Особенности человеческой агрессии

контрольная работа

1.1 Понятие агрессии. Основные теории агрессии

В основе всякой агрессивности лежит тот или иной конфликт - осознаваемый или бессознательный, мимолетный или затяжной. По сути своей, всякая агрессия является ничем иным, как проявлением активного, деятельностного недовольства человека условиями окружающей жизни, ближними или самим собой.

Агрессия вовсе не должна пониматься как сугубо негативный, деструктивный и противостоящий гармонии жизни феномен. Как раз напротив - роль агрессии в развитии жизни столь велика, что ее попросту трудно переоценить. Не следует забывать о том, что человек, отягощенный известным зарядом агрессивной активности, неизменно страдает от нее сам, причем в немалой степени. В наше сумбурное и взбалмошное время мало кто оказывается в состоянии реально управлять собственной агрессивностью. Плохо контролируемая агрессивность нередко оборачивается против самого индивидуума, проявляясь в различных формах саморазрушения от самообвинений до постепенного самоубийства в форме наркомании и злоупотребления алкоголем. Но все же без известной доли агрессивности людям не обойтись. Мягкотелость и попустительство, укрепленные не в силе, но в слабости, могут принести не меньше вреда, чем маниакальное стремление к столкновениям и разрушениям.

Когда необходимо спасти своих близких от нападения хулиганов, когда приходится с оружием в руках защищать свою Родину - тут без высокого уровня управляемой агрессии не обойтись.

Одна из главных проблем в определении агрессии в том, что этот термин подразумевает большое разнообразие действий.

Согласно, Бассу, агрессия - это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим.

Другое определение, предложенное несколькими известными исследователями, содержит следующее положение: чтобы те или иные действия были квалифицированы как агрессия, они должны включать в себя намерение обиды и оскорбления, а не просто приводить к таким последствиям. И, наконец по Зильману, агрессия - попытка нанесения другим телесных и физических повреждений.

В настоящее время под термином агрессия многими исследователями понимается любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. Агрессия как причинение ущерба или нанесение оскорбление. Агрессия имеет место, если результатом действий являются какие-то негативные последствия. Таким образом, помимо оскорблений действием, такие проявления, как выставление кого-либо в невыгодном свете, очеренение или публичное осмеяние, лишение чего-то необходимого и даже отказ от любви и нежности могут при определенных обстоятельствах быть названы агрессивными.

По мнению Басса, агрессивные действия можно описать на основании трех шкал:

физическая - вербальная, активная - пассивная, прямая - непрямая. Их

комбинация дает восемь возможных категорий, под которые попадает большинство агрессивных действий.

1) Физическая - активная - прямая.

Нанесение другому человеку ударов холодным оружием, избиение или ранение при помощи огнестрельного оружия.

2) Физическая - активная - непрямая.

Сговор с наемным убийцей с целью уничтожения врага.

3) Физическая - пассивная - прямая.

Стремление физически не позволить другому человеку достичь желаемой цели или заняться желаемой деятельностью.

4) Физическая - пассивная - непрямая.

Отказ от выполнения необходимых задач.

5) Вербальная - активная - прямая.

Словесное оскорбление или унижение другого человека.

6) Вербальная - активная - непрямая.

Распространение злостной клеветы или сплетен о другом человеке.

7) Вербальная - пассивная - прямая.

Отказ разговаривать с другим человеком.

8) Вербальная - пассивная - непрямая.

Отказ дать определенные словесные пояснения или объяснения.

Люди часто наносят удары по различным неодушевленным предметам, например, по мебели, посуде, подобное поведение не может рассматриваться, как агрессивное до тех пор пока не будет причинен вред живому существу. Мы можем говорить об агрессии только тогда реципиент или жертва стремится избежать подобного обращения. Иногда жертвы оскорбления или болезненных действий не стремятся избежать неприятных для себя последствий.

Самоубийство также не является агрессией, так как здесь агрессор выступает в роли собственной жертвы.

Враждебная агрессия в противоположность инструментальной агрессии. Враждебная агрессия - когда главной целью агрессора является причинение страданий жертве.

Инструментальная агрессия - когда агрессоры нападают на других людей, преследуя цели, не связанные с причинением вреда. Скорее они используют агрессивные действия в качестве инструмента для осуществления различных желаний.

