Особенности развития конфликтной компетентности у современных подростков

дипломная работа

1.1 Основные подходы к рассмотрению конфликтной компетентности в современной психологии

В настоящее время проблема конфликта и конфликтной компетентности стала одной из важнейших проблем нашего общества. Рост интереса к конфликту и конфликтологии всё больше возрастает. Отсутствие взаимопонимания между людьми, насилие, агрессия, терроризм, всё это приводит к конфликту. Конфликт в самом общем виде - эта специфическая организованность деятельности, в которой противоречие удерживается в процессе его разрешения. Если мы признаем противоречивый характер процессов развития, то следует всерьез обсуждать конфликтную компетентность как базовую характеристику эффективной продуктивно-коммуникативной деятельности. До наших дней эффекты конфликтофобии, боязни конфликтов, были и остаются очень устойчивыми, тогда как понимание конфликта как связующего, а не разобщающего звена есть одно из оснований конфликтной компетентности.

Конфликты несут нам переживания и негативные эмоции. Они вредят делу, мешая совместным согласованным действиям, портят отношения между людьми. Они вызывают нервное напряжение и стрессы, что в свою очередь, негативно влияет на здоровье человека [4, с.82].

В психологических трудах, посвященных конфликтам, преобладают работы по общей теории конфликтов (А.Я. Анцупов, В.В. Дружинин, В.Н. Кудрявцев, Д.С. Конторов и др.), исследования структуры, характеристик и динамики конфликтов (Н.В. Гришина, А.А. Ершов, В.Н. Кудрявцев, А.Н. Сухов), психологических причин (А.Я. Анцупов, В.Т. Зазыкин, Н.С. Нечаева, Т.С. Сулимов и др.), психологических характеристик конфликтных личностей (В.Т. Зазыкин, Е.В. Зайцева, Н.В. Крогиус, А.Н. Сухов.), ролевого поведения в конфликте (Е.Г. Баранов.), стратегий и тактик конфликтного противоборства (Н.В. Гришина, А.С. Гусева, В.В. Козлов.), методов разрешения конфликтов (Г. Томас, Ф. Кильман, И.А. Фурманов).

По мнению А.Я. Анцупова и А.И. Шипилова, "в России на всех этапах развития конфликты оказывали не просто заметное, а, как правило, решающее влияние на её историю. Войны, революции, борьба за власть, борьба за собственность, межличностные и межгрупповые конфликты в организациях, убийства, бытовые и семейные конфликты, самоубийства как способы разрешения внутриличностных конфликтов - основные причины гибели людей в нашей стране. Конфликт был, есть и в обозримом будущем будет решающим фактором, влияющим на безопасность России и её граждан" [4, c.79].

В психологических словарях конфликт определяется как трудно разрешимое противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями [12, с.34].

По мнению К.К. Платонова и В.Г. Казакова конфликт это осознанное противоречие между общающимися личностями, которое сопровождается попытками его разрешения на фоне эмоциональных отношений [9, с.34].

А.А. Ершов определяет конфликт как действие противоположных, несовместимых в данной ситуации мотивов, интересов, типов поведения [10, с.82].

Н.В. Гришина рассматривает конфликт как осознанное препятствие в достижении целей совместной деятельности, как реакцию на почве несовместимости характеров, несходства культурных основ и потребностей [10, c.94].

Д.П. Кайдалов и Е.И. Суименко называют конфликтом столкновение интересов, взглядов, установок, стремлений личности [20, с.65].

А.Г. Ковалев считает, что конфликт - это явление межличностных и групповых отношений, это проявление противоборства, активного столкновения оценок, принципов, мнений, характеров, эталонов поведения. Конфликт представляет собой деструкцию этих отношений на эмоциональном, когнитивном или поведенческом уровнях. С точки зрения психического состояния противоборствующих сторон, конфликт выступает одновременно и как защитная реакция, и как ответная эмоционально окрашенная реакция. Исходя из этого, конфликт представляет собой механизм развития человеческой деятельности, личности. Условием эффективного разрешения конфликтного противоречия является наличие у субъекта соответствующей компетентности - способности к самообразовательной деятельности [25, c.78].

