Особенности развития речи и общения у детей с нарушением зрения

курсовая работа

Введение

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что развитие речи у детей старшего дошкольного возраста происходит со значительным отставанием от нормы. Уровень овладения обобщающими словами и выделения общих признаков предметов в сравнении с детьми с нормальным зрением значительно снижен, что затрудняет формирование предметно-практических действий сравнения, классификации предметов по общим или отдельным признакам. У них существуют трудности ориентации в признаках и свойствах предметов окружающего мира, а собственные сенсорные возможности ими не осознаются.

В последнее время возрастает число детей с различными зрительными патологиями. По данным Всемирной организации здравоохранения, в настоящее время в мире насчитывается около 150 млн. лиц со значительными зрительными расстройствами.

Степень разработанности проблемы.

С 20 - 30-х годов XX в. начинают появляться немногочисленные логопедические работы, специально посвященные нарушениям речи у детей с дефектами зрения (С. Стингфельд, 1928; М.Е. Хватцев, 1938; С.Л. Шапиро, 1972; А.Д. Шипило, 1964; С.В. Яхонтова, 1959).

В 60-70-е годы в логопедии наиболее активно стали вестись работы, связанные с системным изучением речевых расстройств. Значимую роль в развитии такого направления сыграли исследования специалиста в области логопедии Р.К. Левиной (1961). Значительную группу слабовидящих детей с общим недоразвитием речи удалось выделить С.Л. Коробко.

Одной из важнейших проблем коррекционной педагогики является изучение вопросов развития голоса и отдельных его акустических характеристик у детей. Исследованию данной проблемы посвящены работы Е.С.Алмазовой, Д.К.Вильсон, И.И.Ермаковой, И.Максимовой, О.В.Правдиной, С.Л.Таптаповой, Л.М.Телеляевой и др. Все акустические характеристики голоса играют важную роль в процессе общения. Такое свойство голоса, как его сила, оказывает существенное влияние на интонационное оформление устной речи, которое отражает не только эмоциональную сторону высказывания, но во многом и смысловую. Нарушения силы голоса, сужение границ динамического диапазона приводят к снижению разборчивости и внятности речи, вызывая затруднение ее восприятия окружающими.

Одна из специфических особенностей развития речи детей со зрительной патологией выражается в слабом использовании неязыковых средств общения - мимики, пантомимики, интонации (Л.С.Волкова, М.Заорска, Л.И.Солнцева, Р.А.Курбанов, и др.). Это отрицательно сказывается на выразительности речи в целом: речь становится монотонной, немодулированной, малопонятной для окружающих.

Отрицательное влияние расстройств силы голоса на коммуникативную функцию речи у детей с нарушением зрения обусловливает необходимость проведения специальной коррекционной работы по их устранению, а неразработанность этого вопроса определяет актуальность проблемы развития силы голоса у дошкольников с косоглазием и амблиопией. Севастьянова Е. В. Развитие силы голоса у старших дошкольников со стертой дизартрией и нарушением зрения в процессе проведения коррекционных занятий. - Режим доступа: [http://www.sworld.com.ua/index.php?option=com_content&task=view&id=5086].

Цель данной работы - рассмотреть особенности развития речи и общения у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.

Задачи:

1. Изучить научную, методическую литературу по исследованию речи у детей с нарушением зрения.

2. Провести теоретический анализ особенностей речевого развития детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.

3. Провести экспериментальное исследование особенностей речевого развития детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.

4. На основании теоретического анализа и эксперимента сделать выводы об особенностях речевого развития детей старшего дошкольного возраста с наушением зрения.

Объектом в данной работе выступает развитие речи у детей старшего дошкольного возраста.

Предметом - особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.

Гипотеза исследования заключается в том, зрительная депривация у детей старшего дошкольного возраста отрицательно сказывается на развитии речи.

В исследовании участвовали 10 детей в возрасте 6 - 7 лет.

База исследования: муниципальное дошкольное образовательное учреждение - детский сад № 82 г.Мурманск.

Методики : «Словесные ассоциативные ряды», Методика «Расскажи по картинке».

В работе были применены следующие методы исследования: анализ теоретической психолого-педагогической литературы, наблюдение, беседы.

Делись добром ;)