Особенности развития устойчивости внимания у детей младшего школьного возраста

курсовая работа

1.4 Развитие устойчивости внимания у младших школьников

Развитие устойчивости внимания у детей младшего школьного возраста - это одна из задач учителя, в том числе и родителей.

Игровой элемент в обучении и развитии детей младшего школьного возраста все еще играет значимую роль. А значит, и развивать устойчивость внимания у младших школьников мы можем с помощь игр Игры - обучение, тренинг, досуг./ Под ред. В.В. Петрусинского. Москва, 1994, с. 5-18. Например: Упражнение «Селектор» на развитие концентрации, устойчивости внимания. Для упражнения выбирается один из участников игры - «приемник». Остальная группа - «передатчики» - заняты тем, что каждый считает вслух от разных чисел и в разных направлениях. «Приемник» держит в руке жезл и молча, слушает. Он должен поочередно настроиться на каждый «передатчик». Если ему сложно услышать тот или иной «передатчик», он может повелительным жестом заставить его говорить громче. Если ему слишком легко, он может убавить звук. После того как «приемник» достаточно поработает, он передает жезл своему соседу, а сам становится «передатчиком». В ходе игры жезл совершает полный круг.

Упражнение «Ладошки» также развивает устойчивость внимания. Участники садятся в круг и кладут ладони на колени соседей: правую ладонь на левое колено соседа справа, а левую ладонь на правое колено соседа слева. Смысл игры заключается в том, чтобы ладошки поднимались поочередно, то есть пробегала «волна» из поднимающихся ладошек. После предварительной тренировки ладошки, поднятые не вовремя или не поднятые в нужный момент выбывают, из игры.

На развитие устойчивости внимания направлена и игра «Кто внимательный?». В ходе урока дети получают задание поставить перед собой две фишки, обозначающие твердый и мягкий согласные звуки. После синей фишки - поставить гласные буквы, которые пишутся после твердых согласных, а после зеленой - те гласные, которые пишутся после мягких. Буквы так же выкладываются на доске. Когда задание выполнено, начинается игра. Ученики закрывают глаза, а учитель быстро переставляет две буквы одного ряда. Дети должны угадать, что изменилось. И так повторить несколько раз. При изучении новых букв даются следующие задания. Для сильных детей на бланке напечатаны буквы в случайном порядке. В каждой строке примерно 30 букв. Ребенок должен среди букв обнаружить слова. Он должен их отыскать и подчеркнуть: ФПИТЗМКУНЗНИАКОТЕЛМАРТПОМЯЧ. А для слабых: среди ряда букв найти и подчеркнуть нужную букву.

Методом повышения устойчивости внимания у младших школьников на уроках русского языка является комментированное письмо Левитина С.С. Можно ли управлять вниманием школьника? Москва, 1980, с. 94 («словарный диктант с комментированием»). Суть его заключается в следующем.

Учитель читает вслух слово. Затем вызывает нескольких учащихся, каждый из которых называет поочередно приставку, корень, суффикс, окончание, объясняя попутно их правописание. Если ученики еще незнакомы с таким разбором слова, можно попросить их назвать, сколько слогов в слове, сколько гласных букв, сколько согласных, сколько звуков и т.п. После этого учитель предлагает детям взять ручки и записать прокомментированное слово. Затем следует напоминание учащимся, чтобы они положили ручки, и начинается работа над следующим словом.

Этот методический прием хорошо известен педагогам. Но он становится способом, диагностирующим и развивающим внимание только в том случае, если выполняются следующие условия:

- учитель читает каждое слово только один раз;

- учащиеся могут взять ручки только после прослушивания комментариев;

- учитель внимательно следит за тем, чтобы учащиеся не заглядывали в тетради друг к другу.

В целях соблюдения двух последних условий рекомендуется привлекать ассистентов. Если учащийся не может записать слово после комментариев, ему разрешается сделать прочерк. При этом детей предупреждают, что прочерк приравнивается к ошибке. Перед началом работы, несмотря на то, что комментированное письмо - вид работы, известный учащимся с 1-го класса, целесообразно показать на нескольких примерах, как надо выполнять задание.

Комментированное письмо - достаточно сложная деятельность. Анализируя ее, психологи выделяют несколько основных стадий этой деятельности, соблюдение которых обеспечивает безошибочность ее выполнения:

1) первичное восприятие произносимого слова;

2) самостоятельный анализ правописания орфоэпического образа слова;

3) прослушивание комментариев;

4) представление орфографии слова в соответствии с комментированием;

5) уточнение первичного анализа правописания с комментированием;

6) проверка написанного слова в соответствии с комментированием.

Анализ количественных данных (числа учащихся, безошибочно выполнивших работу, допустивших определенное количество ошибок) дает информацию о качестве сосредоточенности и устойчивости внимания учащихся.

Делись добром ;)