logo
Особенности развития математических и спортивных способностей школьников

1.3 Проблема способностей в отечественной психологии

Основателем советской школы дифференциальной психологии по праву считается Борис Михайлович Теплов (1896-1965). Развивая идеи И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности, он предложил программу экспериментальной диагностики физиологических свойств индивидуальных различий человека.

Б.М. Теплов и его ученики выделили новые свойства нервных процессов: лабильность, динамичность, концентрированность возбуждения, активированность. Эмпирическое подтверждение получила идея об обусловленности индивидуальных характеристик психики человека типологическими особенностями нервной системы. Значимым вкладом в исследование механизмов высшей нервной деятельности явилась разработка проблемы общих и парциальных (региональных) свойств нервной системы. Принципиальное значение имело выдвинутое в работах В.Н. Небылицина положение об обратной зависимости между абсолютной чувствительностью и функциональной выносливостью нервной системы. Экспериментальное доказательство получил вывод о том, что функции передних отделов коры головного мозга выступают основой общих свойств нервной системы. Анализ этих структур показал их сложную многоуровневую организацию, представляющую собой физиологический базис индивидуально-психологических различий.

Дальнейшее развитие идей Б.М. Теплова и В.Н. Небылицина связано с проведением сопоставления свойств нервной системы с разнообразными психологическими различиями в динамике (психических процессов, состояний, свойств личности, видов деятельности). Так, в трудах Э.А. Голубевой доказаны принципы комплексного изучения общих и специальных способностей и задатков учащихся в сопоставлении с успешностью их обучения. К.М. Гуревич с позиции теории базовых свойств нервной системы исследовал проблему профессиональной пригодности человека и вытекающие из нее вопросы диагностики. В исследованиях В.М. Русалова открыты интегральные характеристики мозга, которые лежат в основе психической активности и саморегуляции, разработана теория темперамента.

Таким образом, экспериментальные исследования свойств нервной системы, механизмов коры головного мозга позволили установить связь между природными и индивидуальными различиями человека как субъекта деятельности, как личности.

Особую роль Б.М. Теплов сыграл в разработке проблемы способностей в контексте индивидуальности личности. Ученый предложил три признака способностей:

1) способности - это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого;

2) это только те особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности;

3) способности не сводятся к знаниям, умениям, навыкам, которые уже выработаны у человека, но могут обусловливать быстроту и легкость их приобретения.

Основой развития способностей являются задатки, понимаемые Б.М. Тепловым как анатомо-физиологические особенности. Но способности - не врожденные свойства, они развиваются в процессе той или иной деятельности, т.е. способности возникают в соответствии с конкретной деятельностью. Способности характеризуют возможность успеха в деятельности и в деятельности формируются. Структура способностей, по Б.М. Теплову, исходит из психологического анализа соответствующих видов деятельности. Ученый полагал, что успешность выполнения каких-либо видов деятельности может быть обеспечена не отдельной способностью, а лишь качественно своеобразным их сочетанием, которое характеризует данную личность, т.е. одаренностью. Причем успешность выполнения деятельности определяется во взаимосвязи одаренности с владением необходимыми знаниями и навыками.

Исследования Б.М. Теплова и его учеников позволяют определить сложившееся понимание способностей как индивидуально-психологических различий, которое нашло отражение в следующих положениях: нервная система имеет многоуровневую иерархическую организацию, представленную сложными взаимосвязями между общими и парциальными свойствами; нервная система является природной основой индивидуально-психологических различий; индивидуальные особенности нервных процессов обусловливают специфику индивидуальности человека, выраженную в деятельности; способности есть индивидуально-психологические особенности; структура способностей заключена в структуре конкретного вида деятельности; развитие способностей осуществляется в деятельности.

Сергей Леонидович Рубинштейн (1889-1960) раскрывает понимание способностей как индивидуальных особенностей личности и определяет их через механизм обобщения, т. е. способности - это обобщение психических способов осуществления деятельности. Таким образом, способности - это личностные образования, которые одновременно устойчивы и изменчивы: устойчивы, поскольку они присущи данной личности, составляют ее ярко выраженную определенность; изменчивы, потому что открыты в систему взаимодействия личности с миром. В итоге этого взаимодействия психологические способы, обобщаясь и закрепляясь в человеке, входят как строительный материал в развитие его способностей, образующих особый сплав исходных природных данных человека и результатов его деятельности. Природная сущность способностей, по С.Л. Рубинштейну, заключается в общих "родовых свойствах", присущих всем людям. Общие "родовые свойства" - психические процессы - и выступают основой развития способностей. Раскрывая вопрос о взаимоотношении способностей и врожденных, генетически обусловленных качеств, С.Л. Рубинштейн подчеркивает, что развитие способностей связано с врожденными анатомо-физиологическими особенностями организма, прежде всего нервного аппарата. Но эти врожденные механизмы представляют собой задатки, очень многозначные, которые обусловливают, но не предопределяют способности человека. На базе одних и тех же задатков у человека могут вырабатываться различные психические свойства в зависимости от деятельности, в процессе которой эти свойства не только проявляются, но и формируются. В деятельности складываются и отрабатываются способности.