Агрессия, обусловленная раздражителем, относится к действиям, которые предпринимаются прежде всего для устранения неприятной ситуации или ослабления ее вредного влияния (например, сильный голод, дурное обращение). Агрессия, обусловленная к побуждением, относится к действиям, которые предпринимаются с целью достижения различных внешних выгод.

Реактивная агрессия предполагает возмездие в ответ на осознаваемую угрозу. Проактивная агрессия порождает поведение (например, принуждение, запугивание), направленное на получение определенного позитивного результата. Агрессия как инстинктивное поведение:

врожденное стремление к смерти и разрушению.

Согласно этому довольно распространенному подходу, агрессия возникает потому, что человеческие существа генетически или конструктивно “запрограммированы” на подобные действия.

Агрессия как инстинктивное поведение: психоаналитический подход.

В своих ранних работах Фрейд утверждал, что все человеческое поведение проистекает, прямо или косвенно, из эроса, инстинкта жизни, чья энергия (известное как либидо) направлена на упрочнение, сохранение и воспроизведение жизни. Также он предложил существование второго основного инстинкта, танатоса

- влечение у смерти, чья энергия направлена на разрушение и прекращение жизни. Ввиду того, что существует острый конфликт между сохранением жизни (эросом) и ее разрушением (танатосом), другие механизмы (например, смещение) служат цели направлять энергию танатоса вовне, в направлении от “Я”.

Таким образом, танатос косвенно способствует тому, что агрессия выводится наружу и направляется на других. Положение об инстинкте стремления к смерти было фактически отвергнуто многими учениками Фрейда. Единственный проблеск надежды связан с тем, что внешнее проявление эмоций, сопровождающих аггрессию, может вызвать разрядку разрушительной энергии и, таким образом, уменьшить вероятность появления более опасных действий.

Агрессия как инстинктивное поведение: эволюционный подход.

Подходы, о которых пойдет речь, сходятся в признании того, что предрасположенность человека к агрессии является следствием влияния естественного отбора.

Этологический подход. Согласно Лоренцу, агрессия берет начало прежде всего из врожденного инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у людей так же, как и других живых существ. Этот инстинкт развился в ходе длительной эволюции.

Он считал, что агрессивная энергия (имеющая своим источником инстинкт борьбы) генерируется в организме спонтанно, непрерывно, в постоянном темпе, регулярно накапливаясь с течением времени. Чем больше количество агрессивной энергии имеется в данный момент, тем меньшей силы стимул нужен для того, чтобы агрессия ”выплеснулась” вовне.

Согласно Лоренцу, кроме врожденного инстинкта борьбы, все живые существа наделены возможностью подавлять свои стремления; последнее варьирует в зависимости от их способности наносить серьезные повреждения своим жертвам.

Таким образом, опасные хищники, например, львы, которых природа щедро снабдила всем необходимым для успешного умерщвления других живых существ (огромными когтями, зубами), имеют очень сильное сдерживающее начало, препятствующее нападению на представителей своего вида, в то время как менее опасные существа - люди - обладают гораздо более слабым сдерживающим началом. Лоренц полагал, что участие в различных действиях, не связанных с причинением ущерба, может предотвратить накопление агрессивной энергии до опасных уровней и таким образом снизить вероятность вспышек насилия. Охотничья гипотеза. Андри утверждает, что в результате естественного отбора появился новый вид - охотники, которые нападали, чтобы не голодать. Это “охотничья природа” и составляет основу человеческой агрессивности. Андри уверяет, что именно охотничий инстинкт как результат естественного отбора в сочетании с развитием мозга и появлением оружия, поражающего на расстоянии, сформировал человека как существо, которое активно нападает напредставителей своего же вида. Социобиологический подход. Социобиологи доказывают. Что индивидуумы скорее всего будут содействовать выживанию тех, у кого имеются схожие гены (то есть родственников), проявляя альтруизм и самопожертвование, и будут вести себя агрессивно по отношению к тем, кто от них отличается или не состоит в родстве, то есть у кого наименее вероятно наличие общих генов.