Чтобы предотвратить конфликт необходимо формировать конфликтную компетентность у детей, начиная с раннего возраста.

Сначала определим понимание категории компетентности.

Общее представление о компетентности в профессиональных обсуждениях последнего времени прямо связывают с эффективностью деятельности в трудах Томаса Ф. Гилберта, Дж. Равена, и др.

Термины "компетенция" и "компетентность" являются творческим преобразованием английского термина competence. Сompetence происходит от латинского competentis - "принадлежность по праву", т.е. круг вопросов, в котором данное лицо обладает опытом, познаниями, позволяющими судить о чем-либо. Русскоязычная историко-правовая интерпретация позволяла определить компетенцию как область, в которой надлежит разбираться, и как то, что имеет определенные границы, а компетентность - как уровень способности конкретного лица эффективно действовать в рамках компетенции [37, c.21].

В.С. Безрукова под компетентностью понимает "владение знаниями и умениями, позволяющими высказывать профессионально грамотные суждения, оценки, мнения". Компетентность - это уровень умений личности, отражающий степень соответствия определённой компетенции и позволяющий действовать конструктивно в изменяющихся социальных условиях [22, c.34].

В настоящее время понятие "конфликтная компетентность" занимает одно из центральных мест в философской, социологической и психологической науках и является широко распространенным. При этом сохраняется устойчивый и все возрастающий интерес к изучению различных аспектов и форм конфликтной компетентности. Однако, несмотря на имеющиеся в психологической науке исследования социальных конфликтов (С.М. Емельянов, A. B. Карпов, В.В. Новиков, Л.А. Петровская, А.И. Пригожин, Т.Н. Привалихина и др.), посвященные рассмотрению данного понятия, конфликтная компетентность изучена все же в недостаточной степени. Понимание конфликта как интегральной характеристики представляет собой методологическую основу для данного вида компетентности [59, c.58].

Анализ состояния проблемы свидетельствует о том, что, несмотря на определенный уровень ее теоретической и практической разработанности, сохраняет свою актуальность вопрос о проведении системных исследований конфликтной компетентности личности. В современной социальной психологии отсутствует единый исследовательский подход к трактовке понятия "конфликтная компетентность" и определению ее структурных компонентов. При этом не выявлены механизмы соотношения этих компонентов с функциями конфликтной компетентности. Требует дальнейшего изучения и проблема выделения социально-психологических качеств личности, составляющих основу данной компетентности. Более детального освещения требуют вопросы о влиянии конфликтной компетентности на продуктивность профессиональной деятельности, о механизмах и условиях ее реализации. Приобретает значимость проблема определения технологий, способствующих формированию данной компетентности личности, а также оценки их эффективности.

Конфликтная компетентность - одна из ведущих характеристик личности, некоторой конфликтной компетентностью обладает практически любой человек. Являясь неотъемлемой частью общей коммуникативной компетентности, она представляет собой уровень развития осведомленности о диапазоне возможных стратегий поведения в конфликте и умений адекватно реализовывать эти стратегии в конкретной жизненной ситуации [32, c.47].

Иными словами конфликтная компетентность это умение удерживать противоречие в продуктивной конфликтной форме, способствующей его разрешению.

Конфликтная компетентность - устоявшийся термин, который впервые был обоснован в школе культурно-исторической психологии Л.С. Выготского, в работах Т.В. Ковшечниковой, А. - Н. Клермона, Ж. Пиаже, Б.И. Хасана, Г.Д. Щедровицкого, др. Они отмечают, что ядро образовательного процесса - учебность - необходимо, неизбежно представляет собой конфликтную ситуацию, в которой конфликтная компетентность учителя воплощается в выборе адекватной образовательным целям стратегии, и тем самым предопределяет эффективность самого образовательного процесса и в целом личностного развития учителя и ученика. В педагогических исследованиях конфликтную компетентность рассматривают Л.М. Митина, Л.А. Петровская и И.И. Рыданова.