Рассматривая вопрос о структуре способностей, С.Л. Рубинштейн выдвинул гипотезу, что "в состав каждой способности, делающей человека пригодной к выполнению определенной деятельности, всегда входят некоторые операции или способы действия, посредством которых эта деятельность осуществляется" [цит. по 18, с. 237]. Пока способность не вобрала в себя систему соответствующих общественно выработанных операций, она не является актуальной, реальной способностью.

Таким образом, структура способностей, по С.Л. Рубинштейну, включает два компонента: психические процессы, составляющие ядро способностей, и систему операций или обобщенных способов деятельности, которые регулируют качество этих процессов.

Общим принципом развития способностей, считает ученый, является движение по спирали: реализация возможности, которая представляет способность одного уровня, открывает новые возможности для дальнейшего развития, для развития способностей более высокого уровня.

Итак, вышеизложенные представления Б.М. Теплова и С.Л. Рубинштейна о природе способностей не совпадают: С.Л. Рубинштейн подчеркивает, а Б.М. Теплов не определяет связь способностей с психическими функциями, общими для всех людей.

С.Л. Рубинштейн уделяет внимание и проблеме соотношения общих и специальных способностей: "Обобщение и генерализация отношений является необходимым компонентом всех способностей, но в каждой способности происходит обобщение других отношений, другого материала …" [цит. по 18, с. 238]. Следовательно, механизмом возникновения специальных способностей, по С.Л. Рубинштейну, выступает процесс обобщения, который будет иметь высокую степень в одной конкретной деятельности и отсутствовать в другой.

Кроме того, С.Л. Рубинштейном разработан вопрос о единстве и взаимопроникновении одаренности и специальных способностей. Одаренность представлена внутри тех или иных специальных способностей и соотносится с исторически сложившимися видами деятельности. Одаренность конкретна по отношению к конкретным видам деятельности.

Таким образом, Б.М. Теплов и С.Л. Рубинштейн рассматривают способности как психические новообразования, проявляющиеся в деятельности и в ней же формирующиеся, т.е. способности фактически детерминированы средой, лишь в некоторой степени они определяемы анатомо-физиологическими задатками.

Дальнейшие исследования, выполненные Л.И. Анцыферовой, А.В. Брушлинским, А.М. Матюшкиным, Н.С. Мансуровым, К.А. Славской под руководством С.Л. Рубинштейна, заключались в раскрытии психологических механизмов мыслительных процессов, изучении закономерностей анализа, синтеза, обобщения, составляющих основу мыслительных способностей. Главный смысл этих работ - изучить не результат мыслительной деятельности, а сам процесс, который приводит индивида к самостоятельному решению, дает ему возможность делать новые обобщения. С.Л. Рубинштейн считал, что именно возможность индивида приходить к новым обобщениям и составляет ядро умственных способностей. Исходя из теоретических и экспериментальных исследований мышления автор пришел к выявлению структуры умственных способностей.

Исследования Льва Семеновича Выготского (1896-1934) и Бориса Герасимовича Ананьева (1907-1972) позволяют раскрыть структуру способностей и механизмы их развития.

Л.С. Выготский выделил органические (биологические) и культурные процессы развития высших психических функций, показал их тесную взаимосвязь и слитность в процессе онтогенетического развития. Ученый подчеркивал, что развитие высших форм поведения требует известной степени биологической зрелости, структуры в качестве предпосылки. Главное внимание Л.С. Выготский сосредоточил на роли знака и способе его употребления в ходе овладения субъектом своим поведением. Ученый сформулировал важное положение о том, что при исследовании высших психических функций необходимо изучить, как ребенок владеет той или иной функцией, например, не какой памятью он обладает, а как умеет использовать свою память.

Комплексное изучение психических функций позволило Б.Г. Ананьеву соотнести биологические и социальные компоненты психической деятельности. Психическая функция, по Б.Г. Ананьеву, есть сложное сочетание функциональных, операционных и мотивационных образований. Функциональные механизмы детерминированы онтогенетической эволюцией и природной организацией человеческого индивида. Операционные механизмы не содержатся в самом мозге - субстрате сознания, они усваиваются индивидом в процессе воспитания, образования, в общей его социализации и носят конкретно-исторический характер.

Таким образом, опираясь на положения Л.С. Выготского и Б.Г. Ананьева о природе психических функций, можно предположить, что структура способностей человека представлена биологическими и культурными компонентами, а в качестве механизмов их развития выступают функциональные и операционные компоненты.

Согласно вышеизложенным классическим отечественным исследованиям можно сделать выводы:

во-первых, природа способностей заключена в анатомо-физиологических особенностях;

во-вторых, основой природного развития способностей выступают познавательные процессы (функциональные компоненты);

в-третьих, механизмами социокультурного развития выступают обобщенные способы действия (операционные компоненты);

в-четвертых, способности рассматриваются как особая форма человеческой деятельности.

Таким образом, классические зарубежные и отечественные исследования, с одной стороны, едины в признании детерминации способностей биологической, психофизиологической составляющей и средовой, культурной составляющей, с другой стороны, различны в методологической направленности:

первые представлены тестологическими исследованиями,

вторые - процессуально-деятельностными.