Особенности ценностных ориентаций старшеклассников-воспитанников детского дома

курсовая работа

1.2 Особенности ценностных ориентаций старшеклассников-воспитанников детского дома

Предметом нашего исследования является система ценностных ориентаций старших школьников-воспитанников детского дома. Актуальность изучения ценностных ориентаций молодежи обусловила появление целого ряда работ, посвященных разным аспектам этой проблемы. В социально-психологических и психолого-педагогических исследованиях изучаются структура и динамика ценностных ориентаций личности в юношеском возрасте, роль ценностных ориентаций в механизме социальной регуляции поведения, взаимосвязи ценностных ориентаций с индивидуально-типическими и характерологическими особенностями личности, с профессиональной направленностью и т.д. «Исследуется специфическая роль содержательно-смысловых и структурно-динамических характеристик системы ценностных ориентаций личности в их связи с особенностями личности и факторами социализации в юношеском возрасте» Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. - СПб.: Питер, 2000. С.59. . Для этого возраста помимо традиционных ценностей социума особое значение имеет «ориентация на личностное общение, поэтому в становлении системы ценностных ориентаций важную роль играет общение со сверстниками, ситуации столкновения с противоположными взглядами, мнениями» Волочков А. Ценностная направленность личности как выражение смыслообразующей активности: Психология личности // Психологический журнал. 2004. март-апрель. С.17.. Однако процесс становления системы ценностных ориентаций может и тормозиться, приводя к возникновению феномена нравственного инфантилизма, который в последнее время вызывает беспокойство все большего числа психологов и педагогов и др.

Юношеский возраст является периодом интенсивного формирования системы ценностных ориентаций, оказывающей влияние на становление характера и личности в целом. Это связано с появлением на данном возрастном этапе необходимых для формирования ценностных ориентаций предпосылок: «овладением понятийным мышлением, накоплением достаточного морального опыта, занятием определенного социального положения» Кон И.С. Психология юношеского возраста. - М.: Политиздат, 1989. С.46. . Процесс формирования системы ценностных ориентаций стимулируется значительным расширением общения, столкновением с многообразием форм поведения, взглядов, идеалов. Появление убеждений в юношеском возрасте свидетельствует о значительном качественном переломе в характере становления системы моральных ценностей.

Процесс формирования системы ценностных ориентаций является одним из важнейших процессов всей жизни человека, формирующий личность, включенную в общественные отношения, и обеспечивающий нормальное социальное функционирование. Только в процессе общественной жизни человека возникли, сложились и развились его новые потребности, а природные потребности в процессе исторического развития претерпели глубокие изменения. Процесс формирования системы ценностных ориентаций является удавшимся, «если человек гармонично включен в социальные отношения и нормально функционирует в различных социальных структурах, не чувствует себя ущемленным, выброшенным за пределы общественных связей, может самостоятельно разрешать возникающие у него трудности» Саарнийт Ю.Р. Ценностное содержание жизненных планов молодежи / Под ред. Е.В. Шороховой. - М.: Проспект, 2007. С.72. .

Согласно теоретическим положениям Л.С. Выготского, развиваемых затем в работах А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, Л.И. Божовича, М.И. Лисиной развитие ребенка происходит в результате усвоения общественно-исторического (социального) опыта, накопленного предшествующими поколениями и воплощенного в продуктах материальной и духовной культуры людей. Условиями психологического развития служат биологические факторы (врожденные свойства организма, его полноценное созревание), источником - социальные (общественная среда), а движущей силой - активное взаимодействие ребенка с окружающим миром. Это возможно только в случае, «если процесс формирования системы ценностных ориентаций оказался успешным и проходил в семье, так как в других случаях этот процесс очень редко бывает успешным» Маклаков А.Г. Общая психология. - СПБ.: Питер, 2004. С.48. .

