Особенности самоотношения сирот в юношеском возрасте

дипломная работа

1.1 Современные психологические подходы к изучению самоотношения в отечественной и зарубежной науке

В психологии представлено огромное количество исследований, в которых установлена тесная связь между отношением личности к себе как к субъекту жизненных отношений и ее поведением. В них отмечается, что высокое самоуважение личности выступает условием ее максимальной активности, продуктивности в деятельности, реализации творческого потенциала, влияет на свободу выражения чувства, уровень самораскрытия в общении. Позитивное устойчивое самоотношение лежит в основании веры человека в свои возможности, самостоятельность, энергичность, связано с его готовностью к риску, обусловливает оптимизм в отношении ожидания успешности своих действий в ситуации неопределенности [2, с. 10].

Негативное самоотношение является источником различных трудностей в общении, поскольку человек с таким отношением к себе заранее уверен в том, что окружающие плохо к нему относятся. Проблема достоинства, ценности своего «Я» почти полностью поглощает его внимание, в связи с чем уровень активности человека излишне повышается, затрудняя тем самым выбор адекватного способа взаимодействия, его поведение становится ригидным [3, с. 3].

Самоотношение в отечественной и зарубежной литературе рассматривается, в качестве одного из аспектов самосознания наряду с самопознанием и самоконтролем либо в качестве одного из видов человеческих отношений наряду с субъект-субъектными и субъект-объектными отношениями. Проблема самоотношения личности затрагивалась еще в работах психологов гуманистического направления, однако наиболее детально данный феномен стал изучаться отечественными психологами-фундаменталистами (В. Н. Мясищев А. Ф. Лазурский, В. В. Столин и др.), работы которых, послужили источником для последующих научных открытий [2, с. 25].

Впервые в отечественной психологической литературе термин «самоотношение» в качестве самостоятельной психологической категории, не сводимой ни к самопознанию, ни к самосознанию, ни к эмоциональному отношению к себе или действиям относительно самого себя, был применен Н.И. Сарджвеладзе в 1974 г. и описан через категорию установки как общего и единого механизма формирования всей системы отношений человека, в которую самоотношение включено как структурный элемент. Самоотношение ощущается субъектом как некое общее интегральное чувство «за» или «против» собственного Я [4, с. 7].

Проведенный анализ работ зарубежных авторов показал, что большинством из них принимается позиция, согласно которой самоотношение является целостным одномерным универсальным образованием, выражающим степень позитивного отношения индивида к собственному представлению о себе, состоящих из частных самооценок.

В советской психологической литературе самоотношение представляет собой «переживание, относительно устойчивое чувство, пронизывающее самовосприятие и «Я-образ».

В работе И.И. Чесноковой самоотношение предстает как вид эмоциональных переживаний разной степени осознанности, в которых отражается собственное отношение личности к тому, что она узнает, понимает, открывает относительно самой себя, т.е. самые разнообразные самоотношения [5, с. 47].

На сегодняшний день в психологической науке нет единого и однозначного определения понятия «самоотношение» и его места в структуре личности. Анализ работ, посвященных изучению отношения человека к себе, позволяет говорить о большом количестве используемых для описания его содержания терминов. К ним относят следующие: обобщенная самооценка, самоуважение, самопринятие, эмоционально-ценностное отношение к себе, самоуверенность, чувство собственного достоинства, аутосимпатия, самоценность, собственно самоотношение и др.

Рассмотрим подробнее, какие в психологии существуют подходы к определению «самоотношение».

В.В. Столин самоотношение рассматривает как лежащее на поверхности сознания, непосредственно-феноменологическое выражение личностного смысла «Я» для самого субъекта, являющееся результатом и интегратором механизмов личностного самосознания;

С.Р. Пантилеев определяет самоотношение как эмоционально-оценочную подсистему самосознания личности, выражение смысла «Я» для субъекта;

По мнению И.С. Кона самоотношение - это итоговое измерение «Я», выражающее меру принятия или непринятия индивидом самого себя, производное от совокупности отдельных самооценок;

И.И. Чеснокова, считает что, самоотношение это вид эмоциональных переживаний, в которых отражается отношение личности к себе, центральное звено ее внутреннего психического мира [6, с. 51].