Согласно социобиологическому подходу агрессивные взаимодействия с конкурентами представляют собой один из путей повышения репродукции в условиях окружающей среды с ограниченными ресурсами - недостатком пищи или брачных партнеров. Таким образом, социобиологи убеждают нас, что агрессивность - это средство, с помощью которого индивидуумы пытаются получить свою долю ресурсов, что, в свою очередь, обеспечивает успех (скорее на генетическом уровне) в естественном отборе.

Агрессия как проявление побуждения: мотивация причинения ущерба или вреда другим.

Более распространенным является положение, согласно которому агрессия берет начало от побуждения, определяемого как “неинстинктивная мотивационная” сила, являющаяся результатом лишения организма каких-либо существенных вещей или условий, и возрастающая по мере усиления такого рода депривации.

Агрессивное побуждение: фрустрация и агрессия.

Сформулированная Доллардом и его коллегами теория фрустрауции - агрессии звучит так:

1. Фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо форме.

2. Агрессия всегда является результатом фрустрации

При этом предполагается, что фрустрация, определяемая как блокирование или создание помех для какого-либо целенаправленного поведения провоцирует агрессию (побуждает к агрессии), что, в свою очередь, облегчает или поддерживает агрессивное поведение.

Бандура при внимательном рассмотрении каждой из формулировок посчитал, что они слишком расплывчаты.

С одной стороны ясно, что фрустрированные индивидуумы прибегают к вербальным или физическим нападкам на других. Они скорее демонстрируют весь спектр реакций на фрустрацию: от покорности и уныния до активных попыток преодолеть препятствие на своем пути.

Эмпирические исследования показывают следующее: несмотря на то что фрустрация иногда способствует агрессии, это бывает не столь часто. Большинство психологов считают: связь между агрессией и фрустрацией гораздо менее жесткая, чем когда-то предполагали Доллард и его коллеги. Миллер, одним из первых сформировавший теорию фрустрации - агрессии внес поправки в первое положение: фрустрациия порождает различные моделиповедения, и агрессия является лишь одной из них.

Предположение, согласно которому агрессия всегда обусловлена фрустрацией, также уводит слишком далеко. Нет практически никаких сомнений в том, что агрессия является следствием многих факторов, помимо фрустрации. Некоторые дополнительные аспекты теории фрустрации - агрессии. Доллард и соавторы полагали, что чем в большей степени субъект предвкушает удовольствие, чем сильнее препятствие и чем больше количество ответных реакций блокируется, те сильнее будет толчок к агрессивному поведению. Также они пришли к выводу, что «степень замедления в любом акте агрессии варьирует в прямом соответствии с предполагаемой тяжестью наказания, могущего последовать за этим действием». Если индивидуума предостеречь от нападения на того, кто его фрустрировал, предварительно запугав каким-либо наказанием, он все еще будет стремится к агрессивным действиям. В результате могут иметь место агрессивные действия, направленные на совершенно другого человека, нападение на которого ассоциируется с меньшим наказанием.

Миллер предложил особую модель, объясняющую появление смещенной агрессии - то есть тех случаев, когда индивидуумы проявляют агрессию не по отношению к своим фрустраторам, а по отношению к совершенно другим людям. Автор предположил, что в подобных случаях выбор агрессорам жертвы обусловлен тремя факторами: 1) силой побуждения к агрессии;

2) силой факторов, тормозящих данное поведение;

3) стимульным сходством каждой потенциальной жертвы с фрустрировавшим фактором. Миллер полагал, что барьеры, сдерживающие агрессию, исчезают более быстро, чем побуждение к подобному поведению, по мере увеличения сходства с фрустрировавшим агентом.

Анрессивные тенденции: теория посылов к агрессии Берковица.

Берковиц внес наиболее значительные поправки в теорию фрустрации - агрессии. Он утверждал, что фрустрация - один из множества различных аверсивных стимулов, которые способны лишь спровоцировать агрессивные реакции, но не приводят к агрессивному поведению напрямую, а скорее создают готовность к агрессивным действиям. Подобное поведение возникает только тогда, когда присутствуют соответствующие посылы к агрессии - средовые стимулы связанные с актуальными или предшествовавшими факторами, провоцирующими злость, или с агрессией в целом.

