Особенности развития речи и общения у детей с нарушением зрения
2.1 Цель, задачи, гипотеза и методы исследования особенностей речи и общения у дошкольников с нарушением зрения
Цель данной работы - рассмотреть особенности развития речи и общения у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
Задачи:
1. Подобрать и описать методики исследования речи дошкольников с нарушением зрения.
2. Провести экспериментальное исследование особенностей речевого развития детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
3. На основании теоретического анализа и эксперимента сделать выводы об особенностях речевого развития детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
4. Предложить рекомендации по развитию речи и общения детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи.
Объектом в данной работе выступает развитие речи у детей старшего дошкольного возраста.
Предметом - особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
Гипотеза исследования заключается в том, зрительная депривация у детей старшего дошкольного возраста отрицательно сказывается на развитии речи.
В исследовании участвовали 10 детей в возрасте 6 - 7 лет.
База исследования: муниципальное дошкольное образовательное учреждение - детский сад № 82 г.Мурманск.
Методики исследования:
Методика «Словесные ассоциативные ряды» для исследования чувственных представлений, имеющихся в основе понятий, которые ребенок использует в своей речи.
В данной методике использование словесного стимульного материала провоцирует возникновение ассоциаций, характеризующих имеющийся у детей с патологией зрения образа предмета или явления.
Экспериментатор дает инструкцию: «В ответ на каждое из названных мною слов можешь назвать любые слова, которые пришли тебе в голову».
Результаты исследования по методике «Словесные ассоциативные ряды» демонстрируют, что наиболее точные центральные логические реакции даются детьми к словам-стимулам, отражающим конкретные понятия: «письмо», «лес», «гроза», «кровать», «лето».
Методика «Расскажи по картинке», для исследования связной монологической речи, словарного запаса и интонационной окраски речи детей с нарушениями зрения. Ребенку давалось задание придумать рассказ, историю или сказку, опираясь при этом на сюжетную картинку. Кожанова Н. С. Исследование сформированности коммуникативных умений дошкольников с нарушениями зрения// Специальное образование. - 2009. - № 2. - с. 20