Особенности ценностных ориентаций старшеклассников-воспитанников детского дома

курсовая работа

Заключение

Проведенное исследование позволило нам сделать вывод о том, что развитие представлений о ценностных ориентациях человека представляет собой сложный процесс целенаправленного отбора и интегрирования информации о взаимодействии человека с природой, обществом и государством в различные исторические периоды с учетом формационного и цивилизационного подходов развития человеческого общества. Мы выяснили, что процесс формирования системы ценностных ориентаций у детей, воспитывающихся в детских домах, претерпевает серьезные изменения. Изменения происходят в любом случае и не зависят от причин, по которым ребенок попадает в детский дом: потеря родителей, отказ родителей от ребенка, невозможность родителями реализовать свою главную функцию - воспитательную. Все эти случаи ведут к нарушению семейного типа формирования системы ценностных ориентаций, во время которой закладываются основы основ.

На первоначальном этапе исследования мы изучили учебно-воспитательный процесс Дома Детства «Иван да Марья» г.Красноярска. Главная воспитательная задача в Доме Детства «Иван да Марья» - становление личности подростка, девушки, юноши, раскрытие индивидуальных возможностей через активизацию и актуализацию их деятельности. Исходя из этого, ключевые положения формирования ценностных ориентаций старшеклассников в условиях Дома Детства «Иван да Марья» строятся на следующих принципах:

1) принципе уникальности личности, следовательно, и индивидуальном подходе к раскрытию ее возможностей и способностей;

2) принципе не только признания самобытности личности, но и ее познания.

Специфика формирования ценностных ориентаций в условиях детского дома заключается в направлении всех организационно-педагогических процессов на максимальное развитие индивидуальности воспитанников с учетом использования социально-культурной ситуации в интересах их физического развития, эмоциональной зарядки и гражданского становления; в наличии системы обеспечения детского дома специально подготовленными кадрами, четко продуманной программой работы; в возможности выбора самими воспитанниками сферы приложения своих сил в процессе организации жизни детского дома и в дальнейшем использовании накопленного опыта в жизни.

Организационно-педагогические условия формирования ценностных ориентаций старшеклассников в детском доме:

- гарантия свободы выбора сферы деятельности (профили, творческие мастерские и др.), близкой по духу, соответствующей интересам и потребностям развивающейся личности старшеклассника, влияющей на формирование общечеловеческих, национальных и индивидуально-личностных ценностей;

- стимулирование положительного отношения к достижению определенных успехов, тем самым выработка целеустремленности;

- опора на познавательные и перспективные мотивы старшеклассников в деятельности детского дома;

- постепенное превращение потенциальных ориентаций в актуальные на основе анализа определенных действий;

- постоянная обратная связь с воспитанниками;

- поддержка стремлений старшеклассников к индивидуально-личностным достижениям и их самооценки в процессе деятельности для понимания места человека в обществе.

Моделирование педагогической работы по формированию ценностных ориентаций старшеклассников в условиях детского дома и успешное использование учебно-воспитательных форм и методов работы зависят от комплексного переноса знаний и умений в новую ситуацию, видения проблем взаимоотношений воспитанников между собой и с педагогами и нахождения принципиально новых методов решения данных проблем.

Список литературы

1. Андреева Г.М. Психология социального познания: Учебное пособие для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 2007.

2. Бодалев А.А. Психология личности. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1998.

3. Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности. - М.: Международ.пед.академ., 2005.

4. Братусь Б.С. Психологические аспекты нравственного развития личности. -- М.: Знание, 1997.

5. Васина Е.А. Ценностные ориентации личности в юношеском возрасте. - М.: Мысль, 2005.

6. Вахромов Е.Е. Проблема Человека: Самость и Я в психологии. // Мир психологии. 2002. № 2 (30). С. 30-44.

7. Волочков А. Ценностная направленность личности как выражение смыслообразующей активности: Психология личности // Психологический журнал. 2004. март-апрель. С.17-26.

8. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций: Учебное пособие для вузов. - М.: ЧеРо, 2007.

9. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. - М.: Академия, 2008.

10. Гусев А.А. Воспитание социальной компетентности у детей оставшихся без попечения родителей в условиях детского дома. - М.: Проспект, 2006.

11. Дьяченко М. И. Краткий психологический словарь: Личность, образование, самообразование, профессия. - Мн.: Хэлтон, 2008.