На основе изученной литературы по исследуемой проблеме, было сформулировано следующее определение самоотношения: Самоотношение - система эмоционально-ценностных установок в адрес собственного «Я». Оно рассматривается как многомерное динамическое образование, в структуру которого входят такие компоненты как «позитивное отношение к себе» (самоуважение и аутосимпатия) и «негативное отношение к себе» (самоуничижение).

Н. И. Сарджвеладзе, в своей книге «Личность и ее взаимодействие с социальной средой», выделяет трехкомпонентное строение самоотношения.

Оно включает в себя когнитивный, эмоциональный и конативный компоненты [4, c. 69].

Рассмотрим подробно каждый из компонентов.

1. Когнитивный компонент. Когнитивный компонент самоотношения включает в себя самооценку, так как задача «работы» самосознания и самопознания заключается не только в том, чтобы принимать себя в расчёт в процессе активности и знать что-то о себе, но и в том, чтобы оценить свои свойства и возможности по определенным критериям («хороший - плохой», «годный - негодный» и т. д.). Путем процессов самопознания личность стремится понять не только то, кто она есть, но и какова она есть, не только то, что она сделала, но и что и как она может сделать.

2. Эмоциональный компонент. Самоотношение, включает в себя эмоциональный компонент. Человек не только знает что-то о себе, но может любить или презирать себя по поводу знаемого. Этот компонент включает в себя такие понятия как: аутосимпатии, самоуважения, самовосхищения, неудовлетворенностью самим собой и т. д.

3. Конативный компонент. Этот компонент выступает в качестве внутренних действий в собственный адрес или как готовность к таким действиям. Включает в себя такие действия как: манипуляторно - инструментальное и диалогическое отношения к себе, самоуверенность, самопоследовательность, самоприятие (одобрение самого себя, доверие к себе и самосогласие) и самообвинение, самоснисходительность, самоконтроль, ожидаемое отношение от других и самопредставление другому и т. д. Мотивационным импульсом таких действий в адрес себя является стремление владеть самим собой, держать бразды правления собственным внутренним миром в своих руках. [6, с. 71].

Отечественные психологи В.В.Столин, И.И.Чесноковой, Е.П.Никитина обозначают следующие компоненты самоотношения, образующие структуру: самопринятие, самоуважение, интерес к себе, самолюбие, самоудовлетворенность, самоутверждение.

В системе позитивного самоотношения выделяется две подсистемы: система самооценок, основанная на сравнении себя с другими (самоуважение) и система эмоционально-ценностного отношения к себе, основанная на сравнении себя с самим собой (аутосимпатия). При неблагоприятном стечении обстоятельств возможно развитие противоположных характеристик - неприятия себя, неуважения, отсутствия интереса к себе, нарастания внутренних конфликтов и чувства вины, которые в целом интегрируются в негативное самоотношение [6, c.77].

К наиболее употребляемым категориям, раскрывающим сущность отношения человека к себе, можно отнести четыре: «общая» или «глобальная самооценка», «самоуважение», «самоотношение» и «эмоционально-ценностное отношение к себе» [2, с. 15].

Рассмотрим каждую из категорий более подробно.

Одним из важнейших факторов, влияющих на поведение индивида, является его самооценка. То, как человек относится к себе, непосредственным образом влияет на его поведение и отношение к другим. Большой психологический словарь дает следующее определение самооценки: Самооценка (англ. Self - esteem) - ценность значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности [7, c.485].

«Глобальная самооценка» стала предметом психологического анализа благодаря изданным в конце XIX века работам У. Джеймса, определившего понятие самооценки через соотношение реальных достижений индивида и его притязаний, то есть как результат сопряжения Я реального и Я идеального [8, с. 64].

Самооценку Джеймс разделил на 2 типа: самодовольство и недовольство собой. Им так же была высказана мысль, что важным компонентом образа «Я» личности является самоуважение - определяется отношением действительных её достижений к тому, на что человек рассчитывает. Им была предложена формула, где числитель выражал реальные достижения индивида, а знаменатель - его притязания.