Очень серьезные изменения претерпевает процесс формирования системы ценностных ориентаций у детей, воспитывающихся в детских домах. Изменения происходят в любом случае и не зависят от причин, по которым ребенок попадает в детский дом: потеря родителей, отказ родителей от ребенка, невозможность родителями реализовать свою главную функцию - воспитательную. Все эти случаи ведут к нарушению семейной социализации, во время которой закладываются основы основ.

Процесс формирования системы ценностных ориентаций не прекращается с попаданием ребенка в детский дом, он идет своим чередом, но весь вопрос состоит в том, каким образом он продолжается и чем отличается от семейного, какие последствия имеет для дальнейшего развития личности. Эти вопросы являются серьезными и требуют тщательного анализа, так как «от того, как прошел процесс формирования системы ценностных ориентаций в детстве, зависит вся дальнейшая жизнь человека, именно в детстве закладывается все то, что потом помогает жить в течение всей жизни» Захарова Л.Н. Личностные особенности, стили поведения и типы самоидентификации старшеклассников // Вопросы психологии. 2008. № 2. С.57..

Успешный процесс формирования системы ценностных ориентаций обеспечивает реализацию всех ожиданий человека, он становится гармоничной личностью, то есть развивающейся в соответствии с запросами общества, адекватно реагирующей на изменения в обществе и чувствующей себя комфортно в обществе. Неудавшийся процесс формирования системы ценностных ориентаций характеризуется «невключенностью человека в различные сферы жизни, которые имеют для него важное или не очень важное значение» Савенкова С.В. Воспитание детей в детских социальных приютах. - М.: Мысль, 2005. С.27. . В данном случае человек чувствует себя ненужным, отторгнутым обществом, наиболее значимыми другими, что ведет к очень серьезным последствиям, одним из которых может стать суицид. То есть, можно сделать вывод, что процесс формирования системы ценностных ориентаций определяет дальнейшее самочувствие человека в общественной жизни, во встроенности его в социальные взаимоотношения. Будет ли он ощущать себя полноправным членом данной социальной группы, общества, будут ли его таким воспринимать в данном обществе. Сможет ли он нормально функционировать в обществе или останется за его пределами, а также социальной группы и различных институтов, так как не представляет, по каким правилам они функционируют, что от него хотят и как он должен себя вести в них. И как следствие - девиантное поведение, которое будет выступать как компенсаторный фактор.

Эту нисходящую цепочку можно применить к выпускникам детских домов с неудавшейся, нарушенной системой ценностных ориентаций. Это связано с тем, что «в отличие от млекопитающих, обладающих врождёнными навыками выживания, человеческие младенцы нуждаются в постоянной заботе других, которые их кормят, одевают и защищают» Гусев А.А. Воспитание социальной компетентности у детей оставшихся без попечения родителей в условиях детского дома. - М.: Проспект, 2006. С.53. . Чтобы правильно развиваться, младенцу необходимо постоянно чувствовать, что о нем кто-то заботится, что его любят, особенно в первые годы жизни. В детстве начинается и формирование личности, на которое оказывает влияние взаимодействие между людьми. И это взаимодействие может выражаться, по Дж. Г. Миду, в трех стадиях:

1. имитация - дети копируют поведение взрослых, не понимая его;

2. игровая - дети понимают поведение как исполнение определённых социальных ролей: мамы, папы, врача, учителя и т.д. В процессе игры они воспроизводят эти роли. Переход от одной социальной роли к другой вызывает у детей способность предавать своим действиям такой смысл, какой придают им другие члены общества, то есть ребенок может во время игры выступать как в роли дитя, так и в роли мамы, и высказывать свое мнение, давать им оценку;

3. стадия коллективной игры - дети учатся осознавать ожидания не только одного человека, но и всей группы. Эти установки и ожидания складывают образ некого другого, который олицетворяет общественное мнение. Дети начинают оценивать свое поведение по стандартам, установленным другими людьми со стороны. На этой стадии приобретается чувство социальной идентичности.

