Эмпирические данные позволяют говорить о том, что выпускники школ не имеют представления о состоянии рынка труда, не способны оценить соответствие своих запросов возможностям их удовлетворения. Как отмечают школьные психологи и профконсультанты, для многих молодых людей необходимость принимать серьезные усилия для овладения той или иной профессией и наличие жесткой конкуренции является неожиданным. Здесь можно говорить о существовании «синдрома выпускника» (неуверенность в себе, разочарование и т.п.), последствия которого могут негативно повлиять на профессиональную судьбу человека. Так же они не осознают того, что в течение жизни может появиться желание или необходимость изменить

профессию или квалификацию[18, c.15]. А для этого надо быть готовым к тому, что знаний и умений, полученных в период обучения, может быть недостаточно. Необходимо осознавать, что в течение жизни не раз придется переучиваться, заниматься самообразованием, самовоспитанием и самосовершенствованием[40, c.64].

К возрастным особенностям выпускника можно отнести и актуализацию ценностно-смысловой сферы. К сожалению, общество, разрушив многие идеалы и ценностные ориентиры, не заменило их на новые. И понятно, что в настоящий момент происходит болезненный процесс ломки стереотипов традиционных форм профессионализации, что также может осложнять процесс профориентации. Вновь появившиеся профессии не имеют еще корней в профессиональной культуре нашего общества. Поэтому неопределенность ценностных представлений о самой профессии создает дополнительные трудности и смещает ориентиры в выборе желаемого образа жизни с помощью профессии. Профессия здесь уже выступает как средство достижения этого образа жизни, а не как существенная часть процесса становления в профессии.

Выбор профессии можно рассматривать как взаимодействие двух сторон: человека с его индивидуальными особенностями, и специальности с требованиями, которые она предъявляет человеку.

В отечественной и зарубежной психологии в области профессионального самоопределения существует несколько подходов и взгляды их достаточно разнообразны. Нам же импонируют точки зрения Е.А.Климова, Н.С. Пряжникова, Д. Сьпера, Дж. Холланда относительно того, что выбор профессии является одним из основных моментов, определяющих путь человека[19, c.132].

С точки зрения Н.С. Пряжникова, например, главной целью профессионального самоопределения является постепенное формирование у школьников внутренней готовности к осознанному самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития, самостоятельному поиску личностно значимых смыслов к конкретной профессиональной деятельности[41, c.66].

Согласно теории Дж. Холланда, люди выбирают род занятий, который более всего соответствует типу личности и предлагает проводить подбор профессии на основе черт личности[51, c.176].

Результаты исследований показывают, что помимо интереса к определенной профессии, потребности в самоактуализации и самовыражении, выбор может определяться и особенностями характера человека. Однако, необходимо отметить, что следует осторожнее подходить к утверждению, что характерологические особенности всегда доминируют над профессиональными интересами. С одной стороны это так. Но с другой - ярко выраженные интересы часто оказываются чрезвычайно устойчивыми и существенным образом влияющими на удовлетворенность профессией и успешность в дальнейшей деятельности. Отношение к профессии, мотивы ее выбора являются важными факторами, обуславливающими успешность профессиональной деятельности. Поэтому не случайно в процесс принятия профессии включаются как анализ мотивов, так и анализ собственных способностей. Поэтому, по всей видимости, профессиональные предпочтения и характерологические особенности, как показывают исследования, определенным образом связаны друг с другом.

Примечательно, что один из последних вариантов концепции профессионального самоопределения, созданной в Институте профессионального самоопределения молодежи при РАО, основан на разработанной Р. Берисом «Я-концепция» развития личности[7, c.420].

Для теоретического анализа и обобщения представляются особо интересными работы зарубежных исследователей в области профессионального самоопределения, психологии труда и роли профконсультанта, чьи взгляды достаточно разнообразны и могут служить материалом для более детального анализа. Например, Дж.Крумбольц и Р. Кипнер рассматривают роль профконсультанта как воспитывающую, как «поставщика информации» клиенту[39, c.61].

Е. Герр считает, что современный профконсультант - это прикладной ученый - бихевиорист, задача которого с помощью различных игр, трудовых проб, тренингов и т.п. тренировать действия клиента, планировать и прогнозировать их[22, c.11].

Н. Гисберс и И. Мур рассматривают процесс профконсультации как помощь, прежде всего, в жизненном самоопределении «Пожизненное самоопределение - как саморазвитие через интеграцию ролей среды, событий в жизни человека»[22, c.12].

А. Маслоу, предложил концепцию профессионального развития и выделил в качестве центрального понятия самоанализа - как стремление человека совершенствоваться, выражать, проявлять себя в значимом для себя деле[32, c.329].

Дж. Холланд выделяет шесть личностных типов, позволяющих определить «личностный код» и соотнести его с требованиями той или иной профессиональной среды[51, c.110].

Японский исследователь Фукуяма разработал и внедрил целую систему постепенной подготовки школьников к сознательному выбору профессии.

Одной из наиболее интересных и прогрессивных считается за рубежом концепция «профессиональной зрелости», которую, начиная с конца 50-х г., разрабатывает Д. Сьюпер. Выбор профессий Д. Сьюпер рассматривает как событие, но сам процесс профессионального самоопределения (построения карьеры) - это постоянно чередующиеся выборы. В основе всего этого лежит «Я - концепция» личности как относительно целостное образование, постепенно изменяющиеся по мере взросления человека[47, c.508].

Многообразие различных концептуальных подходов к рассмотрению проблемы профессионального самоопределения вызвано не только сложностью данного вопроса, но и культурно-исторической обусловленностью реализации самоопределения большинством людей, проживающих в конкретной стране, а так же неоднородностью населения конкретных стран и регионов. Все это осложняет выделение «самых лучших» концептуальных подходов и делает проблему профессионального самоопределения многообразной по способам рассмотрения и решения. Можно так же предположить, что «правильность» способа решения этой проблемы, в первую очередь, будет зависеть от особенностей конкретного школьника (клиента) и общего уровня развития самого профконсультанта[22, c.159].

Сложность определения самого понятия (сущности) самоопределения еще и в том, что имеются другие близкие понятия: самоактуализация, самореализация, самоосуществление, которые нередко раскрываются «через увлеченность значимой работой» (А. Маслоу), через «дело», которое делает человек (К. Яспрерс). П.Г.Щедровицкий видит смысл самоопределения в способности человека строить самого себя, свою индивидуальность, в умении переосмысливать собственную сущность (1993 г.). В. Франкл определяет полноценность человеческой жизни через его способность «выходить за пределы самого себя, а главное - находить новые смыслы в конкретном деле и во всей своей жизни (1990 г.). Рассуждая о самоопределении и самореализации, И.С.Кон связывает их с выполняемым делом (трудом, работой) и взаимоотношения с окружающими людьми (общением) (1984 г.). Все больше появляется работ, где делается попытка как-то связать профессиональную деятельность с отношением к миру, обозначить связь труда, жизни, счастья, судьбы [5, c.336;31, c.21;52, c.26].

Все это позволяет сделать выводы о неразрывной связи профессионального самоопределения с самореализацией человека и других важных сферах жизни. Сущностью профессионального самоопределения является самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации[45, c.284]

Делись добром ;)