Особенности развития зрительного внимания у детей младшего дошкольного возраста

дипломная работа

1.3 Характеристика и особенности развития зрительного внимания у детей младшего дошкольного возраста

Зрительное внимание - важная сторона познавательной деятельности. Воспитателю детского сада необходимо знать особенности его формирования. "Внимание, - писал К.Д. Ушинский, - есть та дверь, которую не может миновать ни одно слово ученья, иначе оно не попадет в душу ребенка" [51, с. 41].

Формирование зрительного внимания всегда было важным звеном процесса обучения. "Однако, - пишет А.П. Усова, - воспитание внимания неправомерно начало выделяться в самостоятельную задачу, решаться изолированно от усвоения знаний и умений" [49, с. 94].

Развитие зрительного внимания непосредственно зависит от позиции взрослого в общении с ребёнком, а также от того, как он организует деятельность ребенка. Важное значение для развития зрительного внимания ребенка имеет режим дня. Он создает опорные точки в жизни детей, служит внешним средством ее организации, облегчает переключение, распределение, концентрацию внимания.

Внимание детей приобретает определенные качества в зависимости от деятельности, в которой оно проявляется и формируется, в зависимости от того, как направляется эта деятельность [15].

Очень важен организационный момент проведения образовательной деятельности. Если она проходит спокойно и быстро, все необходимое приготовлено заранее и у воспитателя есть время обратить особое внимание на тех, у которых замедлен переход от игры к "рабочему состоянию", то, как правило, отмечается быстрое сосредоточение детей. Однако так бывает не всегда. Иногда организационный момент затягивается до четырех и более минут, хотя длительность организационного момента не должна превышать минуты.

Включение детей в работу способствует прежде всего способ раскрытия цели занятия, его содержание. Важно чтобы сообщаемое на занятии вызывало у детей живой интерес и любознательность, привлекало их внимание к словам воспитателя.

Внимание детей необходимо поддерживать в течение последующих этапов занятия. Объяснение, по данным А.П. Усовой, не должно затягиваться более 5 минут, иначе наступает ослабление внимания [50].

Объяснение задания должно быть немногословным, нацеливать детей на главное.

Дети выполняют его самостоятельно или с помощью воспитателя. При этом можно использовать метод поэтапной инструкции, разработанный А.П. Усовой. Например, на первом занятии воспитательница объяснит и покажет, как рисовать фигуру человека. На втором - предложит ребенку нарисовать на доске данную фигурку. Третье занятие было на тему "Изобразить маму, папу и т.д. (на выбор ребёнка)", где дети выполняли работу самостоятельно. Поэтапное объяснение послужило опорой для поддержания зрительного внимания во время выполнения задания.

Воспитатели часто используют показ, объяснение, образец. В процессе образовательной деятельности дети как будто внимательно слушают. Но когда воспитатель просит повторить, не все могут ответить.

Во время объяснения и в течение образовательной деятельности необходима эмоциональная разрядка, смена приемов. Воспитатель приводит интересные примеры, используя иллюстрации, задает вопросы в несколько необычной форме, напоминает отдельным детям, что спросит их [56].

Сочетание слова воспитателя с применением наглядности широко используется в практике обучения. Формы этого сочетания различны: использовать образец или вместо него картинку, рисунок, и не только в начале объяснений, но и в середине, конце.

Большую роль в развитии зрительного внимания оказывает дидактическая игра.

Р.И. Жуковская рассматривает дидактическую игру в качестве игровых приемов обучения на занятиях по усвоению, обогащению и закреплению полученных знаний, раскрывает возможности дидактической игры в процессе прямого обучения. Игровые приемы повышают интерес детей к занятию, развивают сосредоточенность, внимание, способствуют направлению действий и движений детей в соответствии с указаниями воспитателя, обеспечивают лучшее усвоение программного материала всеми детьми. Жуковская показывает целесообразность применения дидактических игр в качестве вспомогательного средства образовательной работы, приема обучения на занятиях и этим исчерпывает поставленную перед собой узкую задачу. Важно отметить, что ей удается сохранить игровое своеобразие дидактической игры [17].

В.Р. Беспалова осуществляет иной подход к дидактической игре, указывая, в частности, что дидактическая игра "является вторым типом занятия, т. е. приемом практикования упражнения и дальнейшего обогащения знаний детей" [4, с. 17]. В соответствии с этим исходным положением она стремится придать дидактической игре черты, свойственные занятиям как форме организации прямого обучения детей взрослым. В.Р. Беспалова отмечает, например, что дидактическая игра ведет к овладению знаниями прямым путем, программный материал ставится в поле зрения всех детей группы, дети приучаются в дидактических играх к деятельности умственного характера, направление которой определяет воспитатель путем выяснения и показа. В.Р. Беспаловой были разработаны игры-драматизации, в которых воспитатель организует действия детей на основе текста стихотворений. Однако, считая дидактическую игру видом занятия, она не делает последнего шага к признанию ее самостоятельного значения как особой формы обучения.

Е.И. Удальцова подходит к дидактической игре как важному средству обучения дошкольников, ей было изучено дидактическое назначение, возможности в усвоении новых и закреплении имеющихся знаний, умений, навыков, в развитии речи, счета. При этом Е.И. Удальцова считает, что, несмотря на дидактическую направленность, обучающие игры остаются играми, детей увлекает игровое действие. Обучающие задачи воспринимаются детьми в процессе игры. Автор анализирует особую структуру дидактических игр, раскрывает значение и взаимосвязь обучающих задач, игрового действия и правил, благодаря чему обучение приобретает игровой характер, отличный от прямого обучающего воздействия. Однако Удальцова тоже включает дидактическую игру в организационную форму прямого обучения - занятия, говорит о дидактических играх на занятиях по родному языку, счету [46].

Таким образом, как видно из рассмотренных исследований, дидактическая игра считается важным средством образовательной работы с дошкольниками, ей отводится определенное место в системе организованного обучения на занятиях (как части занятия, как виду занятия, как приему обучения). В организационном отношении дидактические игры включаются в занятия. Занятия, впитавшие в себя дидактические игры (а также и дидактические материалы), являются единственной формой организации обучения в детском саду.

Делись добром ;)