Особенности функционирования психологических защит и копинг-стратегий у девочек-подростков, злоупотребляющих ПАВ с аддиктивным поведением и зависимостью

диссертация

1.2 Хронология образования защитных механизмов и возрастная периодизация развития ребенка

На сегодняшний день хронология защитных механизмов в онтогенезе остается сравнительно не выясненной. Генезис защит в теории Р. Плутчика (1979, 1980, 1984) привязан к динамике возникновения когнитивных процессов и решению всеобщих проблем адаптации. В числе первых появляются механизмы, связанные с перцептивными процессами ("отрицание", "проекция", "регрессия"), далее - с процессами памяти ("вытеснение" и его аналоги), последними, по мере развития мышления и воображения, формируются наиболее зрелые виды защит, связанные с переработкой и переоценкой информации ("рационализация", "интеллектуализация", "компенсация", "сублимация" и т.п.). Cопоставляя универсальные проблемы адаптации Р. Плутчика с эпигенетической схемой индивидуального развития Э. Эриксона (1996), Л.Р. Гребенников (1996) определяeт следующие сенситивные периоды для образования МПЗ: 1-й год жизни (проблема временности - потребность в безопасности и аффилиации) - предпосылки образования защит группы "компенсации" и появление "отрицания" и "проекции"; 2-3 годы (проблема иерархии - потребность в свободе и автономии) - образование "замещения" и "подавления"; 6-11 лет (проблема территориальности - потребность в успехе и эффективности) - "интеллектуализации" и "регрессии"; 12-13 лет (проблема идентичности - потребность в принятии и самопринятии) - "компенсации" и "реактивного образования". В тоже время данные авторы указывают на целесообразность соотнесения генезиса МПЗ с такими тенденциями развития индивида как присоединение - отделение - присоединение. Согласно этим представлениям, тенденции к присоединению (от 0 до 1,5-2 лет) соответствует образование "отрицания" и "проекции"; тенденции к отделению (от 1,5 до 11 лет) - "регрессии", "замещения", "подавления", "интеллектуализации"; тенденции к присоединению (от 11 до 13 лет) - "реактивного образования" и "компенсации". Обращает на себя внимание несоответствие сроков появления "проекции" и "отрицания" возрастным срокам актуальности соответствующей этим защитам адаптационной проблемы идентичности, а сроков появления "реактивного образования" - срокам актуальности проблемы временности.

Предложенная Р. Плутчиком (1979) и Л.Р. Гребенниковым (1994, 1996) периодизация практически полностью совпадает с таковой у А. Фрейд (2003) по порядку возникновения тех или иных механизмов, но отличается в определении сенситивных возрастных периодов. Так, например, А. Фрейд относит образование ПЗ по типу "реактивных образований" к 3-5 летнему возрасту, в то время как Р. Плутчик к 11-13 летнему. Другие исследователи указывают на присутствие компенсаторных форм поведения (Бардышевская М.К., 1995) и всего спектра защитных механизмов личности (Чумакова Е.Л., 1998; Шамшикова О.А., 2005) уже в 3-6 летнем возрасте. Таким образом, с достаточной долей уверенности можно говорить лишь об особой значимости определенных защит в определенные возрастные периоды.

Так или иначе, образование МПЗ или их выраженная актуальность тесно привязаны к особенностям возрастных периодов психического развития человека. Теория Р. Плутчика делает акцент на содержании развития, как процесса адаптации к условиям среды, и, следовательно, относится к естественнонаучным концепциям. Она имеет свои подтверждения и практические следствия, однако, не описывает всей сложности психического развития человека. При таком подходе человек рассматривается как изолированный индивид, для которого общество является лишь своеобразной "средой обитания", а психическое развитие предстает как переход от человекоподобного существования к жизни в качестве полноценного члена общества.

Отечественная психология в изучении психического развития индивида опирается на идею культурно-исторической его обусловленности, предложенной Л.С. Выготским (1984). Развитие ребенка происходит путем присвоения исторически выработанных форм и способов деятельности в результате контролируемого и стихийного педагогического воздействия. Если центральной проблемой зарубежной психологии остается проблема социализации, то в отечественной психологии процесс развития предстает как переход от социального к индивидуальному (Обухова Л.Ф., 2007).

Л.С. Выготский (2001) отмечал, что каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития, и переход от одного возрастного периода к другому связан с изменением социальной ситуации развития. В концепции А.Н. Леонтьева (1977) смена возрастных периодов стала рассматриваться в контексте изменения ведущей деятельности.Д.Б. Эльконин (1997), обобщая исследования отечественных психологов, указывал на то, что каждый психологический возраст обусловлен социальной ситуацией развития ребенка на данном этапе, ведущим типом деятельности в этот период и теми новообразованиями в структуре и свойствах личности, которых не было в предыдущем возрасте. Согласно его исследованиям, в развитии ребенка можно наблюдать чередование двух типов деятельности: в одном периоде формируются мотивы и потребности, в другом - интеллектуальные возможности, обеспечивающие их осуществление. Переход от одной эпохи развития к следующей происходит при возникновении несоответствия между операционно-техническими возможностями ребенка и задачами и мотивами деятельности, на основе которых они формировались. А.Л. Венгер (2002), развивая идеи Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и др., рассматривает предмет, на который направлена деятельность, не как ее мотив, а как ее социально заданное содержание. В каждом возрастном периоде имеется свое социально заданное содержание ведущей деятельности. Оно определяет функции ее участников (ребенка и взрослого), реализуемые в их функционировании, т.е. в том вкладе, который вносит в нее каждый из участников. Психика ребенка, ориентирующая его функционирование, развивается как подсистема в рамках развития целостной системы - совместной деятельности.

