logo
Особенности формирования и функционирования социальной группы на примере классного коллектива учеников старшего школьного возраста

1.3 Методы изучения групп в социальной психологии

Конкретные методы (метод исследования - способ, путь получения необходимой информации о социально-психологическую реальность) в социальной психологии направлены на изучение социально-психологических проявлений личности в межличностных отношениях, групповых процессах и др. Совокупность научных методов сбора, обработки и анализа социально-психологических фактов позволяет реализовать цели и задачи социально-психологического исследования.

Основными источниками информации о социально-психологическом явлении являются параметры реальных поступков и поведения личности и группы, особенности индивидуального и группового сознания, характеристики продуктов материальной и духовной деятельности участников коммуникативного процесса, ситуации социального взаимодействия и др. Полученная в процессе исследования социально-психологическая информация должна быть качественной, т.е. соответствовать требованиям надежности (стабильности результатов при повторных экспериментах разных исследователей), обоснованности (пригодность метода исследовать именно те качества объекта, которые изучаются), точности (чувствительность использованных методик к измерению исследуемых качеств).

К главным методам социально-психологического исследования относятся: метод наблюдения, метод опроса, метод тестирования, метод групповой оценки личности, метод эксперимента, метод изучения документов, метод социометрии.

1. Метод наблюдения. Его значение и ценность обусловлена черпанием материала непосредственно из жизни при наблюдении за психической деятельностью индивидов во взаимодействии с другими, которая проявляется в их движениях, действиях, поступках, высказываниях, оценках. Он является одним из эмпирических методов социально-психологического исследования, который проявляется в чувственном познании явления или исследуемого предмета. Сущность его заключается в систематическом и целенаправленном восприятии, фиксации психических явлений с целью изучения их специфических изменений при определенных условиях, анализа и использования в практической деятельности. Этот метод широко используется в социальной психологии для изучения процессов восприятия и взаимовлияния, анализа социально-психологической среды, социокультурной программы поведения партнеров по взаимодействию и тому подобное.

Научное наблюдение должно происходить за соблюдением таких правил и требований:

- любое социально-психологическое исследование, стремящийся к объективности, заключается в определении круга исследуемых фактов и их наблюдении;

- выбор способа наблюдения;

- составление плана и программы исследования;

- направленность наблюдения на важные явления, обособление существенного от несущественного, главного от второстепенного;

- объективная и точная регистрация фактов социально-психологической реальности, формулировка из них выводов;

- ведение журнала наблюдений и регистрации событий, стенограмм, протоколов и др., в которых необходимо фиксировать не только факты, характеризующие действия, поступки, поведение индивидов, но и условия, в которых они происходили;

- проверяя обоснованность и надежность полученных результатов, следует прибегнуть к повторным аналогичным наблюдениям (на том же объекте и в тех же условиях);

- наблюдение необходимо по возможности повторять в разное время, в разных условиях и ситуациях.

Преимущество метода наблюдения по сравнению с другими состоит в том, что психика проявляется в естественных условиях, т.е. наблюдение дает информацию о действиях индивидов независимо от их установок на "желаемое", "утверждаемое" поведение.

Учитывая статус наблюдателя психологическое наблюдение подразделяют на следующие виды: включенное наблюдение (предполагает, что исследователь на время становится участником группы - объекта исследования); исключенные наблюдения (наблюдения "со стороны": наблюдатель не является участником группы - объекта наблюдения). В зависимости от функциональных позиций наблюдателя относительно объектов наблюдения выделяют открытое (исследуемые знают, что они являются объектом наблюдения) и скрытое (испытуемые не подозревают о наблюдении за их поведением и деятельностью) наблюдение. По факторам регулярности наблюдения разделяют на систематическое (исследователь посещает исследуемый объект в течение определенного времени) и эпизодическое. Наблюдение может быть также сплошным, когда фиксируются все проявления психологической деятельности на протяжении определенного времени и выборочным, когда регистрируются только те явления, которые непосредственно касаются вопроса, который изучается.

2. Метод опроса. Этот метод является чрезвычайно распространенным в социально-психологических исследованиях и используется для выяснения, понимания изучаемых конкретных задач, жизненных ситуаций, а также с целью получения информации об интересах, взглядах, чувствах, мотивах деятельности и поведения личности. Опрос основан на непосредственном (беседа, интервью) или опосредованном (анкетирование) социально-психологическом взаимодействии исследователя и опрашиваемого (респондента). Беседа позволяет получить информацию на основе вербальной (словесной) коммуникации. При анкетном методе, в отличие от метода беседы, не обязателен личный контакт. Используется опросный лист, который является совокупностью упорядоченных по содержанию и форме вопросов.

Метод анкетирования позволяет собрать много материала, изучить большое количество человек. Недостаток его - в зависимости информации от наличия или отсутствия установки в опрошенных на искренность в ответах, способности респондента объективно оценивать поступки людей, ситуации, свои качества и качества других.