Уровень притязаний - это тот практический результат, которого субъект рассчитывает достичь в работе.

В своей практической деятельности человек обычно стремится к достижению таких результатов, которые согласуются с его самооценкой, способствуют ее укреплении, нормализации. Взаимосвязь между самооценкой и уровнем притязания определил У.Джеймс в формуле, которая стала классической.

успех

самоуважение = ----------------

притязание

При увеличении числителя и уменьшении знаменателя дробь, возрастает. Поэтому человеку для сохранения самоуважения в одном случае необходимо приложить максимальные усилия и добиться самоуважения, что часто является трудной задачей; другой путь - снижение уровня притязаний, при котором самоуважение даже при скромных успехах не будет потеряно [9,c.221 - 222].

За рубежом термин «глобальная самооценка» является одним из самых устоявшихся в психологии. С. Куперсмит называет самооценкой отношение индивида к себе, которое складывается постепенно и приобретает привычный характер; оно проявляется как одобрение или неодобрение, степень которого определяет убежденность индивида в своей самоценности, значимости [10, с. 356].

В отечественной психологии изучением глобальной или обобщенной самооценки занимался И.С. Кон, в его понимании самооценка «является общим знаменателем, итоговым измерением «Я», выражающим меру принятия или непринятия индивидом самого себя, положительное или отрицательное отношение к себе, производное от совокупности отдельных самооценок». А в свою очередь самопринятие определяется им как «принятие себя как уникальной индивидуальности, обладающей не только достоинством, но и слабостями и недостатками» [11, с .69].

По мнению М. Розенберга, самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу «Я». Соответственно, низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности [2, с. 57].

Близким к данному пониманию самоотношения в зарубежной психологии является взгляд на отношения человека к себе, разрабатываемый в рамках теории «Я»-концепции. «Я-концепцией» принято обозначать совокупность всех представлений индивида о себе [9, с. 216].

В соответствии с вышеизложенным пониманием Я-концепции, традиционно выделяется три ее компонента (когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий):

1. Образ «Я» - представления индивида о самом себе;

2. Самооценка -- аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа «Я» могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением;

3. Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом «Я» и самооценкой [9, c. 217].

Позитивная Я-концепция приравнивается Р.Бернсом к позитивному отношению к себе, к самоуважению, принятию себя, ощущению собственной ценности; синонимами же негативной Я-концепции являются негативное отношение к себе, неприятие себя, ощущение своей неполноценности.

Предметом самовосприятия и самооценки индивида может быть его тело, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений. В соответствии с чем выделяется система частных самооценок [12, c. 87].

Итак, глобальная самооценка является тем психологическим понятием, в котором наиболее детально отображена такая сторона отношения человека к себе как его чувство в адрес «Я». Это чувство является устойчивым психическим образованием и обнаруживает себя как личностная черта. Относясь к ядру личности, самооценка является важным регулятором ее поведения. Уже сложившаяся самооценка есть результат постоянного сопоставления того, что личность наблюдает в себе, с тем, что видит в других людях. Человек, уже зная кое-что о себе, присматривается к другому человеку, сравнивает себя с ним, предполагает, что и тот не безразличен к его личностным качествам, поступкам, проявлениям, и все это входит в самооценку личности и определяет ее психологическое самочувствие.

Самоуважение - это личностная характеристика, складывающаяся на основе отношения других [13, c. 354].

Можно выделить два подхода к определению содержания самоуважения как установочного по своей природе образования:

1. Самоуважение как общая установка личности в отношении своей ценности. Под самоуважением при этом понимается позитивная или негативная установка, обращенная на специфический объект, называемый «Я», включающая в себя познавательный (знание о себе, представление о своих качествах, свойствах), эмоциональный (оценка этих качеств и связанные с ней чувства в отношении себя) и практический компоненты;

2. Самоуважение как эмоциональный компонент установки.