Все эти процессы в нормальном виде протекают в семье, которая и играет «роль первичной ячейки формирования системы ценностных ориентаций» Собкин B.C. Ценностные ориентации старшеклассников в условиях социального учреждения // Magister. 2005. № 2. С. 23.. Очень важную роль играет эмоциональная атмосфера в семье, как относятся родители к ребёнку, чувствует ли он себя любимым или заброшенным. Кроме того, эта атмосфера оказывает влияние и на социализацию, объясняют ли родители ребёнку, как он должен себя вести или нет. В результате социализации в детском доме ребенок, как правило, не умеет обустроить свой быт. В этом отношении возможны тоже отклонения, ведущие к выпадению человека из данной сферы жизни. «Дети не знают социальной, действительной обыденности, их жизнь есть праздничная повседневность в силу того, что их жизненный мир не включает еще в себя механизм оповседневнивания» Гусев А.А. Воспитание социальной компетентности у детей оставшихся без попечения родителей в условиях детского дома. - М.: Проспект, 2006. С.55. . Он еще не сложился, так как освоены не все сферы жизни (нравственная, художественная, политическая, правовая и т.д.). Кроме того, жизнь ребенка пока еще сконцентрирована в пределах одних суток, в них нет длительности и ритмичности.

Еще одним последствием формирования системы ценностных ориентаций в детском доме является негативное отношение к детям из детских домов, которое сложилось несколько десятилетий назад. Это мнение живет и по сей день и рассматривается социологами и социальными работниками как навешивание ярлыка, «когда в обществе или в группе восприятие человека происходит через призму того, что он находился и воспитывался в детском доме» Формирование личности старшеклассника. / Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Академия, 1999. С.54. .

Из вышесказанного можно сделать вывод, что «воспитание в детском доме часто не является удачным, так как очень существенно отличается от семейного» Иванчик Т.Ф. К вопросу о формировании значимой направленности личности // Актуальные проблемы социальной психологии: Материалы всесоюзного симпозиума. - Кострома, 2006. С. 46. . Правомерен вывод о необходимости реформирования детских домов, развития института приемной семьи (дать описание всех форм семейного жизнеустройства), фостерной семьи, где ребёнок сможет строить нормальные отношения, учиться им и пытаться их реализовывать. Пусть это и не родная семья, но семья, где существуют родственные, эмоциональные и духовные связи между людьми, где члены её понимают друг друга.

Таким образом, процесс формирования системы ценностных ориентаций у детей, воспитывающихся в детских домах, претерпевает серьезные изменения. Изменения происходят в любом случае и не зависят от причин, по которым ребенок попадает в детский дом: потеря родителей, отказ родителей от ребенка, невозможность родителями реализовать свою главную функцию - воспитательную. Все эти случаи ведут к нарушению семейного типа формирования системы ценностных ориентаций, во время которой закладываются основы основ. Процесс формирования системы ценностных ориентаций не прекращается с попаданием ребенка в детский дом, он идет своим чередом, но весь вопрос состоит в том, каким образом он продолжается и чем отличается от семейного, какие последствия имеет для дальнейшего развития личности. Эти вопросы являются серьезными и требуют тщательного анализа, так как от того, как прошел процесс формирования системы ценностных ориентаций в детстве, зависит вся дальнейшая жизнь человека, именно в детстве закладывается все то, что потом помогает жить в течение всей жизни. Данная проблема требует серьезного анализа структуры детских домов и взаимоотношений в них как между воспитанниками и воспитателями, так и между сотрудниками. Исследование данной проблемы должно дать ответ на вопрос: «Что не так в детском учреждении, что мешает нормальному процессу формирования системы ценностных ориентаций социализации и как это устранить?» Гусев А.А. Воспитание социальной компетентности у детей оставшихся без попечения родителей в условиях детского дома. - М.: Проспект, 2006. С.57. . Кроме того, данная проблема требует рассмотрения и детального анализа самого процесса формирования системы ценностных ориентаций, как в целом, так и у каждого конкретного ребенка.

Делись добром ;)