logo
Особенности функционирования психологических защит и копинг-стратегий у девочек-подростков, злоупотребляющих ПАВ с аддиктивным поведением и зависимостью

1.3 Половозрастные особенности механизмов психологической защиты

Практически все исследователи указывают на лидирующую позицию "проекции" в иерархии защит подростково-юношеской возрастной группы не зависимо от пола (Абитов И.Р., 2005; Каменская В.Г., 2005; Карпов А.Б., 2006; Тулупьева Т.В., 2001). Выраженность данной защиты, очевидно, связана с потребностью в признании и самоопределении, поскольку центральной задачей периода взросления является поиск личной идентичности (Ремшмидт Х., 2002; Эриксон Э., 2002). Проблема идентичности наиболее просто выражается в двух взаимосвязанных вопросах: кто я есть, и к какой группе я принадлежу? На тех, кто являются частью группы, проецируются интересуемые качества и связанные с ними ожидания. Те, кто не являются частью группы - изгоняются или отвергаются и им приписываются неприемлемые в себе черты характера. Возникает необходимость построения различных рационализаций оправдывающих соответствующее поведение. Как показывают исследования, следующей наиболее популярной защитой в подростковом возрасте является "рационализация" ("интеллектуализация") (Каменская В.Г., 2005; Тулупьева Т.В., 2001; Улезко Е.Н., 2004). Нормы и идеалы группы могут использоваться в качестве самооправдывающих аргументов, что облегчает самопринятие на этом фоне.

Формирование адаптационных механизмов подростков женского пола, по сравнению с мужским, происходит в более сложных условиях. Психосексуальное развитие девочек более драматично (Лейбин В., 2002; Фенихель О., 2004; Хорни К., 2003;), что обусловлено сменой объекта любви (Шамшикова О.А., 2005), полоролевое поведение в большей степени зависит от условий воспитания и структуры семьи (Захаров А.Е., 2002), а требования социума к личностным качествам очень противоречивы (Ремшмидт Х., 2002; Хорни К., 2003). С одной стороны социальная успешность напрямую связана с демонстрацией мужских качеств, с другой - в межполовых и семейных отношениях социум требует проявления сугубо фемининных качеств. Наиболее социально адаптивными оказываются индивиды, обладающие либо маскулинным, либо андрогинным психологическим полом (Ижванова Е.М., 2004; Каменская В.Г., 2005), что не соответствует биологическому полу исследуемых. Психологически это ведет к колебаниям между двумя противоположностями, чреватым внешними и внутренними конфликтами (Ремшмидт Х., 2002). При более высокой общей устойчивости к действию стрессовых факторов женщинам характерна большая частота аффективных и депрессивных реакций на стрессогенные факторы (Дмитриева Т.Б., Дроздова А.З., 2006), а их защитные механизмы находятся в состоянии перманентного напряжения, почти не отличающегося от такового при патологии (Михайлов А.Н., Ротенберг В.С., 1990).

Согласно данным С.С. Носова и В.М. Моруховича (2006), у девушек интенсивность использования защитных механизмов выше, чем юношей, во всех возрастных группах. Наиболее предпочитаемые их защиты: "проекция", "компенсация", "рационализация" (Тулупьева Т.В., 2001); "реактивное образование", "интеллектуализация", "отрицание" (Улезко Е.Н., 2004); "проекция", "замещение", "регрессия" (Карпов А.Б., 2006); фемининных - "проекция", "отрицание", "регрессия"; маскулинных - "компенсация", "рационализация", "проекция" (Каменская В.Г., 2005).

На наш взгляд, противоречивость сведений о предпочитаемых защитах данной половозрастной группы отражает противоречивость требований социума к женскому полу и, соответственно, большее разнообразие их защитных стилей. Предпочтение "компенсации" может свидетельствовать о маскулинности исследуемого контингента (Каменская В.Г. 2005) и высоком уровне притязаний по авторитету у сверстников (Тулупьева Т.В., 2001), т.е. обусловлено стремлением к социальной успешности и проявлением мужских качеств необходимых для этого. Интенсивность "реактивного образования" (Гребенников Л.Р., 1996; Носов С.С., Морухович В.М., 2006; Михайлов А.Н., Ротенберг В.С., 1990; Тулупьева Т.В., 2001; Улезко Е.Н., 2004; Steiner H., Araujo K. B., Koopman C., 2001) или "регрессии" (Каменская В.Г., 2005; Карпов А.Б., 2006; Носов С.С., Морухович В.М., 2006) может быть связано с поощрением сугубо фемининных качеств - зависимости, подчиняемости, способности к сопереживанию и т.д. С возрастом у девушек выраженность "реактивного образования" увеличивается (Тулупьева Т.В., 2001), "компенсации" - уменьшается (Карпов А.Б., 2006), что, вероятно, обусловлено принятием навязываемой социумом роли.