Стимул может приобрести агрессивное значение, если связан с позитивно подкрепленной агрессией или ассоциируется с пережитыми ранее дискомфортом и болью. Берковиц утверждал, что у сильно фрустрированных индивидуумов агрессивное побуждение может ослабевать только при условии причинения ущерба фрустратору. Агрессивное возбуждение: теория переноса возбуждения Зильманна. Зильманн утверждал, что агрессия обусловлена возбуждением, то есть конструктом, который можно наблюдать и измерять (учащение пульса, повышение потоотделения и артериального давления).

Одним из аспектов теории Зильманна является положение о том, что возбуждение от одного источника, таким путем усиливая или уменьшая силу эмоциональной реакции.

Было обнаружено, что возбуждение от таких источников, как физическая активность, фильмы с изображением насилия, возбуждающая эротика, а также шум - способствует возникновению и проявлению агрессивных реакций.

Когнитивные модели агрессивного поведения. Модель образования новых когнитивных связей Берковица.

В соответствии с моделью образования новых когнитивных связей Берковица, фрустрация или другие аверсивные стимулы (например, боль, неприятные запахи, жара) провоцируют агрессивные реакции путем формирования негативного аффекта.

Блокировка достижения цели, таким образом, не будет побуждать к агрессии, если она не переживается как неприятное событие.

Теория Берковица гласит, что посылы к агрессии вовсе не являются обязательным условием для возникновения агрессивной реакции. Скорее они лишь «интенсифицируют» агрессивную реакцию на наличие некоего барьера, препятствующего достижению цели.

Взаимозависимость познания и возбуждения. Зильманн доказывал, что «познание и возбуждение теснейшим образом взаимосвязаны; они влияют друг на друга на всем протяжении процесса переживания, приносящего страдания опыта и поведения». Он подчеркивал, что независимо от момента своего появления (до или после возникновения нервного напряжения) осмысление события, вероятно, может влиять на степень возбуждения. Если же рассудок человека говорит ему, что опасность реальна, или индивид зацикливается на угрозе и обдумывании своей последующей мести, то у него сохранится высокий уровень возбуждения. С другой стороны, угасание возбуждения является наиболее вероятным следствием того, что, проанализировав ситуацию, человек обнаружил смягчающие обстоятельства или почувствовал уменьшение опасности.

Когда возникают сбои в познавательном процессе, обеспечивающем возможность подавить агрессию, человек, вероятнее всего, будет реагировать импульсивно (то есть агрессивно).

Агрессия как приобретенное социальное поведение: прямое и викарное научение насилию.

Викарное научение - научение через наблюдение научения других.

Согласно Бандуре, анализ агрессивного поведения требует учета трех моментов:

1) способов усвоения подобных действий,

2) факторов, провоцирующих их появление

3) условий, при которых они закрепляются.

Усвоение агрессивного поведения

Теория социального научения рассматривает агрессию как социальное поведение, включающее в себя действия, «за которыми стоят сложные навыки, требующиевсестороннего научения».

Биологические факторы.

Совершение агрессивного действия зависит от основных нейрофизиологических механизмов. Проще говоря нервная система участвует в осуществлении любого действия, включая и агрессивное.

Непосредственный опыт.

Получение подкрепления за агрессивные действия повышает вероятность того, что подобные действия будут повторяться и в дальнейшем. К числу положительных факторов, приводящих к заметному усилению тенденции агрессивного поведения взрослых и детей относятся получение материальных поощрений (деньги, вещи, игрушки), социальное одобрение или более высокий статус, а также хорошее отношение со стороны других людей.

Научение посредством наблюдения

Дети и взрослые легко перенимают новые для них агрессивные реакции, к которым ранее не были предрасположены, просто в процессе наблюдения за поведением других людей.Еще большее значение имеют случаи, когда люди наблюдают за тем, как примеры агрессии встречают одобрение или, остаются безнаказанными - это часто вдохновляет на подобное поведение.

Регуляторы агрессивного поведения

Существует три вида поощрений и наказаний, регулирующих агрессивное поведение. Во-первых, это материальные поощрения и наказания, общественная похвала или порицание и/или ослабление или усиление негативного отношения со стороны других. Во-вторых агрессия регулируется викарным опытом: например, путем предоставления возможности наблюдать, как вознаграждают или наказывают других. И, наконец, человек может сам себе назначить поощрения и наказания.

Делись добром ;)