Обращаясь к строению самоотношения можно утверждать, что его структура чаще всего описывается как состоящая из трех измерений: позитивного оценочного самоотношения (самоуважение), позитивного эмоционального самоотношения (аутосимпатия) и негативного самоотношения (самоуничижение). Вместе с тем как самоуважение, так аутосимпатия и самоуничижение являются сложными по своему строению образованиями, включают в себя целый ряд различных по своему содержанию модальностей [13, c. 355].

По результатам исследования С.Р.Пантилеева, самоуважение состоит из «открытости», «самоуверенности», «саморуководства» и «отраженного самоотношения», аутосимпатия - из «самоценности», «самопринятия» и «самопривязанности», а самоуничижение - из «самообвинения» и «внутренней конфликтности».

Самоуважение выражает установку одобрения или неодобрения и указывает, в какой мере индивид считает себя способным, значительным, преуспевающим и достойным. Самоуважение -- это личное ценностное суждение, выраженное в установках индивида к себе. Человек с высоким самоуважением считает себя не хуже других, верит в себя и в то, что может преодолеть свои недостатки. Низкое самоуважение, напротив, предполагает устойчивое чувство неполноценности, ущербности, что оказывает крайне отрицательное воздействие на эмоциональное самочувствие и социальное поведение личности [11, c. 126].

Следующей категорией является «самоотношение». Н.И. Сарджвеладзе определяет самоотношение им как отношение субъекта потребности к ситуации ее удовлетворения, которое направленно на самого себя [4, с.177].

Самоотношение личности понимается как сложное когнитивно-аффективное образование, зрелость которого определяется качеством взаимосвязи и степенью согласованности его составляющих. Его структура рассматривается как состоящая из двух компонентов: рационального отношения к себе как субъекту социальной активности («образ - Я») и эмоционально-ценностного отношения к себе - переживания и оценки собственной значимости как субъекта социальной активности, образующих рефлексивное «Я». В результате взаимодействия указанных компонентов с потребностно - мотивационной сферой личности отношение к себе включается в процесс деятельностной и личностной саморегуляции, стимулирует развитие познавательной и личностной субъектности человека [14, c. 187].

По мнению А.П. Корнилова, позитивное устойчивое самоотношение лежит в основании веры человека в свои возможности, самостоятельность, энергичность, связано с его готовностью к риску, обусловливает оптимизм в отношении ожидания успешности своих действий в ситуации неопределенности [15, с.156].

В исследованиях С.Г. Якобсона и Г.И. Моревой было установлено, что люди с позитивным самоотношением менее поглощены своими внутренними проблемами, гораздо реже страдают психосоматическими расстройствами. Многими авторами самоотношение рассматривается как фактор психического здоровья и обращается внимание на то, что сфера самоотношения поражается одной из первых при психических заболеваниях [16, c. 117].

Негативное же самоотношение, по мнению С. Куперсмита, является источником различных трудностей в общении, поскольку человек с таким отношением к себе заранее уверен в том, что окружающие плохо к нему относятся. Проблема достоинства, ценности своего «Я» почти полностью поглощает его внимание, в связи с чем, уровень активности человека излишне повышается, затрудняя тем самым выбор адекватного способа взаимодействия, его поведение становится ригидным [2, c. 118].

«Эмоционально - ценностное самоотношение». В психологической литературе самоотношение личности определяется также как эмоциональный компонент самосознания. Отношение личности к себе как аффективная составляющая самосознания чаще всего возникает в силу того, что его когнитивная составляющая не воспринимается человеком безразлично. Наиболее распространенным понятием, с помощью которого описывается эмоциональный компонент самосознания, является термин «эмоционально-ценностное самоотношение».

Теоретические основы понимания самоотношения как компонента самосознания были заложены И.И. Чесноковой, которая ввела в научный обиход понятие «эмоционально-ценностное самоотношение». Она определила эмоционально-ценностное самоотношение как специфический вид эмоционального переживания», в котором отражается собственное отношение личности к тому, что она узнает, понимает, «открывает» относительно самой себя [5, c. 33].