12. Забродин Ю. М. Мотивационно-смысловые связи в структуре направленности личности // Вопросы психологии. 2003. № 6. С.23-32.

13. Захарова Л. Н. Личностные особенности, стили поведения и типы самоидентификации старшеклассников // Вопросы психологии. 2008. № 2. С. 57-67.

14. Зотова О.И. Ценностные ориентации и механизм социальной регуляции поведения // Методологические проблемы социальной психологии / Отв. ред. Е.В. Шорохова. - М.: Владос, 2005. С. 241-254.

15. Иванчик Т.Ф. К вопросу о формировании значимой направленности личности // Актуальные проблемы социальной психологии: Материалы всесоюзного симпозиума. - Кострома, 2006. С. 46 - 48.

16. Ковалев А.Г. Психологические особенности человека. - М.: Педагогика, 2000.

17. Кон И.С. Психология юношеского возраста. - М.: Политиздат, 1989.

18. Леонтьев Д.А. Выбор как деятельность: личностные детерминанты и возможности формирования // Вопросы психологии. 1995. №1. С.97-110.

19. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПБ.: Питер, 2004.

20. Мудрик А.В. Личностный подход. // Российская педагогическая энциклопедия. - М.: Педагогика, 2003.

21. Мухина В.С. Возрастная психология. - М.: Академия, 2002.

22. Психологические тесты /под ред. А. А. Корепина: в 2-х т. Т.1. - М., Владос, 2001.

23. Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. - СПб.: Питер, 2000.

24. Саарнийт Ю.Р. Ценностное содержание жизненных планов молодежи / Под ред. Е.В. Шороховой. - М.: Проспект, 2007.

25. Савенкова С.В. Воспитание детей в детских социальных приютах. - М.: Мысль, 21005.

26. Собкин B.C. Ценностные ориентации старшеклассников в условиях социального учреждения // Magister. 2005. № 2. С. 23-35.

27. Формирование личности старшеклассника. / Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Академия, 1999.

28. Шафранская К.Д., Суханова Т.Г. К вопросу о ценностных ориентациях личности. - М.: Академия, 2004.

Приложение 1

Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича

Разработанная М. Рокичем методика, основана на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич различает два класса ценностей: Терминальные - убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться. Стимульный материал представлен набором из 18 ценностей. Инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Стимульный материал также представлен набором из 18 ценностей. Это деление соответствует традиционному делению на ценности - цели и ценности-средства.

Особенности проведения процедуры тестирования:

Респонденту предъявляются два списка ценностей (по 18 в каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.

Для преодоления социальной желательности и более глубокого проникновения в систему ценностных ориентаций испытуемого возможны изменения инструкций, которые дают дополнительную диагностическую информацию и позволяют сделать более обоснованные выводы. Так, после основной серии можно попросить испытуемого ранжировать карточки, отвечая на следующие вопросы:

"В каком порядке и в какой степени (в процентах) реализованы данные ценности в Вашей жизни?"

"Как бы Вы расположили эти ценности, если бы стали таким, каким мечтали?"

"Как, на Ваш взгляд, это сделал бы человек, совершенный всех отношениях?"

"Как сделало бы это, по Вашему мнению, большинство людей?"

"Как это сделали бы Вы 5 или 10 лет назад?"

"Как это сделали бы Вы через 5 или 10 лет?"

"Как ранжировали бы карточки близкие Вам люди?"

Обследование лучше проводить индивидуально, но возможно и групповое тестирование.

Инструкция :

"Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача - разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни.

Каждая ценность написана на отдельной карточке. Внимательно изучите карточки и, выбрав ту, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися карточками. Наименее важная останется последней и займет 18 место.

Разработайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы Вы измените свое мнение, то можете исправить свои ответы, поменяв карточки местами. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию".

Список А (терминальные ценности):

· активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);

· жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);

· здоровье (физическое и психическое);

· интересная работа;

· красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);

· любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);

· материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);

· наличие хороших и верных друзей;

· общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);

· познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);

· продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);

· развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);

· развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);

· свобода (самостоятельность, независимость в суждениях поступках);

· счастливая семейная жизнь;

· счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);

· творчество (возможность творческой деятельности);

· уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).

Список Б (инструментальные ценности):

1. аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;

· воспитанность (хорошие манеры);

· высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);

· жизнерадостность (чувство юмора);

· исполнительность (дисциплинированность);

· независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);

· непримиримость к недостаткам в себе и других;

Делись добром ;)