3. Метод тестирования. С его помощью устанавливают психологические качества человека, наличие или отсутствие определенных способностей (дидактических, коммуникативных, организационных), навыков, умений. Главным инструментом при использовании этого метода является тест.

Тест (англ. test - проба, экзамен, испытание) - специально разработанные задания и проблемные ситуации, использование которых в результате количественной и качественной оценки может стать показателем развития определенных психологических качеств, свойств личности.

Современная психодиагностика использует такие основные виды тестов:

- тесты интеллекта (задачи на логические отношения, обобщение, сообразительность);

- тесты достижений (речь идет о выявлении степени конкретных знаний);

- личностные тесты (с целью изучения характеристик личности, ее психологических качеств);

- проективные тесты (используется в процессе исследования свойств и характеристик, в существовании которых человек полностью не уверен, не осознает или не хочет признавать у себя, например, черты, мотивы);

- тесты креативности (с их помощью исследуют развитие творческих способностей).

По форме тестовые методы разделяют на вербальные, невербальные и смешанные, Эффективность их зависит от правильности использования тестов, соблюдения условий психологического тестирования: правильно примененный тест позволяет собрать за короткий срок много ценного материала для качественного психологического анализа, что повышает производительность исследовательской работы.

4. Метод групповой оценки личности. Построен он на феномене групповых представлений о каждом участнике группы в результате познания людей в процессе их совместной деятельности и общения. Предусматривает получение характеристики человека во время взаимных оценок с использованием приемов непосредственного оценивания по n-балльной шкале, ранжирования (последовательное размещение) качеств, попарного их сравнения и др..

5. Метод эксперимента. Его преимущество заключается в том, что исследователь сам инициирует явления, которые его интересуют, а не ждет их появления. Эксперимент реализуется как организованное исследователем взаимодействие между исследуемым или группой исследуемых и экспериментальной ситуацией с целью установления закономерностей этого взаимодействия и переменных, от которых она зависит. Психологический эксперимент может быть естественным (базируется на управлении поведением исследуемых в естественных условиях, то есть в специальных экспериментальных условиях, которые не нарушают обычного хода событий) и лабораторным (исследование в искусственных условиях, с использованием измерительной аппаратуры, приборов и другого экспериментального материала).

Правильно организованный и всесторонне проанализированный эксперимент позволяет максимально предусмотреть развитие ситуации в, так сказать, штатных условиях.

6. Метод изучения документов. Традиционно документами считают специально созданные предметы, предназначенные для передачи и хранения информации. Ими может быть любая информация, содержащая данные об отношениях в группе, влияние трудовой деятельности на человека и т.д. В психологической литературе документы подразделяют на типы:

- по статусу: официальные (правительственные материалы, постановления, статистические отчетные архивы, приказы и др.) и неофициальные (анкеты, жалобы, мемуары, письма, фотографии);

- по форме: письменные тексты (печатные, машинописные, рукописные); фонетические (магнитные записи, пластинки, лазерные диски); иконографические (кино-, видео-, фотодокументы, произведения живописи);

- по источнику информации: первичные (созданные на основе прямого наблюдения или непосредственного опроса) и вторичные (обработанная и обобщенная первичная информация);

- по степени персонификации: личные (автобиография, личные карточки, характеристики, заявления, анкеты, жалобы); безличные (отчеты, протоколы, архивные документы).

Работа с документами требует от исследователя специальной подготовки.

Особенно важны умение определить достоверность представленной в документах информации (выяснить, с какой целью составлен документ, кто его автор и инициатор; проанализировать намерения лиц, которые составили документ; выделить описание событий и их оценку; установить, был ли автор документа свидетелем зафиксированного события, передал его со слов других или составил документ на основании данных, полученных от других лиц и т.д.).

7. Метод социометрии. Этот метод основан американским социальным психологом Джекобом (Якобом) Морено (1892-1974) для исследования эмоционально-психологических отношений в малой социальной группе. Его процедура направлена на опрос каждого участника малой группы с целью установления возможности его участия (неучастия) в определенном виде совместной деятельности или ситуации. Конечные результаты использования социометрии могут быть представлены в форме социоматрицы, социограммы, которые графически воспроизводят структуру отношений в группе или социометрических индексов, количественно отражают психологические взаимоотношения в группе. Метод социометрии имеет и определенные недостатки, поскольку при его применении невозможно узнать о мотивах межличностных предпочтений или возражений. Нередко его результаты искажаются неискренними ответами.

В социальной психологии используют и другие методы и методики для исследования социальных групп: шкалы измерения социальных установок, аппаратурный метод т.д.

Для получения достоверных сведений целесообразно одновременно использовать несколько методов: если их результаты совпадают, это повышает уверенность в правильности сделанных выводов.