Особенности ценностных ориентаций старшеклассников-воспитанников детского дома

курсовая работа

1.1 Понятие ценностей и ценностных ориентаций

Кардинальные изменения в политической, экономической, духовной сферах нашего общества влекут за собой радикальные изменения в психологии, ценностных ориентациях и поступках людей. Особую остроту сегодня приобретает изучение изменений, происходящих в сознании современной молодежи. Неизбежная в условиях ломки сложившихся устоев переоценка ценностей, их кризис более всего проявляются в сознании этой социальной группы.

Ценностные ориентации - «сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, являющийся составной частью системы отношений личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам» Васина Е.А. Ценностные ориентации личности в юношеском возрасте. - М.: Мысль, 2005. С.65. . Система ценностных ориентаций имеет многоуровневую структуру. Вершина ее -- ценности, связанные с идеалами и жизненными целями личности. О.И.Зотова отмечает «чрезвычайную сложность системы ценностных ориентаций личности... сложность ее детерминации социальным, многослойную и многоплановую опосредствованность всех зависимостей в этой сфере... Мы имеем дело с многомерным объектом, очень сложным по своей структуре» Зотова О.И. Ценностные ориентации и механизм социальной регуляции поведения // Методологические проблемы социальной психологии / Отв. ред. Е.В. Шорохова. - М.: Владос, 2005. С. 241.. Система ценностных ориентаций не является чем-то абсолютно упорядоченным и неподвижным, она противоречива и динамична, отражает как главные, существенные, стержневые изменения взаимозависимости личности с миром, так и смену текущих, мимолетных, в известной мере случайных жизненных ситуаций. Активно исследуются различные характеристики структуры ценностных ориентаций: иерархичность, соотношение целей и средств, значимого и относительно незначимого, позитивно-негативная асимметрия, монотипичность -политипичность структуры ценностей, гармоничность - дисгармоничность системы ценностных ориентаций, проясненность - размытость ценностей и др.

Понятия «ценность» и «ценностная ориентация» возникли на стыке ряда дисциплин - философии ценностей, аксиологии - науки о ценностях, социальной и культурной антропологии, социологии, социальной психологии и общей психологии, а также многочисленных теорий и течений в этой области. Одним из важных подступов к изучению ценностных ориентаций молодых людей в новых условиях, является, прежде всего, анализ системы ценностей человека.

Категория ценности стала предметом изучения широкого круга гуманитарных наук и что ученые по-разному подходят к определению данного понятия. Понятие «ценность», введенное в теоретический обиход и исследуемое в различных направлениях гуманитарного знания, представляет собой сложное и многоуровневое понятие. Являясь результатом взаимоотношения мира и человека, категория ценности относится к высшему духовному уровню человеческого бытия и не имеет границ в возрастном, половом, национальном и других аспектах.

С педагогической позиции мы определяем ценность как «понятие, с помощью которого характеризуется личностный смысл для воспитанника определенных явлений действительности» Андреева Г.М. Психология социального познания: Учебное пособие для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 2007. С.34. Для нашего исследования основополагающим понятием среди всех ценностных категорий является понятие «ценностные ориентации», которое трактуется неоднозначно в зависимости от акцентов на аспектах его содержания.

Ценностные ориентации

в философии

в социологии

в психологии

в педагогике

важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и ограничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного

направленность личности на те или иные виды социальных ценностей

сложный социально-психологический феномен, характеризующий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам

детерминированные устремления, желания, потребности человека, выступающие для него в качестве важнейших личных ценностей и целей жизнедеятельности

В нашем исследовании мы будем опираться на определение, данное О.И. Зотовой, которая считает, что «ценностные ориентации - это интегративное образование, характеризующее целостную личность, ее направленность, это ценностное отношение к объективным ценностям общества, выражающееся в их осознании и переживании как к потребностям, которые мотивируют настоящее поведение и программирует будущее» Зотова О.И. Ценностные ориентации и механизм социальной регуляции поведения // Методологические проблемы социальной психологии / Отв. ред. Е.В. Шорохова. - М.: Владос, 2005. С. 242..

