logo
Взаимосвязь агрессивного поведения и структуры жизнестойкости подростков, пребывающих в доме ребенка

Введение

Проявления агрессивного поведения у подростков в образовательных учреждениях имеет свою специфику. В условиях воспитания в образовательных учреждениях интернатного типа социальные контакты ограничиваются контактами внутри конкретного образовательного учреждения, так как большую часть времени подросток проводит со своими одноклассникам - этот предусматривает режим, который устанавливается администрацией. Как отмечает Галигузова Л.Н. в случае эмоционального отвержения в детско-родительских взаимоотношениях, когда родители не чувствуют своего ребенка, раздражается, не любят его, что и происходит в неблагополучных семьях, дети из которых обучаются в школах интернатного типа. Как последствие у подростков не возникает доверия к миру, что негативно отражается на его развитии: угнетает позитивную активность, снижает самооценку. Особое внимание уделяется прогнозу будущих трудностей в общении ребенка с другими людьми. Воспитание детей в условиях традиционной модели опеки и попечительства строится без учета адекватных психологических условий, обеспечивающих полноценное развитие детей и неизбежно включает факторы, тормозящие психическое развитие. Дефицит адекватного общения приводит к тому, что ребенка закрепляется негативная, агрессивная позиция по отношению к другим людям.

Тем не менее, все теоретические исследования нуждаются в дополнениях, уточнениях, а главное в экспериментальных исследованиях и разработке практической помощи воспитывающим взрослым и родителям в коррекции агрессивных подростков, адаптированной для школ интернатного типа.

Цель нашего исследования - изучение взаимосвязи агрессивного поведения и структуры жизнестойкости подростков, обучающихся в образовательных учреждениях разного типа.

Объектом исследования является агрессивное поведение подростков, в качестве предмета исследования выступает взаимосвязь агрессивного поведения подростков и структуры жизнестойкости, обучающихся в образовательных учреждениях разного типа.

Гипотеза исследования:

Основная гипотеза: взаимосвязи агрессивного поведения и структуры жизнестойкости подростков, обучающихся в образовательных учреждениях разного типа различна.

Частная гипотеза: на наш взгляд подростки воспитывающиеся в доме ребенка более агрессивны и имеют высокую жизнестойкость по отношению к своим сверстникам, которые воспитываются с родителями дома.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

Проанализировать теоретические и экспериментальные исследования, направленные на выявление и изучение причин возникновения агрессивного поведения.

Изучить особенности проявления агрессивного поведения у подростков, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа и их сверстников, воспитывающихся с родителями дома.

Экспериментально изучить взаимосвязь агрессивного поведения и структуры жизнестойкости подростков, обучающихся в образовательных учреждениях разного типа.

Разработать коррекционно-развивающую программу, способствующую снижению агрессивного поведения подростков и повышению уровня жизнестойкости.

Основными методами исследования выступают стандартизированное наблюдение, беседа, психологическая диагностика с применением методик: 1. Тест - опросник Басса - Дарки; 2. Характерологический опросник Леонгарда; 3. Тест жизнестойкости;

Экспериментальной базой исследования являлись Балашовский «Детский дом», приют «Возрождение» и средняя общеобразовательная школа № 5 г. Балашова Саратовской области. В эксперименте принимали участие подростки 7, 8, 9 классов из «Детского дома» в количестве 12 человек, приюта «Возрождения» - 13 человек и средней общеобразовательной школы № 5 - 25 человек. Исследование проводилось с ноября 2009 г. по февраль 2011 г.

Научная новизна исследования заключается в изучении и описании взаимосвязи агрессивного поведения и структуры жизнестойкости, необходимых для адаптации и социализации подростков, пребывающих в учреждениях интернатного типа.

Теоретическая и практическая значимость исследования: результаты эмпирического исследования могут служить вспомогательным материалом для разработки теоретических курсов по таким дисциплинам, как «Возрастная психология», «Возрастно-психологическое консультирование», а также методическим материалом для психологов, работающих с подростками и учителей общеобразовательных школ.

Положения, выносимые на защиту:

1. Выраженность агрессивного поведения наблюдается у подростков воспитывающихся в детском доме.

2. Общая жизнестойкость у подростков из детского дома выше, чем у подростков воспитывающихся в семьях.

3. Взаимосвязь агрессивного поведения и структуры жизнестойкости имеют свою специфику у подростков. Так, у подростков из детского дома обнаружена взаимосвязь физической агрессии, раздражения, подозрительности, обиды с уровнями жизнестойкости как контроль и принятие риска. В свою очередь у подростков из школы обнаружена взаимосвязь вербальной агресиии, раздражения с показателем жизнестойкости - вовлеченность.

4. Типы акцентауции характера у подростков различны. Так, у подростков воспитывающихся в детском доме проявляются тревожная, гипертимная, возбудимая, циклотимная, экзальтированная акцентуации; в сравнении с подростками имеющими семья, которым присуще следующие виды акцентуаций - демонстративная, эмотивная, гипертимная и экзальтированняя.

Структура и объем дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложений. Основное содержание дипломной работы изложено на 91 страницах, включая 7 таблиц и 3 диаграммы. Работа содержит 3 приложения. Список литературы включает 54 источника.