Как отмечает Л.С. Выготский (1984), стабильные периоды в жизни ребенка перемежают критические. Переход от одной ступени в развитии к другой совершается революционным путем (Выготский Л.С., 1984), когда происходит одновременный качественный переход всей системы базовых составляющих психического развития в целом и ее отдельных компонентов на иерархически более высокие уровни функционирования (Семаго М.М., Семаго Н.Я., 2006).Д.Б. Эльконин (1997) выделяет следующие возрастные периоды и кризисы детства:

1. кризис новорожденности;

2. младенчество (первый год жизни);

3. кризис первого года;

4. раннее детство;

5. кризис трех лет;

6. дошкольное детство;

7. кризис семи лет;

8. младший школьный возраст;

9. кризис 11-12 лет;

10. подростковое детство. Подростковый период в настоящее время подразделяют на младший (12-15 лет) и старший (15-18 лет) (Обухова Л.Ф., 2007).

Возвращаясь к теории Р. Плутчика и его универсальным проблемам адаптации, следует сделать некоторые предположения. Во-первых, исходя из данных автором характеристик адаптационным проблемам, вряд ли можно говорить о строгой их привязанности к определенным возрастным периодам. Проблема временности, как проблема выживания индивида, очевидно, сохраняет достаточно высокую актуальность для человека с рождения и до обретения полной самостоятельности, а проблема иерархии, как проблема определения своего местоположения в иерархической организации общества, актуальна на всем протяжении жизни человека начиная с момента отделения от матери. Таким образом, на каждом этапе развития одновременно могут иметь место несколько адаптационных проблем и каждая из них, в зависимости от социальной ситуации, в той или иной степени значима для ребенка. Во-вторых, одни из адаптационных проблем в большей мере связаны с освоением норм и правил социального и межличностного взаимодействия в целях реализации своих потребностей (проблемы иерархии и идентичности), другие - с освоением личностью знаний, навыков и свойств для наиболее успешного социального функционирования и межличностного взаимодействия (проблемы временности и территориальности). Следовательно, первые можно соотнести с развитием мотивационно-потребностной сферы, вторые с развитием сферы операционно-технических возможностей. Л.Ф. Обухова (2007) отмечает, что на каждой стадии развития соответствующие указанным сферам типы деятельности присутствуют одновременно: один - в явной форме, другой - в латентной. Так, в младенческом возрасте направляющей, явной линией развития является линия развития мотивационно-потребностной сферы (хочу), а линия развития операционно-технических возможностей (могу) остается скрытой, латентной. В следующем возрасте она становится ведущей, подчиняющей себе развитие мотивационно-потребностной сферы. Вероятно, таким же образом происходит и смена актуальности адаптационных проблем, с той разницей, что ведущими в этом случае являются адаптационные проблемы соответствующие латентным на данном этапе линиям развития, поскольку они менее сформированы и, следовательно, наиболее уязвимы. Наличие основных противоречий возраста (задач развития) (Обухова Л.Ф., 2007) присутствующих в каждом из периодов из-за несоответствия уровней развития мотивационно-потребностной и операционно-технической сфер личности может обусловливать высокую актуальность тех или иных адаптационных проблем. Процесс разрешения противоречий и, соответственно, решение адаптационных проблем сопровождается сильными эмоциональными реакциями, что стимулирует развитие соответствующих психологических защит, предохраняющих развивающуюся личность от острых негативных переживаний и перенапряжения.

Л.Ф. Обухова (2007) отмечает, что в 3 года и 12-13 лет имеют место кризисы отношений, вслед за ними возникает ориентация в человеческих отношениях, а в 1 год и 7 лет возникают кризисы мировоззрения, которые открывают ориентацию в мире вещей. Учитывая все вышесказанное можно утверждать, что неудовлетворительное решение адаптационных проблем временности и территориальности делает перманентно актуальным кризис мировоззрения, заключающийся в недоверии к миру и своим возможностям, а неудовлетворительное решение проблем иерархии и идентичности - кризис отношений, обуславливающий неадекватное взаимодействие с окружающими. Таким образом, выделенные Р. Плутчиком, базовые механизмы защиты можно разделить на две большие группы: связанные с кризисом мировоззрения - "компенсация", "реактивное образование", "интеллектуализация", "регрессия" и связанные с кризисом отношений - "проекция", "отрицание", "замещение", "подавление".

Делись добром ;)