Формирование самоотношения как аффективного компонента самосознания осуществляется на двух уровнях самопознания. На первом уровне эмоционально-ценностное самоотношение возникает как результат соотнесения человеком себя с другими людьми. В этом случае при познании себя человек преимущественно опирается на внешние моменты. Итогом такого самопознания являются единичные образы самого себя и своего поведения, которые как бы привязаны к конкретной ситуации. Здесь еще нет целостного, истинного понимания себя, связанного с осмыслением своей сущности. Ведущими формами самопознания в рамках сравнения «Я-другой» являются самовосприятие и самонаблюдение. На втором, более зрелом уровне самопознания, формирование самоотношения осуществляется в рамках сравнения «Я-Я» посредством внутреннего диалога. Ведущими формами такого самопознания являются самоанализ и самоосмысление. Таким образом, третьим важнейшим аспектом рассмотрения самоотношения является его изучение как компонента самосознания. Наиболее часто при этом для обозначения самоотношения как структурной составляющей самосознания используется понятие «эмоционально-ценностное самоотношение» [5, c. 35].

Эмоционально-ценностный характер самоотношения подчеркивают И.И.Чеснокова, В.В.Столин, Т.В.Архиреева. Показано, что природа самоотношения не замыкается внутренним пространством личности и ее самосознания, а через мотивы связывается с реальной жизнедеятельностью субъекта, выполняя одну из своих основных функций - интеграцию отдельных эмоциональных оценок личности и их выражение в виде общего смысла «Я».

Таким образом, вслед за И.И. Чесноковой, В.В. Столиным, С.Р. Пантилеевым, В.И. Слободчиковым, И.С. Коном мы рассматриваем самоотношение как фундаментальное, стержневое психологическое образование самосознания личности, значительно влияющее на формирование содержательной структуры и формы проявления целой системы других психических образований, относящихся к сфере самосознания.

Самоотношение выполняет следующие функции:

Функция «зеркала» (отображения себя). Человек со способом своей жизнедеятельности не только отражается в сознании окружающих, но и это «зеркало» переносится вовнутрь, отображая личность как во внешнем (физическое самоотображение), так и во внутреннем плане.

Функция самовыражения и самореализации. Система самоотношения выполняет главную роль в активности личности, направленной на самовыражение и самореализацию.

Функция сохранения внутренней стабильности «Я». Эта функция самоотношения осуществляется по мере и в силу той тенденции к внутренней согласованности к конгруэнтности, которая свойственна когнитивным представлениям о себе, эмоциональным реакциям относительно своих проявлений и действий, адресованных себе.

Функция интракоммуникации. Социальная природа личности заключается не только в том, что она включена в процесс постоянного взаимодействия с социальным миром, но и в том, что для себя самой личность выступает в роли социума, взаимодействуя с самой собой и «разыгрывая» коммуникационные процессы на «сцене» внутренней жизни. Базой для таких интракоммуникационных процессов является система самоотношений.

Функция саморегуляции и самоконтроля. Лишь имея сложившиеся представления о себе и определенным образом, относясь к себе, личность способна регулировать и контролировать свою деятельность.

Функция психологической защиты. При получении информации, представляющих угрозу сложившимся представлениям о собственном «Я», и при жизненной неудаче или различающихся по степени интенсивности психотравмах защитные механизмы личности могут быть направлены на рационализацию, создание образа «фальшивого я» и т. д.[4, c. 147].

Итак, самоотношение личности является сложноструктурированным психическим образованием, отражающим эмоциональную позицию личности по отношению к себе. Анализ психологических исследований самоотношения, выполненных отечественными и зарубежными авторами, показывает, что самоотношение является стержневым психологическим образованием, состоиящий из трех компонентов: когнитивного, эмоционального и конативного. Выполняет следующие функции: отображения себя, саморегуляции и самоконтроля, психологической защиты. К наиболее употребляемым категориям, раскрывающим сущность понятия, можно отнести четыре: «общая» или «глобальная самооценка», «самоуважение», «самоотношение» и «эмоционально-ценностное отношение к себе».

Обобщение точек зрения отечественных исследователей позволило нам конкретизировать определение понятия самоотношение, которое мы понимаем как сложно - структурированную, трехуровневую, динамическую, эмоционально-оценочную подсистему самосознания личности.

Делись добром ;)