Важнейшая характеристика конфликтной компетентности - субъектная позиция участника. Она предполагает более или менее адекватное видение динамики сюжета конфликта, его возможные последствия. Таким образом, субъектная позиция в конфликте как показатель компетентности это прежде всего рефлексивная культура, которая предполагает, что человек способен стать своеобразным посредником самому себе в конфликте. Происходит как бы раздвоение участника: с одной стороны он непосредственно вовлечен в конфликт, а с другой - он же отслеживает себя в конфликте, таким образом участвуя в нем опосредованно. А отслеживание всех составляющих конфликта - дело отнюдь не простое [56, c.94].

По мнению Б.И. Хасана, конфликтная компетентность - это "умение разобраться, насколько точно в конфликте представлены именно те противоречия, которые в этом процессе могут и должны быть разрешены", "умение удерживать противоречие в продуктивной конфликтной форме, способствующей его разрешению [54, c.86].

Л.А. Петровская определяет конфликтную компетентность как компетентность человека в конфликтной ситуации, а основными образующими конфликтной компетентности считает: компетентность участника в собственном Я (Я-компетентность), в потенциале другого участника (участников) и ситуационная компетентность [5, c.72].

Конфликтная компетентность является одной из важнейших общих характеристик профессионализма, и, прежде всего, в гуманитарных областях деятельности, будем рассматривать ее как неотъемлемую составную часть общей коммуникативной компетентности, включающую в себя осведомленность о диапазоне возможных стратегий поведения в конфликте и умения адекватно реализовывать эти стратегии в конкретной жизненной ситуации. На основании этого в самом общем виде можно определить конфликтную компетентность как умение удерживать противоречие в продуктивной конфликтной форме, способствующей его разрешению. [34, c.98].

В исследовании И. А Колесниковой конфликтная компетентность - это специфический компонент профессионально-педагогической компетентности. Она представляет собой, интегральную профессионально-личностную характеристику, как готовность и способность выполнять педагогические функции в соответствии с принятыми в социуме, в конкретно-исторический момент нормами, стандартами и требованиями. Конфликтная компетентность - это освоение позиции партнёрства, сотрудничества на фоне позитивного овладения способами регуляции поведения. По её мнению конфликтная компетентность представляет собой динамическое структурно-уровневое образование, отражающее единство содержательного, деятельностного и личностного компонентов [2, c.71].

За основу нашего исследования мы взяли определение Б.И. Хасана.

По нашему мнению, конфликтная компетентность представляет собой умение удерживать противоречие в продуктивной конфликтной форме, то есть способность к разрешению конфликта.

Конфликтная компетентность тесно связана с конфликтологической компетентностью.

Конфликтологическую компетентность М. М Кашапов, В.Т. Зазыкин рассматривают как когнитивно-регуляторную подсистему профессионально значимой стороны личности, включающую соответствующие специальные знания и умения [7, c.93].

Конфликтологическая компетентность - это способность действующего лица (организации, социальной группы, общественного движения и т.д.) в реальном конфликте осуществлять деятельность, направленную на минимизацию деструктивных форм конфликта [11, c.107].

Конфликтологическая компетентность является одной из важнейших общих характеристик профессионализма, и, прежде всего, в гуманитарных областях деятельности, что позволяет рассматривать ее как неотъемлемую составную часть общей коммуникативной компетентности, включающую в себя осведомленность о диапазоне возможных стратегий поведения в конфликте и умение адекватно реализовывать эти стратегии в конкретной жизненной ситуации. На основании этого в самом общем виде можно определить конфликтную компетентность как умение удерживать противоречие в продуктивной конфликтной форме, способствующей его разрешению [11, с.118].

Понятие "конфликтологическая компетентность" не следует отождествлять с понятием "конфликтная компетентность", ссылаясь при этом на исследования Б.И. Хасана.

Таким образом, сегодня конфликты - повседневная реальность. Для эффективного решения возникающих проблем каждому человеку необходимо усвоить определённый минимум теоретических знаний и практических навыков поведения в конфликтных ситуациях, а также для разрешения и преодоления конфликта необходимо формировать конфликтную компетентность как умение удерживать противоречие в продуктивной конфликтной форме, способствующей разрешению конфликта.

Как мы отмечали выше конфликтная компетентность тесно связана с конфликтологической компетентностью - способностью лица находить способы минимизации деструктивных форм конфликта.

Но при этом понятие "конфликтологическая компетентность" не следует отождествлять с понятием "конфликтная компетентность".

Делись добром ;)