Особенности развития памяти у детей младшего школьного возраста
3. Особенности развития памяти у детей младшего школьного возраста
В младших классах ученики запоминают большой по объему материал, затем его воспроизводят. Не владея приемами запоминания, дети стремятся к механическому запоминанию, что вызывает у них большие затруднения. Этот недостаток должен устранить учитель, обучая их рациональным приемам запоминания. В этом случае нужно, с одно стороны, учить приемам осмысленного запоминания, расчленяя учебный материал на смысловые единицы, группировать по смыслу, сопоставлять его и т.д. С другой стороны, формировать приемы воспроизведения, распределенного во времени, а также приемы самоконтроля по результатам запоминания.
Овладев приемами, способами запоминания, ученик учится более осмысленно, а его деятельность, становится произвольной, управляемой.
Важный прием деление текста на смысловые части, составление плана. Обычно такая работа взывает у учеников большие затруднения. Они не могут вычленить существенное, главное в каждом отрывке, а если и прибегают к делению, то только механически расчленяют запоминаемый материал с целью более легкого заучивания меньших по величине кусков текстов. Особенно трудно им делить текст на смысловые части по памяти, и делают они это лучше, лишь когда непосредственно воспринимают текст. Поэтому работа по расчленению текста должна начинаться с того момента, когда ученики в устной форме передают содержание картины, рассказа. Составление плана позволяет им осмыслить последовательность и взаимосвязь изучаемого, запомнить эту логическую последовательность и соответственно воспроизвести.
Необходимо учить ребенка другим способам запоминания, таким сопоставление и соотнесение. Соотносится обычно то, что нужно запомнить, с чем-либо уже хорошо известным, а сопоставляются отдельные части, вопросы внутри запоминаемого. Научившись сопоставлять и соотносить запоминаемый материал с использованием внешних средств (картин, предметов), ученик осваивает эти приемы и во внутреннем плане, находя сходство и различие между новым и старым материалом
Воспроизведение заученного материала для младшего школьника задача трудная. Она требует от него умения ставить цель, включать процессы мышления и осуществлять самоконтроль.
Вначале при воспроизведении ребенок пытается контролировать себя, заглядывая в учебник, т.е. использует узнавание, затем в процессе обучения формируется потребность в воспроизведения стихотворений, наконец, при воспроизведении текста.
Только к 3-му классу у ребенка развивается потребность в самоконтроле при любом заучивании и совершенствуется мыслительная деятельность ученика: учебный материал обрабатывается и в процессе мышления, что позволяет школьнику связно воспроизводить его содержание. Ко 2-3 классу продуктивность памяти интенсивно развивается на основе произвольного запоминания. Но оба вида памяти развиваются вместе и взаимосвязано.
Произвольное и не произвольное запоминание
Запоминание |
||
Непроизвольное |
Произвольное |
|
Играет большую роль в учебном процессе |
Еще не сформировано |
|
На быстроту и прочность запоминания сильно влияют эмоции, чувства. Быстро запоминаются стихи, сказки, которые вызывают яркие образы и сильные переживания. |
||
Увеличивается объем запоминания интересных текстов, сказок. |
В 1-м классе: - недостаточность самоконтроля; - количественная сторона повторения (сколько задано) на уровне узнавания. |
|
Увеличиваются осмысленность запоминания |
Приемы запоминания способствуют лучшему усвоению. |
Формирование приемов осмысленного запоминания:
· Многократное прочитывание
· Чередование прочитывания с воспроизведением.
· Возвращение к прочитанным частям текста с целью уяснения их содержания.
· Мысленное припоминание прочитанного, когда чтение текста полностью еще не закончено.
· Составление развернутого и свернутого плана.
· Выделение смысловых единиц и группировка материала (объединение и соподчинение его основных компонентов, расчленение посылок и выводов, сведение отдельных данных в таблицу и т.д.)
· Переход от одних элементов текста к другим и сопоставление их. Оформление результатов группировки в виде письменного плана
Воспроизведением младшие школьники начинают пользоваться при заучивании наизусть. Воспроизводят с опорой на текст, к припоминанию прибегают реже, так как оно связано с напряжением.
С возрастом дети при воспроизведении учебного материала усиливают его мыслительную обработку в плане систематизации обобщения. В результате они воспроизводят материал более свободно и связно.
Конкретно-образный характер памяти младших школьников особенно проявляется в сопоставлении, делении текста на части.
В процессе общего развития память становится более управляемой, обогащается и замещается мышлением. Развивается произвольное запоминание, хотя непроизвольное сохраняет свое значение, в зависимости от мотивов и условий каждый из видов запоминания может быть продуктивным[2].
Таким образом, дети младшего школьного возраста запоминают большой по объему информационный материал. Овладевают приемами запоминания, в этом им помогает учитель. Также учитель помогает сформировать приемы воспроизведения, приемами самоконтроля по результатам запоминания. Ребенок осваивает техниками сопоставления и соотнесения, что служит основой логического мышления.Заключение