«Уровень сформированности ценностных ориентаций личности проявляется в ее деятельности, оценках и отношениях к окружающему миру и зависит от множества факторов, являясь, в определенной мере, результатом функционирования механизмов, противодействующих негативно влияющим факторам» Мухина В.С. Возрастная психология. - М.: Академия, 2002. С.134. . Система ценностных ориентаций характеризуется многоуровневой иерархической организацией и образует основу мотивации поведения личности, а также выражает внутреннюю основу отношений личности с действительностью, возникает необходимость изучения структуры ценностных ориентаций личности, их иерархии, преемственности в становлении, развитии и саморазвитии в условиях образовательного процесса.

По единодушному мнению многих исследователей, занимающихся проблемой ценностных ориентаций, несмотря на специфику подходов к ней, система ценностных ориентаций во многом определяет формирование личности человека. К сожалению, далеко не все результаты можно сравнить между собой, так как различные авторы рассматривают феномен ценностных ориентаций с позиций различных психологических направлений. Проблема ценностных ориентаций должна быть решена с позиций целостного, системного подхода к изучению человеческой индивидуальности, что выражает наиболее прогрессивную тенденцию современной науки. Этот подход наиболее близок нашему пониманию ценностных ориентаций, основанному на теории интегральной индивидуальности, что позволяет рассматривать ценностные ориентации как сложное, многокомпонентное, иерархически организованное образование, детерминированное, с одной стороны, факторами социализации, с другой стороны -- всей системой разноуровневых свойств интегральной индивидуальности. Возможность такого подхода дает концепция интегральной индивидуальности В.С. Мерлина Шафранская К.Д., Суханова Т.Г. К вопросу о ценностных ориентациях личности. - М.: Академия, 2004. С.76. .

Учитывая распространение в науке системного подхода, в рамках концепции интегральной индивидуальности В.С. Мерлина, можно говорить об еще одной функции ценностных ориентаций -- системообразующей. Исходя из этого, можно предположить, что «существуют различные типы ценностных ориентаций, способствующие гармонизации личности, становлению целостной индивидуальности, формирующиеся самим человеком» Бодалев А.А. Психология личности. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1998. С.83. . Эти типы ценностных ориентаций суть проявление социальной активности - ведущей деятельности в раннем юношеском возрасте, выступающей в качестве опосредствующего звена в структуре интегральной индивидуальности старших школьников.

Ценностный подход в педагогике получил название ценностно-ориентационного подхода, основой которого является формирование и развитие ценностных ориентаций личности на основе общепринятых аксиологических систем. Данный подход, ориентирующий личность на социально значимые ценности, наиболее интенсивно стал разрабатываться в педагогике с конца 80-х годов ХХ века такими учеными, как З.И. Васильева, М.Г. Казакина, В.А. Караковский, А.В. Кирьякова и другие. Таким образом, исходя из проведенного нами сравнительно-сопоставительного анализа различных теоретических подходов к ценностным категориям, мы можем сделать ряд выводов:

1. Ценностный феномен является объектом пристального внимания многих наук, и его природа понимается неоднозначно. Но при всей разноречивости концепций, сложившихся за историю развития аксиологии, главный итог состоит в том, что эта область знания прочно заняла свое место в научной теории, развиваемой философией, психологией, социологией, педагогикой и другими науками.

2. Ценностные ориентации являются сложным философско-этическим и социально-психологическим феноменом. Это наиболее значимое понятие для педагогики, поскольку они, ценности, образуют основу сознания личности, влияют на ее мировоззрение и идеологию, обеспечивают устойчивость личности в изменяющихся социальных и политических условиях, регулируют мотивацию поведения и деятельности человека.

3.Каждая личность обладает сложной индивидуальной иерархической структурой ценностных ориентаций, формируемой и развиваемой в процессе социализации под влиянием различных факторов: общественных отношений, культуры, образования, социального окружения и т.п.

4. Ценностные ориентации, являясь относительно устойчивым новообразованием в психологической структуре личности, подвержены процессам изменения, в которых движущей силой их развития выступают потребности человека.

5.Будучи связующим звеном между общественным и индивидуальным сознанием, ценностные ориентации служат своего рода эталонами будущей деятельности и определяют ориентацию личности, следовательно, в образовательном процессе подготовки специалиста они должны стать основным объектом внимания.

Делись добром ;)