Особенности развития речи и общения у детей с нарушением зрения

курсовая работа

2.2 Результаты экспериментального исследования

Изучение уровня владения детьми с нарушениями зрения коммуникативными средствами осуществлялось с помощью: наблюдения и методик «Словесные ассоциативные ряды», «Расскажи по картинке».

60 % детей обращаются к партнеру по общению самостоятельно.

40% - не вступают в речевой контакт до тех пор, пока он не будет инициирован сверстником или взрослым.

20% детей с нарушениями зрения практически не используют развернутые фразы ни в диалогическом общении, ни в монологическом высказываниях. Демонстрируют речевую пассивность. Их фразы порой неправильно выстроены, речь непоследовательна, сбивчива.

Наблюдения за речевым общением детей с нарушениями зрения позволило так же выявить тенденцию употребления некоторыми детьми слов неадекватно ситуации общения. У 40% детей исследуемой группы в процессе наблюдения не было отмечено случаев использования слов неадекватно ситуации общения. У 60% - такие случаи наблюдались неоднократно.

У значительного количества детей (60%) интонационная окраска речи бедная, маловыразительная.

В таблице 2.1 представлены характеристики детей по степени общения в коммуникативных ситуациях.

Таблица 2.1.

Общительность детей с нарушениями зрения в коммуникативных ситуациях

Общительность детей с нарушениями зрения

Количество детей с нарушениями зрения

Абсолютное число

В %

Общительные

3

30

Не очень общительные

5

50

Необщительные (малообщительные, замкнутые)

2

20

Тридцать процентов детей были отмечены как очень общительные, предпочитающие постоянное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Пятьдесят процентов детей не очень общительные, они в равной степени могут играть и с детьми и одни, общаются лишь с небольшим количеством детей.

Двадцать процентов - охарактеризованы как необщительные, замкнутые, предпочитающие играть одни, отдельно от других детей.

В ходе наблюдения было установлено, что дети с нарушениями зрения плохо владеют коммуникативными действиями саморегуляции, то есть управления своим поведением. Излагая свои мысли, они говорят громко, перебивают друг друга, не следят за своими жестами.

При общении дети не обращают внимания на реплики друг друга. Диалог как форма общения, является преобладающей у детей исследуемой группы, но значительная часть информации которой обмениваются дети, обычно остается невоспринятой, что отрицательно влияет на ход и результаты общения.

В таблице 2.2 представлены результаты наблюдений за общением детей с нарушениями зрения.

Таблица 2.2.

Результаты наблюдений за общением детей с нарушениями зрения

Основные критерии наблюдения

Использование развернутой фразы в высказываниях и при передаче информации

Способность инициировать контакт

Адекватность используемых слов

Богатство интонационной окраски речи и невербальных проявлений

Адекватность интонационной окраски речи и невербальных проявлений

часто

редко

не использует

способен

способен в редких случаях

всегда адекватно

есть случаи неадекватного использования

богатая, разнообразная

бедная, не выразительная речь

неадекватность интонирования и невербальных средств

адекватность невербальных проявлений интонирования

Количество детей (в %)

40

40

20

60

40

40

60

40

60

30

70

В результате проведенного исследования установлено. Что большинство детей имеют недостаточный уровень владения коммуникативными средствами.

Для выявления особенностей представлений дошкольников с нарушениями зрения о предметах и явлениях окружающего мира была использована методика «Словесные ассоциативные ряды».

Делись добром ;)